Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Как взыскать деньги с дорожников за разбитый автомобиль

Архив rb.ru
Марат

Марат

Весна подходит к концу, и состояние дорог на большей части территории России оставляет желать лучшего.

Как взыскать деньги с дорожников за разбитый автомобиль
Многочисленные ямы и выбоины терзают сердца и кошельки автовладельцев. Помятые диски и "шишки" на резине - это лишь малая часть платы, которую приходится платить тем, кто сидит за рулем. Не секрет, что из-за плохого дорожного покрытия происходит масса ДТП, при этом мало кто задумывается над тем, чтобы привлечь дорожные службы к ответу. Тем не менее,  если правильно оценить ситуацию, шанс получить возмещение за разбитый таким способом автомобиль есть.

От бездействия дорожных служб первыми устали страховые компании, которым надоело выплачивать страховое возмещение, что называется "на ровном месте", т.е. потому, что автомобиль клиента попал в яму на дороге. Простые автовладельцы периодически также предпринимают попытки отсудить у дорожников деньги. К сожалению, успешный исход таких попыток напрямую зависит от собственника дороги. Если таковым является исполнительный орган власти, то суды неохотно встают на сторону пострадавших, находя любые причины для того, чтобы снизить размер взыскиваемого ущерба или вовсе отказать в этом.

Для того, чтобы быть готовым к войне с дорожной службой, необходимо знать три вещи:

  • нормативно-техническую документацию в области строительства и эксплуатации дорог;
  • порядок оформления события ДТП, произошедшего из-за плохой дороги;
  • порядок досудебного и судебного разбирательства с собственником дороги.

Нормативно-техническая документация в области строительства и эксплуатации дорог


С этим все относительно просто. В РФ действует СНиП 2.05.02-85. "Автомобильные дороги", который регулирует порядок проектирования, строительства и ремонта автодорог, а также ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Больше всего нас интересует последний документ, так как он устанавливает предельные значения отклонений от нормативов. Например, в курсе ли вы, что в зависимости от категории дороги общий метраж повреждения дорожного полотна не может превышать 0,3-2,7 кв. м на 1 кв. км дороги (при этом зимой эти показатели варьируются от 1,5 до 7 кв. м). Кроме того, время ликвидации повреждений должно составлять от 5 до 10 суток. Более того, в соответствии с п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Трамвайные рельсы, зачастую приподнимающиеся над дорогой чуть ли не на половину своей высоты, не должны выступать над дорожным полотном более чем на 2 см (п. 3.1.13. ГОСТ Р 50597-93). То же самое относится и к канализационным люкам. Кроме того, не счесть повреждений из-за отсутствия крышки люка или сломанных крышек. В данном случае вроде бы водитель сам виноват, на дорогу лучше смотреть надо, однако, согласно п. 3.1.12. ГОСТ Р 50597-93,  дорожные службы обязаны ограждать разрушенные крышки и решетки и обозначать  их соответствующими дорожными знаками (с заменой, кстати, в течение 3 часов с момента обнаружения).

Порядок оформления события ДТП, произошедшего из-за плохой дороги

На первый взгляд может показаться, что никакого ДТП нет: люди не пострадали, повреждена только одна машина, однако если вспомнить п. 1.2. Правил дорожного движения (ПДД), то под ДТП понимается "...событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб...". В нашем случае материальный ущерб причинен в процессе движения автомобиля по дороге, а потому является ДТП, пусть даже вы - его единственный участник.

Итак, допустим, двигаясь на автомобиле,  вы угодили в яму и повредили колесо. Раз это ДТП, не забываем предпринять все меры, предусмотренные п. 2.5. ПДД в случае ДТП: остановиться, включить "аварийки", выставить знак аварийной остановки, вызвать сотрудников ГИБДД и ожидать их прибытия.

После прибытия сотрудников ГИБДД начинается оформление ДТП, от правильности которого зависят ваши шансы на получение компенсации от дорожников. Для этого необходимо:

  • составить правильную схему ДТП, которая отражала бы истинную картину;
  • составить протокол осмотра места ДТП (или, как его иначе называют, "акт"). Если сотрудники ГИБДД отказываются составлять протокол, в ваших интересах убедить их выполнить свою обязанность. В протоколе необходимо отметить все ямы, неровности, их размеры и т.д. В ходе протоколирования может проводиться и фотосъемка, при этом фотографии подшиваются к материалам дела;
  • написать объяснения с подробным изложением всего произошедшего.

Результатом всего этого может стать составление протокола об административном правонарушении в отношении... вас! Да-да, не удивляйтесь, вам объяснят, мол, вы не учли дорожных условий и не справились с управлением и поэтому являетесь виновником в данном ДТП. Если хотите получить компенсацию за разбитый автомобиль, ни в коем случае не допускайте этого. Дело в том, что сотрудники ГИБДД обязаны в этом случае составить протокол об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ "Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений" в отношении собственника автодороги, а им проще уговорить простого водителя взять вину на себя.

Порядок досудебного и судебного разбирательства с собственником дороги

Когда все необходимые бумаги оформлены, можно затевать спор с организацией, владеющей данным участком дороги. Узнать владельца можно направив соответствующее заявление в орган муниципальной власти, который в течение 30 дней обязан сообщить интересующую вас информацию. Можно поступить еще проще, обзвонив (обойдя) все эксплуатирующие дорожное полотно организации вашего города и выяснить на чьем балансе находится участок дороги, на котором произошло ДТП.

Выяснив владельца, надо направить ему претензию с подробным изложением произошедшего, указанием на невыполнение им требований по содержанию дорог и требованием возместить ваши затраты на ремонт, которые согласно калькуляции (заказу-наряду) автосервиса составляют энную сумму. Не забудьте указать срок для ответа на вашу претензию и  смело отправляйте ее по почте письмом с уведомлением и описью вложений. 99% процентов, что ваша претензия останется без ответа, зато на руках будет подтверждение того, что вы пытались мирно решить конфликт.

После того, как ваша претензия будет проигнорирована, можно обращаться в суд с иском о взыскании материального ущерба причиненного бездействием ответчика, которое выражается в ненадлежащем содержании вверенного ему участка автодороги. Обязанность возместить такой ущерб вытекает из содержания ст. 1064 ГК РФ.

В ходе судебного заседания, скорее всего, потребуется проведение оценки причиненного ущерба, а также проведение технической экспертизы, поэтому желательно не ремонтировать автомобиль до их проведения. Доказательствами по делу будут являться материалы, составленные сотрудниками ГИБДД, претензия в адрес ответчика, результаты оценки и экспертизы. Кроме материального ущерба вы вправе потребовать взыскать с ответчика также компенсацию морального вреда здоровью и возмещение расходов, понесенных вами в связи с невозможностью пользоваться своим автомобилем (аренда другого автомобиля, оплата такси и т.д.).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Делимобиль» увеличил автопарк на 34% в I квартале года
  2. 2 Российские автомобили в 2024 году: обзор RB.RU
  3. 3 BelkaCar и «Газпромнефть-Региональные продажи» запустили функционал заправки авто по QR-коду
  4. 4 Китайские автомобили. Как будет работать параллельный импорт после 1 апреля 2024 года?
  5. 5 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда