Как справиться с "трудным" боссом
Если вам кажется, что ваши отношения с начальником не ладятся, ваши темпераменты катастрофически не совпадают, и вас того и гляди уволят, проанализируйте стиль вашего босса и разработайте соответствующую стратегию взаимодействия с ним.
Пусть начальник станет вашим клиентом
В свое время так поступила Эль Зофи, ныне владелица консалтингового агентства AIM Strategies и автор книги, посвященной взаимоотношениям в рабочем коллективе. В 1990-х, когда она работала в компании J. P. Morgan, у нее возникли довольно напряженные отношения с непосредственным начальником.
Будучи коммуникабельной и разговорчивой девушкой, Зофи писала ему длинные отчеты с подробным описанием деталей, на которые тот отвечал односложными "да" или "нет". "Меня страшно напрягало это недопонимание, пока я не сообразила, что ему нужно излагать все сжато и по пунктам", - говорит Зофи. Через некоторое время после внедрения этой стратегии она уехала в отпуск, готовясь к худшему по возвращении. Но отдохнув, Эль узнала, что ее повысили в должности.
В 1998 году, уволившись из J. P. Morgan, Эль Зофи начала свой консалтинговый бизнес, отмечает журнал Forbes.
"Вы должны рассматривать свои взаимоотношения с начальником как самые важные в вашей компании. Думайте о нем не как о боссе, а как о клиенте. Играйте с ним на его поле", - советует она.
Некомпетентность - не приговор
Впоследствии Зофи составила собственную классификацию типов начальства. По её мнение существует всего четыре основных типа боссов: новатор, "свой парень", перфекционист и стабильный. При этом она признает, что люди сложные существа, и часто сочетают в себе черты разных типов. Однако достаточно определить, к какому основному типу относится ваш начальник, чтобы продумать эффективную стратегию взаимоотношений с ним.
К примеру, если вам достался босс-перфекционист (не выносит хаоса ни в какой форме и требует от своих подчиненных безупречности во всем), вы должны каждый раз проводить максимальную предварительную подготовку, задавать как можно больше вопросов при получении задания, предоставлять ему как можно больше данных, и в процессе осуществления проекта осведомляться об успехах.
А как быть, если ваш начальник попросту некомпетентен? У Зофи есть решение и на этот случай. Одна из ее клиенток работала в компании по производству медицинского оборудования, где ее непосредственным начальником была дочь владельца. Компания занималась изготовлением сложного медицинского оборудования, часть деталей которого поставлялись из Индии и Китая. Испытывая проблемы с управлением сложным процессом, начальница постоянно находилась на взводе, непрерывно требуя от подчиненных подробную информацию, иногда даже вмешиваясь в переговоры с зарубежными соподрядчиками.
"Моя клиентка испытывала от этого давления такой стресс, что уже подумывала об антидепрессантах", - рассказывает Зофи. Она рекомендовала клиентке найти способ успокоить свою начальницу с учетом ее неуравновешенного характера. В итоге женщина составила для начальницы табличку с подробным описанием всех участников производственного процесса, таким образом обеспечив ей зону комфорта. Стратегия сработала. "Она не стала больше любить свою начальницу, но работу сохранила", - подводит итог Зофи.
5 шагов навстречу совершенству
1. Рассматривайте босса как клиента
В выстраивании отношений с боссом бывает полезно рассматривать его как клиента, а не как коллегу или начальника.
2. Оцените стиль поведения своего начальства
Кто он - перфекционист, который не терпит беспорядка? Новатор, который готов экспериментировать и идти на риски? Общительный экстраверт, легко сходящийся с людьми? Первым шагом на пути к поиску стратегии вашего поведения должно стать быть определение типа начальника.
3. Найдите способ компенсировать слабости вышестоящих
Он всегда опаздывает на встречи и не успевает подготовить материалы? Значит, вы должны приходить заранее со всем необходимым.
4. Изучите коммуникативный стиль своего босса и "отзеркаливайте" его
Что он предпочитает - встречу в коридоре, разговор по душам в кабинете, формальный обмен письмами? Подстройтесь под его стиль общения.
5. Определите, как ваш начальник принимает решения и действуйте соответствующе
Если он предпочитает долго обдумывать решения, сдержите свое нетерпение. Если он стремится добиться консенсуса среди коллег, возьмите на себя миссию достижения согласия между всеми.
В конечном итоге, если вы и не станете хорошим другом своему боссу, то незаменимым сотрудником - определенно.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter