В 18 лет я выпустилась из школы и на год улетела на другой континент. В США я училась по программе Year of Exchange in America for Russians (YEAR program). Любой российский студент может бесплатно учиться в вузе и жить в Америке в течение одного академического года. Посольство берет на себя все затраты: перелет, визу, медицинскую страховку, питание, проживание и обучение. А еще ежемесячно выплачивает стипендию на личные расходы. Расскажу, как пройти отбор, в чем отличие американского образования от российского и чем мне запомнился этот год.
Как попасть в YEAR
Отбор проходит в три этапа: заполняешь анкету и пишешь мотивационное письмо, сдаешь экзамен по английскому языку TOEFL и проходишь интервью.
Основные требования к участникам:
гражданство РФ
возраст от 18 до 20 лет (точные рамки публикуются при старте отбора на программу)
ты должен быть студентом или выпускником школы на момент начала программы
хорошее знание английского
высокая академическая успеваемость
подходить под требования визы для программ обмена J-1
Каждый год критерии могут немного меняться, точная информация появляется перед набором на будущий академический год. Конкурс начинается в середине осени. На подготовку анкеты и документов дается около двух месяцев, но некоторые финалисты умудрялись все собрать и в последние несколько дней. Для меня самым затратным по времени было оформление транскриптов и рекомендательных писем.
При отборе важны не только знание английского и высокая успеваемость, но и опыт волонтерства, лидерские качества, эмоциональная зрелость. Единственное, что могу точно сказать: заполняй анкету полностью, прикрепляя все перечисленные документы – неполные анкеты сразу вылетают из конкурса. На первом этапе отсекается самое большое количество людей.
Учеба в США
В США финалисты получают образование и параллельно изучают американскую культуру, участвуют в волонтерской деятельности, проводят интервью с представителями профессиональных сообществ. В течение первого месяца студенты живут в принимающих семьях, а после – в студенческих общежитиях.
Для участников YEAR program требования по курсам такие: один предмет должен соответствовать твоей специальности, другой – иметь отношение к изучению Америки. Это может быть история США, история американского джаза или государственной службы, история американского женского движения и так далее. Остальное – на твой вкус.
Но если ты решил изучать что-то новое, что никак не связано с твоей профессией в России, надо просто обосновать свой выбор перед жюри, чтобы они понимали, зачем тебе новый опыт.
Многие финалисты экспериментируют и начинают изучать что-то совершенно новое: актерское мастерство, геологию, скалолазание. Некоторые из-за этого меняют специальность, когда возвращаются в Россию. Я так передумала идти на юриспруденцию.
Если на момент отбора ты еще не начал учиться в вузе – выбирай любое интересующее тебя направление. Это был как раз мой случай. Я указала международные отношения, потому что давно интересовалась этой темой.
Я также изучала основы бизнеса, историю и культуру США, историю искусства. Еще я тренировалась писать эссе разных академических форматов. Причем пошла в класс не для иностранных студентов, а для носителей языка. Финальная работа стоила мне половины нервной системы, но зато я очень мощно прокачала язык.
В США каждый студент решает сам, когда и какой предмет в рамках учебной программы он пройдет. Поэтому здесь нет групп, с которыми придется провести четыре года. Каждый составляет свое расписание индивидуально.
Предметы делятся на две категории: связанные со специальностью и для общего развития. Для «нужных» курсов есть четкий строгий список, а для «ненужных» определены только общие направления, в рамках которых можно выбрать то, что больше нравится. Например, в программе есть требование освоить один естественнонаучный предмет. Можно выбрать и биологию, и химию, и антропологию, и геологию.
Один предмет весит 3-4 крЕдита – зачетная единица, отражающая сложность предмета и время на его освоение. Для получения диплома бакалавра в сумме должно набраться около 120-140 таких кредитов, то есть за семестр нужно освоить 15-18 кредитов. В каком порядке и за какой срок наберется это количество – без разницы. Например, ты планируешь первый семестр полностью посвятить учебе, а со второго выходить на работу с частичной занятостью. Правда, участникам программы Year по условиям программы работать нельзя, но если ты просто переехал жить и учиться в США, то это актуально.
Почему российскому студенту классно в США
Американские вузы ориентированы на студента. Общежития находятся в нескольких минутах пешком от кампуса (для меня это больная тема – в России я трачу на дорогу около трех часов в день), есть комфортные библиотеки, тренажерные залы. В моем колледже для химиков были оборудованы новейшие лаборатории, для фотографов – студии и бесплатная аренда всей необходимой техники, для разработчиков – свободный доступ к 3D принтерам. Нет бюрократии и долгого ожидания – просто идешь и пользуешься.
Но американцам это все не в новинку, поэтому они не так ценят эти возможности. Чего не скажешь об иностранных студентах, особенно российских, многие из которых дома учились почти в спартанских условиях и не имели доступа к такому оборудованию.
В России никто так не возится со студентом. Не понимаешь материал – это твоя проблема, реши ее сам: разбери материал самостоятельно, найди того, кто объяснит, возьми дополнительные занятия. В Америке профессор мог часами объяснять тему, если кто-то не мог ее усвоить.
По моим наблюдениям, мы гораздо сообразительнее и смекалистее, быстрее ориентируемся в условиях неизвестности, потому что не привыкли ждать чьей-то помощи. На всех курсах я была среди лучших студентов, даже если были проблемы с языком.
У меня был забавный случай. В течение десяти минут надо было решить математические примеры, написанные на доске, и продиктовать ответы. Пока все считали на калькуляторах и листочках, я решила все в уме и сидела жевала яблоко. Профессор видел, что я не притронулась к листочку, и захотел слегка пристыдить за «безделье», попросив назвать ответы. Я и назвала, по-прежнему не отрывая взгляд от доски. Он был настолько удивлен, что после занятия попросил остаться и долго расспрашивал о особенностях преподавания в России. Такие ситуации были и на других курсах: несколько профессоров выпытывали у меня, откуда у меня так много знаний сразу после выпуска из школы, как устроено преподавание в России и какие методики у нас используют.
Чем еще запомнился этот год
YEAR program – это не только про учебу. В первом семестре нужно было выполнить 20 часов волонтерской работы. Я выбрала для себя культурное волонтерство: участвовала в межкультурных мероприятиях и организовывала их сама.
Заданием во втором семестре было взять интервью у трех профессионалов в моей специальности. Так я познакомилась с офицером военно-воздушных сил США в отставке, основательницей международных академических программ и координатором иностранных студентов в моем колледже.
А в каникулы я путешествовала – побывала в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Лас-Вегасе, Сиэтле и объездила всю Калифорнию.