Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

В США называть себя представителем "среднего класса" больше не престижно

Архив rb.ru
Илья

Илья

Большинство американцев предпочитают относить себя к "классу профессионалов"

В США называть себя представителем "среднего класса" больше не престижно

  В США, несмотря на кризис, продолжает расти прослойка людей, которая по социальному статусу принадлежит к "среднему классу", но предпочитает называть себя "новыми профессионалами". В России до кризиса понятию класса профессионалов соответствовало примерно 5-7% граждан.

64% опрошенных американцев говорят, что считают себя "профессионалами", сообщает газета Wall Street Journal. Многие хотят быть профессионалами, но не все ими являются: по статистике Министерства труда США, сегодня доля "профессионалов и квалифицированных работников" в обществе составляет 36%. Эта прослойка росла на протяжении всего столетия: в 1910 г. их насчитывалось 4%, а в последние 30 лет, с наступлением постиндустриальной эпохи, ее рост ускорился: с 1980 г. она удвоилась.

Креативный и влиятельный

Корни этого класса - в постиндустриальной экономике, которую также называют "экономикой знаний". Более 24 млн новых рабочих мест, созданных в США на рубеже веков, не принадлежат к индустриальному сектору. Сегодня в американском производстве заняты менее 10% всех работников.

Один из идеологов экономики знаний, философ и социолог Ричард Флорида, придумал еще одно определение для прослойки, которая стоит в авангарде "новой экономики" - "креативный класс". Он расширился не только количественно, но и в своем определении: если раньше это были преимущественно люди с углубленными знаниями в областях права и медицины, то сегодня к ним присоединились целые армии из информационных технологий, рекламы и маркетинга и смежных отраслей.

Инженеры и компьютерщики - сегодня самая быстрорастущая профессиональная группа в США. Но растет и количество "традиционных" профессионалов: ежегодно в США вручается около 43 тыс. дипломов юристов, на 20% больше, чем 10 лет назад.

Этот окрепший класс "новых профессионалов", чьи доходы устойчиво росли до финансового кризиса, сформировал изменения в экономической и политической жизни страны, пишет WSJ. Барак Обама - символ этого социально-экономического сдвига, именно к этой прослойке американцев он обращался в первую очередь во время своей избирательной кампании, и именно она привела его в Белый дом.

Анализ последних выборов демонстрирует изменения в предпочтениях американского среднего класса. Согласно опросам на выходе из избирательных участков, в 1996 г. лишь 9% американских семей имели доход более $100 тыс. в год, а на прошлогодних выборах их доля выросла уже до 26%. Тем временем численность низких слоев населения за этот же период упала примерно наполовину.

Меняется и политическая ориентация этой прослойки. В прошлом обеспеченные слои населения США голосовали преимущественно за республиканцев. На последних выборах люди с доходом $200 тыс. в год и выше разделились: 52% голосовали за Обаму, 46% за Маккейна.

Экология и хай-тек

Но сдвигом в политических предпочтениях перемены не ограничиваются. В прошлом профессионалы с доходом более $100 тыс. были главным владельцами малого бизнеса и топ-менеджерами корпораций. Этих людей отличало недоверчивое и даже враждебное отношение к власти, в действиях которой они видели посягательство на свою свободу. Сегодняшние "новые профессионалы" более лояльно относятся к правительству. Они лучше образованы, начитаны, активнее включены в общественную жизнь, более толерантны в социальном плане и проявляют высокую сознательность в экологических вопросах. Их индивидуализм проявляется в первую очередь в манере одеваться и вести себя, отмечает WSJ.

"Класс профессионалов" - главный потребитель индустрии высоких технологий. На него нацелены маркетинговые стратегии таких компаний, как Apple. Большинство этих людей склонны покупать товары, которые позиционируются как "экологичные". К примеру, 42% автомобилей с гибридным двигателем покупают именно представители этого класса, тогда как в общем объеме продаж доля этих машин не превышает 2,5%. Среди "новых профессионалов" популярны такие марки, как Toyota и Lexus, а вот к "Мерседесам" они относятся прохладно.

Смутный образ

Понятие "класса профессионалов" в самоидентификацию российских граждан из прослойки среднего класса, судя по всему, пока не вошло, что легко объяснить незначительной долей "новой экономики" в российском ВВП. Тем более что власть и социологи еще не определились даже с понятием и численностью "среднего класса". Согласно прошлогодним исследованиям РАН, в России 33% граждан считали себя средним классом на периферии, 43% - в столицах. Некоторые социологи считают, что средний класс сейчас составляет 15-22%, если считать по ряду критериев, в первую очередь по доходам и социально-профессиональному статусу. Но половину этого 20%-го среднего класса составляют чиновники и бюджетники, которые зависят от государства. Таким образом, до кризиса класс профессионалов, работающих в частном секторе (а именно там должны работать люди, по многим критериям подпадающие под это определение), мог составлять не более 10% от населения России.

Гораздо больше совпадает с понятием "класса профессионалов" более узкое определение "идеального среднего класса", предложенное в прошлом году директором Независимого института социальной политики Татьяной Малевой и главой ИНСОРа Игорем Юргенсом. Идеальным представителем этой прослойки они предложили называть гражданина, который сам добился благосостояния благодаря своей высокой квалификации и упорству; имеет банковский счет, недвижимость, берет кредиты, имеет профессиональное образование не ниже среднего, вкладывает деньги в свое здоровье, а также имеет активную гражданскую и общественную позицию. По оценке Малевой, людей с этими характеристиками до кризиса в России было не более 7% населения.

Как ударил кризис по российскому классу профессионалов, пока не совсем ясно. По апрельским данным ВЦИОМ, 53% россиян, относящих себя к среднему классу, говорят, что кризис их вообще не затронул. 68% респондентов готовы самостоятельно бороться с последствиями кризиса, а 28% спокойны за свое будущее: они уверены в том, что в случае увольнения с нынешнего места работы смогут найти равноценную позицию.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Alphabet выплатит первые в истории дивиденды
  2. 2 Хотите снять квартиру? Готовьтесь сдать биометрию лица
  3. 3 Как работают криптовалютные биржи на мировом рынке
  4. 4 Деловой нетворкинг в Америке: главные советы
  5. 5 Налоги в США — как платят нерезиденты и почему многие выбирают Делавэр
Куда идти стартапу в США
Список полезных контактов, предпринимательских сообществ и инвесторов
Получить список