Развитие роботов и беспилотных автомобилей, использующих искусственный интеллект, породило новую проблему юридического характера. На кого подавать в суд в случае происшествия — производителя, программиста или самого робота?
Водители, страховщики и производители беспилотных автомобилей хотят знать, кого нужно считать виноватым в случае аварии. Кто именно понесет ответственность во многом зависит о того, как мы воспринимаем искусственный интеллект — как продукт, сервис или лицо, принимающее решение.
Некоторые автопроизводители, включая Volvo, Google и Mercedes, уже заявили, что берут на себя полную ответственность за все действия своих машин, совершенные в автономном режиме.
Скорее всего, компаниям, которые не делали подобных заявлений, тоже придется возмещать убытки, нанесенные их беспилотным автомобилем. Если машина причинила вред из-за собственного дефекта, ее производитель понесет полную ответственность в рамках стандартов проектирования и, скорее всего, будет вынужден пройти судебное разбирательство и отозвать партию продукта. Например, в начале этого года Toyota отозвала огромную партию своих автомобилей из-за подушек безопасности Takata, которые были опасны для жизни.
Однако, если рассматривать беспилотную программу как сервис, ему можно предъявить обвинения в халатной работе.
Нейтан Гринблат, юрист по вопросам интеллектуальной собственности, считает, что если рассматривать ИИ и реальных водителей на равных условиях, то они «окажутся на одном поле» и можно будет избежать дорогостоящих исков, связанных с юридической ответственностью за качество продукта.
Не всегда понятно, кто именно является производителем беспилотного автомобиля, считает Джон Кингстон, профессор Брайтонского университета, который изучает искусственный интеллект и юриспруденцию. Если беспилотный автомобиль задавит пешехода, то ответственность может нести как автопроизводитель, так и подрядчик, разработавший для машины ПО и поставщик, предоставивший неисправную камеру.
Кадр с допросом андроида из игры Detroit: Become Human
Страховая компания Allianz предсказывает, что однажды страхование ответственности за качество выпускаемой продукции станет обязательным. Таким образом водители смогут снять с себя ответственность при переводе автомобиля в беспилотный режим.
Профессор юриспруденции Габриэль Холэви из колледжа Оно Академик в Израиле полагает, что ответственность может нести сам искусственный интеллект. Но это не значит, что разработчикам ПО и автопроизводителям удастся от нее уклониться — в случае происшествия их могут привлечь к суду за халатность или даже соучастие.
Но вынести приговор искусственному интеллекту нелегко. Самым простым наказанием будет его отключение. Если суд постановил, что ИИ нарушил закон, его могут выключить на определенный срок (это будет эквивалентом тюремного заключения) или же заставить выполнять общественные работы, например, убирать улицы или помогать людям в библиотеке.
Кингстон считает, что нужно ввести новые законы, которые помогут разобраться с ИИ-нарушителями. Многие законы учитывают фактор вменяемости нарушителя, но у искусственного интеллекта нет четкого определения здравого смысла.
Что будет дальше
Первое крупное судебное разбирательство с участием ИИ наверняка притормозит развитие ИИ-проектов, полагает Кингстон, потому что юристам компаний придется срочно думать о том, как защитить своих клиентов. Однако в будущем появление понятных правил и руководств окажет положительный эффект на дальнейшие исследования и развитие искусственного интеллекта.
Материалы по теме:
Эта программа на основе ИИ может вас переспорить, однако не понимает, о чем говорит
Роботы предпочитают, чтобы им грубили
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Регистрация бизнеса: самозанятoсть, ИП или ООО»
- 1 Специалисты Nvidia научили роботов повторять движения Криштиану Роналду
- 2 Разработчик промышленных роботов запланировал привлечь до 100 млн рублей на pre-IPO
- 3 OpenAI собирает команду в отдел робототехники
- 4 Маск объявил о планах выпустить до 100 тыс. роботов Optimus в 2026 году