YOUNG

«Изучают Python и уходят в официанты»: как мотивировать подростка заниматься программированием

YOUNG
Олег Хейфец
Олег Хейфец

Директор по продукту Kodland

Анна Меликян

Информатика закрепилась в школьной программе еще с советских времен: ученики старших классов изучали теорию алгоритмов, пробовали кодить и осваивались в инструментах операционной системы. К сожалению, в большинстве школ образовательная программа не сильно изменилась со времен наших родителей. Для получения актуальных знаний ребенку приходится взять обучение в свои руки.

Как подростку изучить программирование самостоятельно, где искать поддержку и как не потерять мотивацию, рассказал сооснователь школы Kodland Олег Хейфец.
«Изучают Python и уходят в официанты»: как мотивировать подростка заниматься программированием

Потеря мотивации и прокрастинация — как быть

Учебники, видеокурсы и статьи для изучения программирования давно находятся в свободном доступе. Любой может начать изучение в условной Coursera, но только немногие доберутся до конца. По статистике, 3-5% студентов массовых открытых онлайн-курсов заканчивают обучение. Причина — потеря мотивации и сложности с тем, чтобы вклинить занятия во взрослую жизнь. С последним у подростков проще — большинство детей не знают, чем себя занять в выходные, а многие онлайн и офлайн-школы проводят уроки по субботам и воскресеньям. 

Настоящая проблема в обучении школьников — потеря мотивации. У детей короче горизонт планирования. Цель стать крутым программистом — абстрактна в отличие от пятерки в дневнике. Ребенку важно видеть результат сразу, а не ждать годами релиза придуманного проекта.

В 2007 году появился язык программирования Scratch, и скоро стал популярным в частных школах. Понятный и дружелюбный интерфейс завоевал любовь детей младшего возраста: ребята создают простые игры и анимацию, наблюдая за прогрессом в момент кодинга. 

Увы, такой визуальной дружелюбностью другие языки программирования похвастаться не могут. Большую часть времени программисты наблюдают за цифрами, буквами и символами. Результаты достигаются позже, но и возможностей Python или C дает существенно больше. Например, на первом языке написана популярная World of Tanks. Однако до создания «танков» любой новичок будет корпеть над простенькими проектами, что может подкосить желание продолжать занятия.

Другая проблема — как обучаться? Если раньше каждый учебник был на вес золота, то сегодня легко запутаться в тысячах источниках. Откладывая «на потом», подростки так и не прикасаются к многочисленным сохраненным урокам. В 2014 году аналитики Стэнфорда установили, что 70% учеников в обучении помешало желание отложить занятия.

Игры, педагоги и комьюнити — главные шаги

Мотивировать ребенка не оставлять занятия поможет правильное целеполагание, программа обучения и коллаборация. Прежде всего мамам и папам важно понять, что хочет ребенок. К нам приходят родители утверждающие, что сын или дочка мечтают стать программистами. Редко кто может ответить «какими?». 

Роботы-хирурги, печать органов, «умный» пластырь. Кейсы о цифровой медицине.

  • Мы отдаем детей на футбол, наблюдая как те увлеченно гоняют по полю с мечом.  Аналогично и с программированием — родители должны узнать, что интересует ребенка до старта обучения. Как и в спорте, существует десяток направлений для разработчиков от создания игр, до изучения массивов данных. Для каждого есть своя образовательная программа. Родители должны узнать у ребенка, хочет ли он создать новый Minecraft или Instagram, проектировать роботов или строить сайты.
  • Определившись с целью, важно подобрать интересную и полезную программу обучения. Сегодня на уроках информатики ученики осваивают языки Basic и Pascal, которые давно не используются в настоящей работе. Единственная польза — получить представления о компьютере в целом. Чаще уроки скорее вредят — скучные безрезультатные занятия забирают мотивацию у детей изучать программирование. 

Сегодня множество площадок используют игровую среду для увлечения детей программированием. Например, благотворительный ресурс Codeorg с проектом «Час кода» работает в браузере и предлагает детям простые задания в интуитивно-понятном формате. Год назад мы запустили формат геймификации и получили положительный фидбек. Дети стараются заработать статусы, выполнять задания и получать награды. Виртуальные подарки — сильные мотиваторы. В год подростки в мире тратят до 30 млрд долларов на внешние атрибуты в играх. Получать ачивки за знания — не менее круто.