Труд все еще дешев

Расскажите друзьям

Российские компании тратят на развитие персонала меньше, чем западные



Российский сотрудник более чем в два раза эффективнее европейца. И вдвое дешевле американца. Такие выводы можно сделать, сравнив результаты двух независимых исследований эффективности затрат на управление персоналом, проведенных PricewaterhouseCoopers и AXES Management. Подобные исследования в России были проведены впервые.

В России отдача на каждый доллар, вложенный в сотрудников в виде вознаграждения, составляет $2,60, тогда как в Европе это лишь $1,14, говорится в исследовании PwC. Зарплата в российских компаниях сильнее, чем в Европе, привязана к результативности сотрудника: переменная составляющая вознаграждения в РФ 17% против 10,5% в Европе. Выплаты за присутствие на рабочем месте (компенсация сверхурочных, надбавки за работу во внеурочное время или меняющиеся смены) в России используются редко, тогда как в Европе они составляют в среднем 2,3% от вознаграждения. Есть и разница в уровне дополнительных льгот: в России это 7% денежного вознаграждения, в Европе - 10,5%.

В России на треть чаще, чем в Европе, сотрудники увольняются. Это свидетельствует о нестабильности и высокой динамике движения рабочей силы, а также отражают значительный рост численности в компаниях на российском рынке, поясняет Сталкер. Сама по себе структура увольнений дает пищу для размышлений: две трети всех российских сотрудников, увольняющихся по собственному желанию, проработали в своих организациях менее трех лет. В Западной Европе доля таких увольнений составляет одну треть.

AXES Management в своем исследовании попыталась ответить на вопрос "Сколько мы тратим на персонал?". Средние затраты (как доля от оборота) российских компаний ниже, чем американских, - 13% и 22% соответственно, отмечает Конкина. У нас рабочая сила дешевле, поясняет она. Компании, делающие ставку на внешний подбор, тратят больше, чем компании, где используют собственный кадровый резерв, говорится в исследовании. Так, чтобы заполнить вакансию топ-менеджера, компании с кадровым резервом потратят 12 000 руб., а те, кто ориентирован на покупку готового специалиста, - 717 000 руб.

Отечественные компании, впрочем, пока больше экономят на обучении. Американский работодатель ежегодно тратит (в пересчете с долларов) на обучение одного сотрудника в среднем 34 400 руб., тогда как российский - 1770 руб.

Появление исследований PwC и AXES Management приветствует Руслан Ильясов, HR-директор компании "Alсoa-Россия": "Есть попытка установить "планку". Правда, он уточняет, при каких критериях HR-бенчмаркинг полезен: "Единые стандарты понятий - чтобы один и тот же термин не имел разных значений, репрезентативная выборка - чтобы не было ситуации, когда сравниваются апельсин и яблоко, наконец, необходима сегментация результатов - по отраслям, устройству компаний, регионам и проч.". Пока есть ощущение, что эксперты пытаются выяснить среднюю температуру по больнице, полагает Ильясов, сравнивая процедуру с формированием обзоров заработной платы.

Важно и получение достоверной информации от компаний-участников, добавляет Юлия Садыкова, директор по развитию бизнеса компании "Экопси Консалтинг". Если сведения про публичные компании можно взять из открытых источников, то в случае с непубличными - вся надежда на их честность, рассуждает она. Так что данные исследований могут иметь высокую погрешность, предостерегает Садыкова. Конкина из AXES Management признает, что, когда участники исследования вернули анкету с 70 вопросами, не все графы были заполнены. С подобной проблемой сталкивались и эксперты PwC.

Анастасия Дагаева

Опубликовано в газете "Ведомости" 20 декабря 2006 года


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase