Nissan придется пересмотреть глобальную стратегию развития

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Падение авторынка в США и рост курса иены вынудят Nissan делать ставку на новые рынки

Через несколько недель Nissan озвучит новую глобальную стратегию развития компании на ближайшие три года. Однако основные положения этой стратегии можно предсказать уже сейчас: основную ставку Nissan придется сделать на рынки развивающихся стран - Индии, России, Китая и Бразилии.

Восемь лет назад японский автоконцерн Nissan находился на грани банкротства. Однако возглавивший компанию Карлос Гон сумел вернуть ей прибыльность благодаря четко разработанному финансовому плану развития. Главная ставка делалась на устойчивый спрос на ключевых рынках, таких как США.

Сегодня японскому концерну вновь приходится корректировать свои планы. Ранее он обещал закончить 2009 финансовый год объемами продаж в 4,2 млн автомобилей, с "верхним уровнем" операционной прибыли и 20% прибылью от инвестиций.

Кардинальные изменения в мировой автомобильной промышленности вынуждают Nissan пересмотреть долгосрочную стратегию. Третий в Японии по объемам производства концерн Nissan должен опубликовать новый трехлетний бизнес-план развития компании на глобальном рынке через несколько недель.

Впрочем, аналитики больших сюрпризов от компании не ждут. Как пишет сегодня WSJ, японскому автоконцерну придется сосредоточиться на развивающихся рынках.

Мировые изменения

Делать ставку только на рынок США, крупнейший в мире, сейчас нецелесообразно. Ведь от американского рынка зависит почти половина прибыли Nissan, но продажи автомобилей здесь стремительно падают. Из-за этого прошлый финансовый год (закончился в марте 2007 года) Nissan закончил не очень хорошо. Концерн объявил об 11%-м снижении прибыли из-за отсутствия новой модели в США.

Как и большинство автоконцернов, Nissan пытается компенсировать свои проблемы за счет усиления продаж на новых рынках, таких как Россия, Китай и Индия. Именно благодаря продажам авто в этих странах, а также странах Ближнего Востока и Персидского залива, автоконцерн Nissan рассчитывает достичь ранее поставленных целей на 2008 финансовый год (заканчивается в конце марта этого года): достичь объема продаж в 3,7 млн автомобилей и получить чистый доход в 480 млрд йен (на 4,3% больше, чем в прошлом финансовом году). Однако Nissan, 44% акций которого принадлежит Renault, в России и Индии по-прежнему отстает от многих конкурентов.

Согласно данным глобальной исследовательской компании CSM, в течение ближайших шести лет на развивающиеся рынки будет приходится около 76% всех мировых продаж автомобилей. Рынок США вырастет к 2014 году всего на 1,5% до 17,9 млн автомобилей. В странах BRIC (Китае, Индии, России и Бразилии) рост будет значительно выше - от 6 до 16%. В Китае продажи вырастут на 7,3%, в Индии - на 15,5%, в России - на 6,2%, в Бразилии - на 5,7%, прогнозируют CSM.

Nissan также приходится бороться и с внешними неблагоприятными факторами - ростом курса иены по отношению к доллару. Рост курса 1 иены выливается для Nissan потерями в 14 млрд иен ($140 млн) операционной прибыли.

С учетом всех рыночных факторов, неопределенности глобальных рынков, аналитики ожидают, что Nissan на этот раз будет более осторожен в постановке конкретных планов развития.

Трудности Nissan на новых рынках

Nissan признает наличие трудностей при выходе на новые рынки. С одной стороны, проблематично найти местных партнеров, необходимы большие инвестиции в создание развитой дилерской сети. С другой, в развивающихся странах, к примеру, в Индии, наибольшим спросом пользуются маленькие и дешевые автомобили. Даже если объемы продаж здесь будут расти, компания получит меньше прибыли, чем от продаж машин на таких рынках, как США и Япония.

В России Toyota уже в этом году запустила собственное производство. Nissan же только строит завод мощностью 50 тыс. машин в год в Санкт-Петербурге.

У Nissan имеются далеко идущие планы и в Индии, где уже прочно обосновались Honda и Suzuki. Однако до сих пор эти планы не привели к росту продаж автомобилей на индийском рынке. Сначала Nissan пытался договориться с местным производителем автомобилей Mahindra&Mahindra, однако в прошлом месяце японцы решили двигаться вперед без местного партнера. Nissan самостоятельно построит завод в индийском городе Ченнаи. Впрочем производство начнется только после 2010 года и к 2015 году выйдет на мощность в 400 тыс. автомобилей в год.

Тем не менее Nissan может догнать своих конкурентов в Китае, на самом большом сегодня из развивающихся рынке. Японцы хотят увеличить продажи в Китае в этом году на 11% до полумиллиона авто. Nissan, имеющий совместное предприятие с китайским автопроизводителем Dongfeng, представит в этом году три новые модели для китайского рынка, в том числе популярный кроссовер Nissan Qashqai, который будет носить имя Xiaoke в Китае.

Кроме местного производства, Nissan стремится увеличивать экспорт в Россию и в страны Ближнего Востока.

Несмотря на трудности на новых рынках, в Nissan считают, что имеют одно важное преимущество - партнерство с французским Renault (два производителя входят в альянс). Альянс позволяет компаниям обмениваться технологиями, научными исследованиями, снижать расходы на продвижение на новые рынки. Nissan и Renault, например, вместе занимаются разработкой к 2011 году производства массовых электромобилей в Израиле (подробнее см. в рубрике "читай далее").
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
#BlockchainPicnic на Geek Picnic
11 августа 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase