Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Таможне запретили искать насекомых в иномарках

Архив rb.ru

ФАС решила: у Россельхознадзора не было права вводить фитосанитарный досмотр подержанных авто

Таможне запретили искать насекомых в иномарках

  Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала незаконным введенный с 15 июля фитосанитарный контроль над подержанными автомобилями на границе России. Задерживать иномарки под предлогом поиска вредных насекомых таможня начала с подачи Россельхознадзора: если проверки не прекратятся, руководителям ведомств грозит штраф или дисквалификация. Россельхознадзор намерен отстаивать свою позицию. 

Антимонопольная служба пришла к выводу, что обязательный перечень подкарантинной продукции, в том числе транспортных средств, бывших в эксплуатации, введенный Федеральной таможенной службой (ФТС) и ветеринарной службой с 15 июля, незаконен. В перечень попали все типы легковых, грузовых автомобилей, тракторы и некоторые виды спецтехники - от автокранов до пожарных машин.

Процедура фитоконтроля незамысловатая: рука об руку с пограничниками специальный инспектор службы проводит визуальный осмотр машины, а при наличии оснований техника задерживается для проведения лабораторных анализов и экспертизы. Закон "О карантине растений" отводит на эти мероприятия до двадцати календарных дней. Сам процесс оформления машины, согласно внутриведомственным инструкциям, по новым правилам может растянуться на месяц.

Россельхознадзор не имел права выпускать подобный перечень, поскольку это полномочие правительства, которое оно может делегировать Минсельхозу, рассказал замначальника управления контроля органов власти ФАС Сергей Абышев. Антимонопольное ведомство посчитало, что ФТС и Россельхознадзор нарушили п. 2 ч. 1 ст. 15 закона о защите конкуренции: "Необоснованное препятствование деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе путем установки не предусмотренных законодательством требований к товару или хозяйствующему субъекту".

40 дней  

В течение десяти дней Россельхознадзор и ФТС получат решение антимонопольной службы, после чего у них будет месяц на то, чтобы устранить нарушения. Перечень подписан замглавы Россельхознадзора Алексеем Сауриным и первым замглавы ФТС Александром Малининым. Неисполнение ими предписания ФАС карается штрафом до 50 000 рублей (статья 14.9 КоАП), либо дисквалификацией сроком до трех лет.

Впрочем, у нарушителей есть возможность оспорить решение ФАС в течение трех месяцев в суде. В свою очередь ФАС может также обратиться в Высший арбитражный суд за признанием приказа Россельхознадзора недействительным. Сотрудник управления Россельхознадзора, отвечающего за фитосанитарный контроль, сообщил "Ведомостям", что ведомство намерено отстаивать свою позицию. Комментарии в ФТС получить не удалось, но в ФАС уверяют, что таможня согласилась с выводами ФАС.

"Теперь, чтобы заработать денег, достаточно подбросить в автомобиль труп божьей коровки" - заметил, комментируя введение новых правил один из участников популярного сетевого форума автоэкспортеров. Проверка очень нужна, настаивал Россельхознадзор: за последние два года ветеринары 14 раз вылавливали в старых иномарках опасных вредителей. Ранее сам Саурин заявлял "Коммерсанту", что "с введением перечня не видит никаких проблем".

В суд

Продавцы подержанных машин считают, что, борясь с насекомыми, власть ставит очередную преграду на пути перегонщиков-частников. Процедура вводила необоснованные расходы хозяйствующих субъектов, рассказывает Абышев: "Если контролер находил на автомобиле кусок земли или букашку, он имел право отправить его на платный склад временного хранения минимум на две недели".

Тарифы на складах - от 1500 руб. в сутки, жаловались перегонщики в Калининграде, на поиски жучков и растений в машинах уходило по шесть часов. Около таможенных постов на Дальнем Востоке появились мойки, предлагающие очистить автомобиль от подозрительной грязи за 10 000 руб. "Тот, кто связываться не хотел, просто платил от 500 до 1500 руб. и проезжал", - рассказал "Ведомостям" один из перегонщиков. "С введением перечня на таможне стали работать аффилированные с властями фирмы, которые за 5-10 тыс. руб. оформляют санитарное разрешение за день. При этом машину никто и не проверяет, и можно ввезти в страну любую заразу", - рассказал "Коммерсанту" глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

ФАС выявила нарушения уже после вступления перечня в силу. Хорошо, если бы государство еще и компенсировало автовладельцам все затраты, говорит Канаев. Импортеры могут подать иски к Россельхознадзору о возмещении убытков, так как с них брали деньги на основании незаконного приказа, предлагают юристы.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Делимобиль» увеличил автопарк на 34% в I квартале года
  2. 2 Российские автомобили в 2024 году: обзор RB.RU
  3. 3 BelkaCar и «Газпромнефть-Региональные продажи» запустили функционал заправки авто по QR-коду
  4. 4 Китайские автомобили. Как будет работать параллельный импорт после 1 апреля 2024 года?
  5. 5 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда