Истории

Я совок не нанимаю: Олег Тиньков выступил на Экономическом форуме в Петербурге

Истории
Влада Стеканова
Влада Стеканова

Редактор разделов «Карьера» и «Лайфстайл»

Влада Стеканова

Предприниматель Олег Тиньков выступил на Петербургском экономическом форуме. В беседе с журналистом Владимиром Познером он рассказал о том, в чем феномен популярности «Тинькофф банка» и что нужно сделать правительству в первую очередь, чтобы изменить экономику в стране.

Я совок не нанимаю: Олег Тиньков выступил на Экономическом форуме в Петербурге

О призвании

Хочу, чтобы прежде всего на моей могильной плите было выгравировано одно слово — «предприниматель». Потому что я считаю, что предприниматели — это отдельная каста людей, которые меняют мир, двигают его вперед, создают рабочие места. Все, что мы имеем, придумали и создали предприниматели. Политики в лучшем случае не мешают, а в худшем — сдерживают прогресс. Только предприниматели обладают талантом видеть нужды и потребности, которые могут возникнуть у клиентов, и предложить решение. Это, к сожалению, в нашей стране никто не понимает. 

При этом, чтобы идти в предприниматели, нужно быть мазохистом, любить это дело, потому что ты постоянно в риске. У тебя постоянный невроз, потому что ты знаешь, что можешь все потерять или у тебя могут все отнять.

О предпринимательской среде в России

Можно сказать, что среда враждебна. Без большой господдержки нельзя сделать из предпринимателей героев. Предприниматели должны быть такими же «звездами» и элитой, как те, кого награждают в Кремле — а там я не вижу ни одного предпринимателя. Это плохие сигналы обществу. Например, в англо-саксонском обществе предприниматель — это мечта, герой, все хотят этим заниматься. Ричард Брэнсон — рок-звезда в Великобритании. А у нас даже попасть на какой-то госканал невозможно: «реклама — это плохо». 

В массовом сознании существует отношение к бизнесменам как воришкам, спекулянтам. Это потихоньку меняется.

Об отношении к деньгам и мотивации

Иметь много денег — это хорошо. Деньги дают свободу, капитал для реинвестирования. Но настоящий драйв — это то, что ты можешь поменять что-то в жизни. Например, мы поменяли банковскую индустрию в России. Мне уже можно умирать. Для меня это больший драйв, чем $200-300 млн на счету. Хотя, конечно, приятно быть в топ-100 Forbes. Девушки к тебе лучше относятся, не буду скрывать. 

Но мой главный мотиватор — поменять жизнь людей. Если кто-то скажет, что деньги — основной мотив, почему они просыпаются и идут на работу, они слукавят, не может такого быть. После $100 млн качество жизни точно не улучшается. Так что деньги — ерунда.

О драйвере бизнеса

Чем лучше ты удовлетворяешь потребности клиентов, тем больше зарабатываешь, тем более качественных людей можешь нанимать в команду и тем лучше становится твой продукт. Такой замкнутый круг. 

О кадрах для цифровой экономики

Дела с кадрами в России обстоят плохо. Хотя мы неплохо смотримся на мировом рынке digital благодаря таким компаниям, как «Яндекс», Mail.ru, «Касперский», «Тинькофф». Но это задел советского времени. Наша высшая математическая, кибернетическая школа была сосредоточена вокруг военно-промышленного комплекса, там были инвестиции. Мы нанимаем молодежь (средний возраст сотрудников — 24 года) и видим, что уровень образования снижается катастрофически по сравнению с советским. 

Фото: Rusbase

Сейчас топ-10 зарплат связан с IT-вакансиями. Индустрии нужно по 800 тысяч айтишников в год. Если раньше мы нанимали молодых разработчиков на зарплату в 80 тыс. рублей, сейчас — на 160, потому что конкурируем с «Мэйлом» и «Яндексом». А университеты продолжают штамповать юристов и менеджеров. Нужна глобальная реформа высшего образования. И среднего тоже: там все начинается. 

Мы сотрудничаем с кафедрой мехмата МГУ, МФТИ, у нас есть финтех-школа. Но феномен, с которым мы столкнулись, заключается в том, что когда мы начинаем работать со студентами 3-4 курсов, это уже поздно. Они — испорченный продукт. Надо начинать с первых курсов, как это делает, например, компания «1С».

О феномене успеха

Наша сила — это люди, кадры, человеческий капитал. Если меня не будет в банке, ничего не поменяется, потому что моя команда менеджеров гениальна и автономна. Я не занимаюсь операционным управлением. У нас нет чинопочитания. Со мной даже иногда в коридоре не здороваются, что удивительно.

Чистая прибыль «Тинькофф банка» скоро будет $1 млрд. Мы станем вторыми после «Магнита» Галицкого, которые достигли такой прибыли в России.

Все пытаются нас копировать, но вы не сможете, потому что невозможно скопировать наш дух. У нас люди не за деньги работают — за идею.

Об иерархии и бюрократии

У нас есть формально какие-то начальники, дисциплина существует. Но есть разница между тем, чтобы быть начальником, и руководить в стиле «я начальник, ты дурак». У нас культура test and learn, мы экспериментируем, я прощаю кому-то ошибки, а дальше они прощают ошибки другим. У меня открытый имейл, любой сотрудник может туда написать свою идею. И к идее сотрудника call-центра я отношусь так же, как к идее вице-президента, потому что первый работает напрямую с потребителем.

Фото: Rusbase

Я ни разу не был на совете директоров. У нас его просто нет. «Альфа» — прекрасный банк, наш огромный конкурент, пока недосягаемый. Но у него большая проблема — бюрократия. Я считаю, что рост возможен и без бюрократии. В этом смысле у нас идеологический спор с Фридманом. Интересно, что будет через три года. 

О найме сотрудников

При найме на работу мне важно, как человек мыслит, «совок» он или нет. Я «совок» не нанимаю. Худшее — когда человек приходит на собеседование в галстуке. Галстуки, костюмы, умное закатывание глаз, желание понравиться — это признаки советского человека. Пусть он идет в «промсвязьмомбанк». Мне важны жизненные принципы и человеческие качества. Я могу быстро определить, наш человек или не наш, хороший или плохой. Хорошего всегда наймем, даже если он вуз не окончил. 

О шагах, которые предпринял, если бы возглавил правительство

  1. Кадры: оставить лучшее от математического,  физического образования, убрать рудименты.
  2. Стал бы делать из предпринимателей героев, объяснял бы населению: вы получаете пенсию не от государства, а от нас, предпринимателей, от наших налогов. «Тинькофф» платит 10 млн налогов каждый год. Из них получает пенсию моя мама.
  3. Перестал бы делать из предпринимателей уголовников.

О декриминализации экономических преступлений

Если мы говорим об экономических преступлениях, то наказывайте рублем. Зачем в тюрьму? Пусть заплатят лучше. У нас сначала посадили, а потом начинаются диалоги. Он общественно не опасен, никого не убил, не ударил. Зачем человека сразу за решетку? Это атавизм: нигде в мире такого нет. Это сталинская обвинительная система, к современной экономике она не применима. 

Фото: Мойка78

Пусть человек работает, создает рабочие места. А наказывать надо штрафами. Это же рациональный подход.

Завет российским предпринимателям

Российскому бизнесу нужно дистанцироваться от политики, это не наша тема. Посмотрите на китайцев: режим коммунистический, диктаторский, при этом экономика бурно развивается. Ребята, давайте делать бизнес, развивать нашу страну, нанимать людей, менять систему образования. Не ждите от властей манны небесной. Для настоящего предпринимателя вообще, чем хуже условия, тем лучше. Я десять лет жил в США, веду бизнес в Европе и с уверенностью могу сказать, что лучшая предпринимательская среда — в России: у нас лучшие люди, лучшие кадры, лучшие программисты. 


Материалы по теме:

«Тинькофф Бизнес» запустил чат-бота с играми для предпринимателей

Тиньков пожаловался на уход сотрудников российских IT-компаний в Кремниевую долину

«Тинькофф Банк» запустил курсы на мехмате МГУ

Гид по Санкт-Петербургу для бизнес-путешественников

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что молодому стартапу нужно знать о венчурном рынке: как тут все устроено
  2. 2 Дмитрий Кулиш: «Ждать, когда наука сама перейдет в инновации, нельзя — надо ускоряться»
  3. 3 Герман Греф и Ольга Ускова: «Не надо относиться к компьютеру как к отдельной сущности — это мы пишем ему душу»
  4. 4 Стив Возняк: «Лучшие продукты придумываются не для других, а для себя»
  5. 5 Ларс Бук — о работе в Startupbootcamp и правилах выживания для компаний