Технологический спад вынуждает фаундеров стартапов на ранних стадиях повременить с амбициями и отложить свои проекты. Те, кто начал работать по найму, говорят, что получают больше, меньше нервничают, а качество их жизни повысилось. Но большинство признаются, что когда-нибудь все равно хотели бы опять запустить стартап.
В 2016 году Мехак Вохра бросила колледж и с тех пор запускала собственные стартапы. Первым был Jamocha Media, который занимался медиа и персональным брендингом, а затем SkillBank, онлайн-программа по обучению маркетингу. Но в начале этого года она закрыла SkillBank и устроилась в технологическую компанию покрупнее в качестве директора по маркетингу.
Впервые в жизни она наемный сотрудник, а не начальник.
«Я просто хотела сделать перерыв. Когда кто-то другой говорит мне, что делать, это в некотором роде расслабляет», — признается Вохра.
Согласно данным PitchBook, в прошлом году более 3200 венчурных стартапов прекратили свою деятельность, и ожидается, что в этом году их число будет еще больше, поскольку объем привлеченных венчурных инвестиций упала до почти 10-летнего минимума. Это заставляет основателей стартапов на ранней стадии, которые запустили компании во время бурного роста (то есть до 2022 года), переосмыслить, хотят ли они все-таки этим заниматься.
Читайте по теме:
Sifted: 49% основателей хотят покинуть свой стартап в этом году
Что такое синдром самозванца и как он мешает развивать бизнес
«Идея быть фаундером более привлекательна до того, как вы им стали», — говорит Ишита Арора, основатель и CEO Dayslice, инструмента планирования для бизнеса в сфере услуг, который привлек финансирование в размере $6 млн.
В декабре, увидев, что компания не растет по траектории хоккейной клюшки, как бы того желали инвесторы, она закрыла Dayslice и вернула инвесторам оставшиеся наличные.
«У меня много друзей-фаундеров, и почти все они несчастны и задумываются о том, каково это — работать по найму», — рассказывает Арора, которая ранее в этом году присоединилась к Instrumentl, платформе для некоммерческих организаций, став одной из более чем 50 сотрудников.
«С точки зрения качества сна и удовольствия от выходных, быть наемным работником определенно легче» — добавляет она.
Четверо собеседников Business Insider признались, что качество их жизни стало выше, и не скучают по бессонным ночам или бесконечному напряжению, связанному с управлением стартапом.
«Просто здесь гораздо больше баланса между работой и личной жизнью, — комментирует Вохра. Я чувствую, что намного меньше нервничаю. Сейчас у меня гораздо более насыщенная общественная жизнь, и я не испытываю угрызений совести из-за того, что куда-то хожу».
Кроме того, стартаперы, которые теперь работают по найму, лучше зарабатывают — как минимум в два раза того, что получали, когда были учредителями, и большая часть их вознаграждения привязывалась к акциям.
«Теперь я могу откладывать и больше заботиться о себе, — отмечает Вохра. — Это такие мелочи, как возможность оплатить себе массаж».
Основатели также заявили, теперь не чувствуют одиночества, связанного с управлением компанией.
«Я думаю, что иногда может быть по-настоящему одиноко, — говорит Яцек Прус, основатель двух стартапов по производству экологически чистых продуктов питания в Сан-Франциско. — Вы действительно единственный человек, который находится на таком уровне и принимает такие решения, и люди обращаются к вам за этими решениями».
Ранее в этом году Прус присоединился к децентрализованной финансовой организации Farmed Animal Funders в качестве старшего директора по развитию, решив, что он сможет добиться большего успеха в рамках более крупной организации.
«Если кто-то нацелен на достижение цели, всегда полезно спросить, создаете ли вы компанию, потому что у вас действительно есть привлекательная идея, или это из-за эгоизма?» — рассуждает он.
Фаундеры привыкли, что в стартапах управление происходит быстро и гибко, и переход в более крупную компанию может стать для них разочарованием, считает Шри Чандрасекар, управляющий партнер Point72 Ventures.
«Когда вы привыкли к полной автономии, кажется, что в крупной организации все происходит медленно, для принятия решений требуются комитеты, а за то, что раньше можно было сделать самостоятельно, теперь придется поторговаться, — говорит Чандрасекар. — Я вижу, что многие из этих „прирожденных предпринимателей“ рано или поздно вновь возвращаются к стартапам и понимают, что больше не хотят работать ни на кого, кроме самих себя».
Несмотря на все преимущества более размеренного образа жизни большинство собеседников Business Insider говорили, что скучают по прежним острым ощущениям и планируют основать другую компанию после того, как немного отдохнут и приобретут новые навыки, а также когда условия финансирования станут более благоприятными.
«Мне нравится создавать что-то, что, как я вижу, использует множество людей, и мне нравится полностью владеть этим, и мне пришлось отказаться от некоторых вещей, чтобы присоединиться к другой компании, но я рассматриваю все это как полезный опыт, — добавляет Вохра. — Просто я никогда не думала, что захочу стать винтиком в большой корпорации. Для меня это просто неинтересно».
Читайте по теме:
ИИ получил 30% мировых инвестиций во 2 кв. 2024 года — Crunchbase
Карусель нейросетей: что ждет рынок ИИ-стартапов?
Другой основатель, который был нанят в финтех-компанию в рамках поглощения его стартапа, признается, что ему не хватает адреналина и проблем, связанных с управлением стартапом, а корпоративная жизнь кажется ему скучной.
«Это очень комфортно. Можно понять, как люди попадают в ловушку и просто окончательно расслабляются» — говорит он.
Он намеренно старается вести прежний относительно скромный образ жизни — тратиться только на хорошие часы, — хотя сейчас его зарплата почти в 3 раза больше.
«Я не хочу зацикливаться на том, чтобы зарабатывать гораздо больше денег, — говорит он. — Я хочу основать еще несколько компаний».
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025