Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

PR-менеджер или агентство?

На старте бизнеса
Элина Кириллова
Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Элина Кириллова
PR-менеджер или агентство?


Небольшой гид по вопросам о PR


Для начала стоит разобраться и понять, нужен ли вам PR на данной стадии проекта? Для того, чтобы решить - прочитайте мнение Брук Хэммерлинг, основательницы Brew Media Relations - компании, помогающей организовать медиапространство вокруг стартапа.

Если вы решили, что PR вам нужен, то пора задуматься, в какое агентство за ним обратиться. Для вас - подборка компаний Москвы и Санкт-Петербурга, которые могут помочь стартапам с пиаром.

А чтобы сразу начать общаться с агентством правильно, прочитайте отзывы руководителей PR-агентств - о том, почему они не любят общаться со стартаперами.

Если на целое агентство нет ни денег, ни желания, то вы можете взять отдельного PR-менеджера в команду или вообще организовать всю работу по пиару самостоятельно. В этом вам могут помочь следующие статьи:

- Как общаться с прессой

- Как и зачем вести блог

- Как работать с соцсетями (вообще, статья - про LinkedIn. Но советы из нее подходят для любых других соцсетей, через которые вы собираетесь рассказывать о себе и своей компании)

- Про нестандартные приемы пиара


PR-агентство или PR-менеджер?


Стороннее агентство или менеджер внутри компании? Что нужнее и полезнее стартапу? С одной стороны, у агентства есть отработанные механизмы работы и широкий круг связей. С другой стороны, подходы агентства многие считают обезличенными. Они не могут учесть всего, так как не работают внутри компании. Кроме того, агенство - это довольно дорого.

А если рассматривать отдельного пиарщика в команде, то нужно учитывать, что на российском рынке сейчас не так много хороших работающих со стартапами PR-менеджеров, которые могли бы гарантировать результат.

Чтобы рассмотреть этот вопрос с разных сторон, мы представим мнения самих стартаперов.


За отдельного человека в команде

Владислав Вернигора, CEO & Founder 10tracks: Как бы было хорошо выехать на одном только сарафанном радио. Но я думаю, что мы будем нанимать маркетолога для продвижения. Это должен быть человек в компании, потому что если он в команде, то он знает продукт «от и до» и понимает, кому нужно его точно продать. Если ты стартап, то ты, в принципе, не можешь позволить себе очень хорошее агентство - готовы ли они работать со стартапом и снизить свою планку в финансовом плане?
Митя Гориловский, Lightpack: У нас есть в команде человек, который занимается пиаром. Мы маленькая компания, и агентство для нас - слишком обезличенный и механизированный подход, здесь нет персональной ответственности. На зарубежных рынках мы работаем с дистрибуторами.
Наталья Иконникова, PR-директор в Displair: Ни для кого не секрет, что отдавать пиар на аутсорс - это всегда большой риск. Если есть возможность держать человека в штате, хотя бы одного, то лучше, чтобы именно человек в команде занимался пиаром и маркетингом. В плане пиара - я работаю над этим сама по всем регионам, что касается маркетинга - мы всегда стараемся разделять усилия с нашими партнерами. То есть, если это какая-то выставка, то возможно, мы будем принимать участие совместно с нашим дистрибьютером. По мере того, как компания будет развиваться и выходить на новые рынки, мы будем расширять отдел пиара.
Екатерина Федашко, Telller: Мы занимаемся пиаром сами. Но так как сейчас выходим на Американский рынок, мы, в том числе, наняли человека, который помогает нам там. Конечно, это должны быть люди в команде. Я вообще считаю, что PR-ом в первую очередь должны заниматься фаундеры. Может быть еще человек, который будет помогать, у которого есть какие-то связи или он обладает нужными навыками (native speaker, например). Откуда у стартапа деньги на агентство?
Сергей Кузмин, Too.me: PR – это связи. Мне кажется, нужно брать не столько пиар-менеджера, а того, у кого много нужных связей. Если он вас познакомит с правильными людьми, дальше все само срастется. Конечно, мы просматривали агентства. Есть знакомые, которые делали стартапы в Калифорнии и пытались работать с агентствами. У всех опыт либо нейтральный, либо негативный. Чтобы мне порекомендовали кого-то и сказали, эта компания творит чудеса - такого не было.

За агентство

Слава Черников, CEO OrderKing: Агентство дороже, но имеет достаточно большой опыт и гарантирует результат. Оно заинтересовано в своей репутации. Менеджер – для него это не так принципиально. Хотя агентство выделяет на вас только часть времени, это более "качественное" время.

За оба варианта

Андрей Шеломенцев, CEO & Founder в APIO: Оба варианта жизнеспособны. Здесь зависит от бюджета. В агентство я верю, так как у них накоплен опыт и отработаны механизмы для быстрого выхода на аудиторию. Широкий охват и быстрое достижение цели - это агентство. А свой человек - он в теме и он интенсивнее будет заниматься моим проектом, он сможет больше рассказать о продукте. Пока, из соображений бюджета, мы остановились на отдельном PR-менеджере в команде.
Дмитрий Ножнин, Dusk Rift: У нас точно будет человек внутри команды. Возможно, он будет подключать агентство, но это будет уже его или ее задача. Нам нужен человек, который досконально знает игру, все ее фишки, ее преимущества и может это рассказать любым внешним агентствам, подрядчикам, партнерам и прессе.
Вадим Чумак, CEO CashFon: Мы занимаемся пиаром сами. В любом случае это должен быть человек в компании, который живет этим продуктом. Если привлекаются внешние агентства, то этот человек должен указывать им, в каком информационном направлении плыть. Если работой агентства не руководить, то это, мне кажется, не может быть эффективным.
Александр Попов, CEO EasyFinance.ru: Наш проект "ЖалоБанк" сам по себе вирален. Пиаром и маркетингом занимаюсь я. У нас есть партнеры, в том числе, по пиару. Но по части маркетинга нам не нужны дополнительные люди. Мы не сторонники раздувания штата.

Когда нужен PR

Андрей Шеломенцев, CEO & Founder в APIO: Нужно включаться в PR на самых ранних стадиях. И это не мои слова, а слова инвесторов. Им важно, насколько проект освещен в прессе, что про него говорят. Кроме того, PR помогает решать некоторые локальные задачи. Например, есть проект про секс-знакомства. Он получили очень широкую огласку еще до выхода какого-то приложения, во время разработки. Во-первых, проект стал видим на всех радарах у инвесторов. Во-вторых, когда у них возникла проблема с AppStore (по правилам ЭппСтор, нельзя выкладывать приложения такого содержания) - AppStore пошел на переговоры и помог им правильно спозиционировать приложение, чтобы оно все-таки вышло.
Слава Черников, CEO OrderKing: Пиар обычно нужен с момента привлечения инвестиций. Грамотно организовать пиар - грамотно привлечь инвестиции - грамотно выйти на рынок. Это одна из стратегий. Но нам больше нравится стратегия, когда мы создаем продукт, который сам себе делает имя. Мы хотим опробовать именно эту стратегию.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Пять результативных коммуникационных кампаний с применением ИИ: кейсы международных брендов
  2. 2 Как обезвредить манипуляции, чтобы сделать общение с клиентами эффективнее
  3. 3 От бренд-медиа до гольф-клубов: 5 неожиданных трендов в PR
  4. 4 6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
  5. 5 Зачем компании проводить отраслевую конференцию и как правильно ее организовать