Top.Mail.Ru
Истории

Как железнодорожная катастрофа пробила брешь в китайской онлайн-цензуре

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Вероника Елкина

Однажды китайская социальная сеть Weibo была местом, где у людей была свобода слова, несмотря на действующую в стране пропаганду и цензуру. Микроблогеры обладали реальным влиянием и могли публично разоблачать власть. Увы, такая свобода длилась недолго.

Как железнодорожная катастрофа пробила брешь в китайской онлайн-цензуре

В начале 2010-х высокоскоростные поезда были символом богатства и процветания Китая. Элегантные белые вагоны заменили в 2007 году стандартные поезда, считавшиеся раньше символом отсталости. Правительство вложило миллиарды долларов, чтобы проложить новые скоростные железные дороги в стране, но 23 июля 2011 года эта гордость Китая получила серьезный удар.

В 20:30 Пэн Юйхэн вел поезд с туристами из Пекина в город Фучжоу на южном побережье страны. Когда поезд проезжал мимо города Вэньчжоу в провинции Чжэцзян диспетчер неожиданно закричал Пану в ухо: «Берегись! В твоей зоне еще один поезд! Перед тобой D3115!»

И тут Пэн увидел, что на путях действительно стоит еще один поезд — D3115. Машинист нажал на аварийный тормоз, но было уже поздно — поезд врезался в D3115 на скорости примерно 100 км/ч. Оба двигателя вышли из строя и четыре вагона улетели с обрыва высотой 30 метров.

В катастрофе погибло 40 человек, около 200 были ранены. Это происшествие занимает третье место по смертям среди аварий высокоскоростных поездов, происходивших за всю историю. Однако уже через 24 часа железная дорога вернулась к работе. Несколько вагонов закопали в поле, куда они упали, а на следующий день в государственных газетах не было ни слова о произошедшем.

Однако аварию активно обсуждали в интернете. За несколько часов посты о ней заполонили Weibo, китайскую платформу микроблогов, напоминающую Twitter. Скоро люди узнали о том, что уже через пару часов после проведения спасательных операций, власти приказали разобрать сошедшие с рельсов вагоны и закопать их в поле. Когда один из журналистов спросил Ван Енгпинга, представителя железнодорожной системы Китая, что он думает насчет того, что власти оправдывают свое решение закопать вагоны тем, что те мешают спасательным операциям, тот ответил: «Можете верить, а можете нет, но я считаю, что так оно и есть».

Это заявление вызвало возмущение в обществе, которое только усилилось, когда среди обломков поезда нашли живую двухлетнюю девочку уже после того, как были закончены поиски выживших. Ван назвал произошедшее «чудом».

Обучись востребованной и перспективной профессии, выбрав онлайн-курс в каталоге курсов интернет-маркетинга.

pic

Интерфейс Weibo в 2011 году. Фото: Reuters

Люди не хотели больше верить официальной истории и потому решили воссоздать картину реальных событий катастрофы по зацепкам в интернете. Они нашли пресс-релизы и видео, снятые незадолго до инцидента — в одном из них глава министерства железнодорожного транспорта хвастался «современными технологиями», которые использует Китай, благодаря которым поезда никогда не смогут столкнуться друг с другом. Всплыла на свет статья 2008 года от издания People’s Daily, где рассказывалось о машинисте Ли Донсяо, который начал управлять «самым сложным в мире» двигателем поезда всего за 10 дней до открытия скоростной железной дороги.

«Мы живем в стране, где гроза может заставить поезд сойти с рельсов, автомобиль может обвалить мост, а молоко способно вызвать камни в почках, — прокомментировал один из пользователей Weibo. — Сейчас Китай — это скоростной поезд, который несется навстречу грозе, и мы в нем пассажиры».

В китайском интернете и раньше обсуждали всякие скандалы, но в этот раз все было иначе. Столкновение поездов в Вэньчжоу показало миру, что сообщество Weibo — это молодые граждане Китая, на которых не действует коммунистическая пропаганда, существующая в стране уже много лет. Они устали от коррупции и бюрократии и хотят перемен. «Блоги, разоблачающие правду о крушении поезда, сокрушили китайскую цензуру», — так называлась статья о ситуации в Китае, опубликованная в журнале The New York Times.

«Хоть блоги и раньше разоблачали преступников и фейковые новости, события этой недели могут быть знаком того, что Weibo станет серьезной социальной силой, несмотря на попытки правительства ограничить влияние интернета», — говорилось в статье.

Микроблогеры на Weibo могли действительно менять мир к лучшему. Они помогали находить пропавших детей, разоблачать коррупцию и бороться с загрязнением воздуха.

На Weibo сложилось общество особо влиятельных блогеров, которых называли Большими В (отсылка к тому, что их аккаунты были верифицированы). Среди них был магнат недвижимости Пэн Шию и венчурный капиталист Чарльз Сю. Именно они начали публиковать данные о качестве воздуха в Пекине, которые ежедневно сообщало местное посольство США. Информация привлекла внимание сотен тысяч пользователей и те стали призывать власти Китая выпускать подобные отчеты о качестве воздуха в стране.

Но когда эти блогеры попытались использовать Weibo для призывов к иным действиям, они быстро поняли, что их возможности ограничены. С Большими В встретилась звезда интернета Лю Вэй и сообщила им «семь главных правил» поведения в сети. При этом блогеры должны были подтвердить, что согласны им следовать — Пэн Шию даже записал ролик, в котором сообщил, что эти правила похожи на правила дорожного движения и он не может их нарушать. Тех, кто отказался подчиниться, ждала не самая завидная судьба.

pic

Чарльз Сю. Фото: The Atlantic

23 августа 2013 года 60-летний Чарльз Сю был задержан в Пекине в компании 22-летней женщины по подозрению в поддержке проституции. Через несколько недель его показали по центральному телевидению — Сю выглядел измученным и потрясенным. Хриплым голосом он признался в зависимости от Weibo и сказал, что не проверяет реальность фактом. «Я не давал конструктивных предложений для решения проблем. Я просто поддавался эмоциям и распространял идеи», — сообщил он. Его арестовали после того, как он критиковал на Weibo правительство и выступал за более либеральную экономическую политику. На его аккаунт было подписано более 12 млн жителей Китая.

Еще одного известного критика власти Син Чжихуя арестовали по обвинению в том, что за три года он распространил более 3 тысяч ложных слухов ради выгоды своего бизнеса. Пэн тоже появлялся на государственном телеканале и участвовал в обсуждении того, как микроблогеры должны нести социальную ответственность и какой потенциальный вред они могут принести своими «ложными» отчетами.

Weibo не стала платформой, где действует свобода слова, но показала, что власти Китая не способны терпеть даже конструктивную критику. Диссиденты были подавлены или вынуждены уйти на платформы за пределы Великого Китайского файрвола, где их не найдут не только цензоры, но и широкая публика.

Источник.


Материалы по теме:

Как работает китайская «фабрика цензуры»

Глава Google впервые публично подтвердил разработку поисковика с цензурой для Китая

Антиутопия в Китае – технологичное полицейское государство, какого мир еще не видел

В Китае заблокировали поисковик Bing от Microsoft

Изображение на обложке: Satoshi Kamayashi

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Apple удалила Telegram и WhatsApp из китайского App Store
  2. 2 Олимпийские игры 2024 уже стартовали — но не в Париже, а на китайских фабриках
  3. 3 «Офисное фермерство»: тренд для тех, кто устал от стресса на работе
  4. 4 Китайские автомобили. Как будет работать параллельный импорт после 1 апреля 2024 года?
  5. 5 Честный знак при карго-доставке из Китая: «серые» схемы и их последствия