Продажи "АвтоВАЗа" скатились до минимума за несколько лет

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

В январе заводу удалось продать около 20 тыс. автомобилей, что на 40% ниже, чем год назад

Продажи "АвтоВАЗа" в январе оказались наихудшими за последние несколько лет: за месяц удалось продать около 20 тыс. автомобилей. Эксперты отмечают, что провал вызван нерасторопностью правительства и проблемами у дилеров Lada. На самом заводе такой результат объясняют длительными январскими праздниками. Резкое падение продаж "АвтоВАЗу" некстати: завод как раз ведет переговоры с кредиторами и правительством о получении госфинансирования.

Продажи "АвтоВАЗа" по итогам января не превысили 20 тыс. автомобилей - худший показатель за все время кризиса и более чем на 40% меньше, чем в кризисном уже январе 2009 года, рассказали "Ведомостям" два источника в компании. По состоянию на пятницу было продано 17-18 тыс. машин. Складские запасы автоконцерна сейчас составляют 56,5 тыс. автомобилей. Эксперты отмечают, что это будет наименьший уровень продаж завода за последние несколько лет.

Завод с января прошлого года в полной мере ощутил на себе влияние кризиса - его продажи установились на уровне 28-30 тыс. машин и держались на этом уровне весь 2009 год. Падение до 17 тыс. машин в январе 2010 года означает, что "АвтоВАЗ" с началом этого года установил своеобразный антирекорд.

Крупное падение продаж в январе обернулось тем, что "АвтоВАЗ" собрал рекордно маленькую выручку - всего 3,3 млрд рублей, говорят источники "Коммерсанта". В кризис такого не было ни разу: в течение 2009 года заводу удавалось собрать в месяц в среднем 6-7 млрд рублей. Такое падение означает, что весной завод может вновь столкнуться с кассовым разрывом. Когда это произошло впервые осенью 2008 года, из-за того что завод отменил с началом кризиса предоплату для дилеров за отгружаемые машины, он сразу же начал переговоры с правительством о выделении ему 25 млрд рублей.

Виноваты праздники и правительство

В самом "АвтоВАЗе" данные о количестве проданных автомобилей пока не раскрывают, но низкий результат объясняют новогодними каникулами, когда покупательская активность снижается. Другой причиной провала стала приостановка правительством субсидирования ставок по кредитам на покупку автомобилей, отмечают эксперты, на которых ссылаются "Ведомости". По их подсчетам, в прошлом году по этой программе ежемесячно продавалось 8000 машин.

Напомним, в мае прошлого года государство начало субсидировать 2/3 ставки рефинансирования (сейчас 8,75%) при покупке автомобилей в кредит. Но продлить действие программы на 2010 год правительство забыло. Из-за этого многие банки временно прекратили выдачу льготных кредитов. Представитель правительства сказал "Ведомостям", что ожидает подписания нового постановления на этой неделе. Правда, стоит признать, что программа субсидирования ставок не очень-то помогла российскому автопрому: по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2009 году продажи автомобилей в России упали в два раза по сравнению с 2008 годом.

Кроме того, покупатели могли отложить покупку новых Lada до 8 марта, когда начнет действовать программа утилизации старых автомобилей. Ранее сроки запуска программы, напомним, неоднократно переносились: сначала на 1 января, затем - на февраль, теперь премьер Владимир Путин решил сделать стране подарок к Международному женскому дню. Именно с 8 марта владельцы автомобилей старше десяти лет, если согласятся взамен старых авто купить новые, смогут получить премию в размере 50 тыс. рублей. Купить со скидкой можно практически любую машину из России, кроме продукции "Автотора".

Резкое падение продаж "АвтоВАЗу" некстати: завод ведет переговоры с кредиторами и правительством о получении госфинансирования для реструктуризации кредитов и запуска инвестпрограммы. В общей сложности это 50 млрд рублей, из которых предприятие получило пока только 12 млрд рублей. Аналитики, на которых ссылается "Коммерсант", не исключают, что заводу придется просить у правительства еще больше денег, правда, добавляют, что решающими станут продажи в феврале - январский провал можно списать на праздники.

Проблема - в управленцах?

Кроме того, январское падение "АвтоВАЗа" может быть связано с проблемами в сбытовом блоке предприятия. В середине октября у него сменился глава: вице-президентом по продажам стал Максим Нагайцев, который опыта продаж автомобилей не имеет. Правда, как отмечает "Коммерсант", связано ли январское падение с Нагайцевым, можно будет судить только после публикации данных АЕБ итогов продаж всех автомобилей за месяц - это покажет, падал ли бренд Lada быстрее рынка.

Дилеры, на которых ссылаются "Ведомости", отмечают, что плохо продаются не только Lada, но и автомобили других марок. Они объясняют это длительными январскими праздниками. "АвтоВАЗ" к тому же в прошлом году лишился крупнейших дилеров - обанкротившихся "Инком-авто" и "Элекс-полюса". Правда, ряд дилеров отмечают, что машины других марок продаются довольно успешно. По их мнению, проблема завода - в отсутствии правильного продукта и плохой работе сбытового подразделения компании: автозавод мало помогает своим дилерам и неудовлетворительно организует логистику.

Наконец, "АвтоВАЗ" стал ограничивать поставки машин дилерам, имеющим большую задолженность, и требовать через суд возврата долгов, рассказывает сотрудник одного из автодилеров. К тому же автомобили навязываются дилерам с собственных складов, где они стоят уже месяцами, добавляет сотрудник другой компании.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
IT Synergy
23 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase