Американцы заинтересовались советским ракетным двигателем

Расскажите друзьям
Андрей
Андрей

Двигатель, разработанный для советской лунной программы, может использоваться NASA до 2020 года

  США заинтересовались двигателем НК-33, разработанным еще 40 лет назад Николаем Кузнецовым для программы освоения Луны. Недавние испытания показали, что этот двигатель аналогичен по мощности с разработкой НПО "Энергомаш", двигателем РД-180, который сейчас активно используется в NASA. Стоимость двигателя НК-33 примерно равна $1 млн, тогда как РД-180 стоит более чем $6 млн. Если заказ от американцев поступит, Самарский научно-технический комплекс им. Н. Д. Кузнецова может потратить на возобновление производства НК-33 около 4 млрд руб.

Недавние успешные испытания ракетного двигателя НК-33, разработанного 40 лет назад советским конструктором Николаем Кузнецовым для лунной программы, открывают путь к заключению контракта с американской компанией Aerojet, которая собирается оснащать ими первую ступень ракеты-носителя Taurus II производства компании Orbital, пишут "Ведомости".

У Orbital уже есть контракт с NASA: по данным компании, снабжение Международной космической станции (МКС) до 2015 г. принесет ей $1,9 млрд. Кроме того, как ранее писал RB.ru, главы космических агентств уже приняли решение продлить работу МКС до 2020 года.

Представитель Aerojet подтвердил "Ведомостям", что компанию полностью удовлетворили результаты испытаний, сейчас идут дополнительные консультации, затем, возможно, будет заключен контракт. Объем закупок пока не определен. Вопрос цены не комментируется. Представитель Orbital от комментариев газете отказался.

Мы только сейчас начинаем понимать, какие возможности заложил Кузнецов в НК-33, заметил "Ведомостям" исполнительный директор Самарского научно-технического комплекса (СНТК) им. Кузнецова Николай Никитин.

Сам Кузнецов не успел довести работу до конца: в начале 1970-х советская программа пилотируемых полетов на Луну была закрыта, и НК-33 отправили на склад.

В феврале - марте на стенде СНТК под Самарой проведены три испытания: тяга НК-33 превысила на 108% прежде установленную, двигатель проработал 617 секунд. Для выведения американской ракеты на орбиту требуется работа в течение 227 секунд, заметил Никитин.

Дешевле и лучше

В середине 1990-х Aerojet уже купила у СНТК около 40 двигателей НК-33 по $1 млн, и сейчас у нее 30 двигателей, 20 потребуются для 10 запусков (пять по твердому контракту и пять по опциону) к МКС, продолжает Никитин. При новых поставках стоимость двигателя следует значительно повысить, уверен он: химкинский "Энергомаш" продает в США аналогичные по тяге двигатели РД-180 более чем по $6 млн.

Американцы считают, что в 2016-2020 гг. им понадобится 71 двигатель НК-33, цитируют "Ведомости" слова Никитина. На СНТК хранится еще около 40 двигателей, так что не менее 20 единиц, а с учетом их использования на носителе "Союз-1" - и больше, надо будет произвести заново. Возобновление производства обойдется в 4 млрд руб., прикидывает Никитин.

Шансы на возобновление производства НК-33 реальны, если российская ракета под них будет иметь значительный гарантированный заказ, заявил "Ведомостям" член-корреспондент Академии космонавтики Андрей Ионин, а говорить об этом еще рано. Тем не менее, испытания НК-33 доказывают, насколько мощный и до сих пор востребованный потенциал был достигнут советской космонавтикой 40 лет назад, отмечает эксперт.

А пока NASA использует двигатели РД-180 производства "Энергомаша". В частности, в феврале состоялся 26 пуск американских ракет семейства "Атлас" с этим  российским двигателем, говорится в сообщении НПО.

СНТК занимается в основном авиационными, ракетными и газоперекачивающими двигателями.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase