Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Правительство планирует продать 900 предприятий за пять лет

Архив rb.ru

Доходы от приватизации станут одним из основных источников покрытия дефицита бюджета

Правительство планирует продать 900 предприятий за пять лет
Правительство, ради уменьшения дефицита бюджета, готовится в течение пяти лет продать около 900 предприятий, в том числе "Роснефть", Сбербанк, ВТБ, РЖД, "Совкомфлот", "Аэрофлот" и так далее. Эксперты полагают, что не все активы будут интересны рынку.

Вчера на совещании у премьера Владимира Путина обсуждались планы по приватизации до 2015 г. Правительство собирается выставить на продажу около 900 предприятий и заработать 1,8 трлн руб., сообщил после совещания первый вице-премьер Игорь Шувалов. Перечислил он и самые крупные активы, с которыми государство готово расстаться.

Нефтепереработка

В 2012-2015 гг. может быть продано до 15% акций "Роснефти" (госдоля снизится до 60%), решение зависит от рынка, сообщил Шувалов. До 2013 г. будут проданы 8% "Русгидро", добавил он, а 4,11% Федеральной сетевой компании приватизируют, как только акция подорожает до 50 руб. с нынешних 36 руб. (госдоли уменьшатся до 51 и 75%). Предложения Минфина о продаже долей в "Транснефти" и "Зарубежнефти" не одобрены, сообщил Шувалов.

Не нужно торопиться и с продажей "Роснефти", считает эксперт "Ведомостей". По его словам, нефтяные компании - не в числе фаворитов фондового рынка, для "Роснефти" ситуация усугубляется возможной отменой налоговых льгот для Ванкорского месторождения, капитализация компании с начала года снизилась почти на 25%. Для успешной продажи госпакета на бирже нужны новые идеи, например новая налоговая система, полагает он.

"Русгидро" можно будет продать уже в 2011 г., полагает другой эксперт газеты. Он заметил, что с 1 января в России полностью либерализируется рынок электроэнергии и должен заработать рынок мощности. Это позволит увеличить стоимость компании примерно на 40%. Акции Федеральной Сетевой Компании (ФСК) можно продать и раньше - на стоимость будут влиять тарифы на 2011 г.. Пакеты в этих компаниях, по его мнению, могут быть интересны крупным иностранным фондам, замечает эксперт.

Банки

Среди крупных приватизируемых активов - 9,3% акций Сбербанка (у государства остается 51%), 20-25% ВТБ (65,5-60,5%) и 25% Россельхозбанка (75%). Правительство готово расстаться даже с контрольным пакетом ВТБ, если будут "серьезные портфельные инвесторы и капитализация банка повысится", сказал Шувалов. Пока же государство собирается продать 10% ВТБ в 2011 г. и еще 10-15% через год.

Такая масштабная приватизация - сигнал мировому сообществу, что российская банковская система адаптирована и устойчива, ведь в кризис во многих странах доля государства в банковском секторе выросла, отмечает зампред правления Сбербанка Белла Златкис. Для Сбербанка приватизация - это возможность увеличить free float, говорит она. Сейчас более 60% у ЦБ, значительная часть акций - у консервативных инвесторов, которые держат их по нескольку лет, сетует Златкис: "Низкий free float повышает волатильность бумаг".

В планах правительства поделиться с активами и в сельском хозяйстве. На продажу могут быть выставлены 100% Объединенной зерновой компании, 50% минус 1 акция "Росагролизинга" (останется контроль), сообщил Шувалов.

Транспорт

До 2013 г. госдоля в "Совкомфлоте" уменьшится до 50% плюс 1 акция, с 2013 по 2015 г. планируется продать 25% минус 1 акция в РЖД (сейчас у государства по 100%). Готово правительство и к приватизации полностью принадлежащего ему аэропорту "Шереметьево", сообщил Шувалов, не назвав доли: судьба аэропорта будет решена после рекомендаций консультантов о развитии Московского авиаузла. А акции "Аэрофлота" правительство согласилось бы продать стратегическим инвесторам (у государства 51,17%), сказал Шувалов.

По данным "Ведомостей", Минтранс поддерживает приватизацию "Совкомфлота" и "Шереметьево", говорится в письме ведомства министру экономики Эльвире Набиуллиной. Минтранс советует продать 5-10% "Шереметьево" управляющей компании, а 40-45% - на рынке. К продаже остальных акций можно вернуться не раньше 2013 г., считает Минтранс. "Совкомфлот" - одна из крупнейших танкерных компаний мира, она будет интересна как иностранным инвесторам, так и сырьевым компаниям или трейдерам, полагает эксперт газеты.

Но Минтранс против приватизации "Аэрофлота" и РЖД. Продажа 51,17% акций "Аэрофлота" пока невозможна, категоричен Минтранс. Один из аргументов - реорганизация "Аэрофлота", которому будут переданы акции шести авиакомпаний: "России", "Владивостокавиа", "Саратовских авиалиний", "Сахалинских авиатрасс", "Кавминводыавиа" и "Оренбургских авиалиний". Передача активов увеличит долги "Аэрофлота", что снизит его капитализацию, предупреждает Минтранс, продажу госпакета следует обсуждать не ранее 2015 г.

РЖД через несколько лет станет только инфраструктурной компанией, отмечает Минтранс, продавать нужно "дочки" - Первую и Вторую грузовые компании, а также "Трансконтейнер". Инвестиции в РЖД могут быть не очень интересны частным инвесторам, ведь их цель - прибыль, говорит эксперт издания. По его словам, у государства в РЖД могут быть другие задачи - например, поддержка через нее промышленности.

Борьба с дефицитом

Одобренные к продаже до 2013 г. активы попадут в программу приватизации на ближайшие три года. Доходы от нее станут одним из основных источников покрытия дефицита бюджета. В 2011 г. приватизация должна принести 298 млрд руб., в 2012 г. - 276 млрд, в 2013 г. - 309 млрд.

Такая масштабная приватизация даст деньги на финансирование дефицита и позволит государству меньше занимать, отмечают эксперты. Приватизация крупных компаний занимает много времени, нужны долгосрочные планы. Широкий перечень позволяет приостановить продажу одного актива и заменить его другим без ущерба для бюджета.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ФАС возбудила дело в отношении «Сбера» за нечитаемые сноски в рекламе банковского вклада
  2. 2 Консервативный или агрессивный
  3. 3 5 препятствий, которые не дают нам инвестировать
  4. 4 Мошенники, кризисы, нехватка знаний
  5. 5 (Не)страшные инвестиции: почему не нужно бояться инвестировать