Российских автолюбителей уже не удивить электромобилем – их приобретали и раньше, а в последние годы с заходом на рынок РФ китайских марок и появлением липецкого Evolute, машины на батареях стали настолько обыденным явлением, что их можно повсеместно встретить даже в такси.
И все-таки, есть в России проект, предпоказы и анонсы которого выглядят более чем футуристично. Его называют автомобилем-гаджетом и пророчат большое будущее. Впрочем, при взгляде на концепцию и тестовые образцы создается впечатление, что это самое будущее если не наступило, то наступит в ближайшее время. Речь идет об «Атоме».
Разрабатывают новинку уже не первый год, но в мае стало известно, что стартап запустил 13 прототипов на дороги Набережных Челнов и Подмосковья. А значит, самое время разобраться, что же из себя представляет машина, обещающая стать «нашим ответом Tesla».
Содержание:
- Что из себя представляет «Атом»
- История разработки
- Как будет выглядеть «Атом»
- Для кого придуман «Атом»
- Когда «Атом» поступит в продажу и сколько будет стоить
Что из себя представляет «Атом»
Технически «Атом» — это заднеприводный хэтчбек, способный набрать сто километров в час за восемь секунд и развивать скорость в 170 км/ч. Работает он на электричестве и заряжается на 100 километров за восемь минут, а полный запас хода у машины — 500 километров. Уже по этим показателям можно сказать, что новинка держит марку среди конкурентов. Для сравнения, автономность известной во всем мире Тesla Model 3 — 530 километров.
Но настоящие инновации кроются не под капотом (а вернее под багажником, ведь именно сзади расположится электромотор авто), а в салоне. Именно они выделяют «Атом» среди электромобилей и позволяют его авторам гордо именовать его автомобилем-гаджетом.
Начать стоит с того, что у авто будет собственная операционная система «Атом ОС». При этом, к операционке будет прилагаться маркетплейс Atomverse. В нем можно будет найти нужные программы и с их помощью кастомизировать свой автомобиль. В первую очередь туда обещают добавить коммерческие приложения для таксистов или курьеров.
Нужно отметить, что здесь ОС распространяется не только на мультимедиа. Она будет управлять проекционным экраном под лобовым стеклом и системой помощи водителю ADAS. Кстати, именно ADAS и его реализация считаются главной фишкой новинки, которой нет еще ни в одном серийном авто в России. Дело в том, что она будет работать по принципу дополненной реальности.
Датчики, расположенные на «Атоме» способны считывать информацию об окружении и передавать ее через проектор прямо на лобовое стекло. Так, машина сможет подсветить повороты, показать направление по принципу навигатора, помочь в перестроении, парковке и предупредить об опасности на дороге и пешеходах. Еще не достаточно футуристично? Уведомления с телефона тоже выведут на лобовое стекло. Осталось только докуртить функцию записи голосовых сообщений в Telegram.
Движение в сторону диджитализации будущей машины распространяется и на сервис. Диагностика систем авто будет удаленной. Специалисты смогут подключиться к «Атому» онлайн, просканировать ошибки и наладить работу систем. Считается, что это поможет сэкономиться время и деньги на ТО.
Ну а возвращаясь к более общим описаниям, можно сказать, что это действительно российский автомобиль. По крайней мере, в большей части. Сообщается, что минимум 60 процентов комплектующих будут отечественными, а остальные поставят из стран ближнего зарубежья. Рискнем предположить, что основным партнером выступит Китай, который держит курс на электрификацию внутреннего авторынка и уже не раз предоставлял авто-доноров для других российских авто, например «Москвича» и Evolute. Интересный факт — несколько из тех самых 13 тестовых авто отправились проходить испытания именно в Поднебесную.
Но главное, что «сердце», а точнее батарея «Атома» будет российским. Разработкой батарей занимаются специалисты из «РЭНЭРА» — дочерней компании ГК «Росатома». Производить их собираются в Калининграде.
История разработки
Прежде, чем приняться за разработку «Атома», его создатели занимались другим проектом — электромобилем «Кама-1». В 2020 году его представили на выставке «ВузПромЭкспо», тогда же было объявлено, что авто пустят в серийное производство. Это был небольшой трёхдверный автомобиль с небольшим запасом хода в 250 километров. Продавать его собирались примерно за один миллион рублей, начиная с 2021 года. Однако позже эти планы свернули. Бытует мнение, что «Атом» стал его последователем, однако это не так, и кроме производителя у новинки с «Кама-1» ничего общего нет.
Одновременно с несостоявшемся запуском, летом 2021 года в Набережных Челнах была зарегистрирована компания «КАМА» с уставным капиталом в 720 млн рублей. Ее совладельцем стал Рубен Варданян. Кроме него в стартап инвестировал глава «Камаза» Сергей Когогин. Разработку возглавил экс-вице-президент «АвтоВАЗа» по инжинирингу Харальд Грюбель.
Спустя примерно полтора года было объявлено и название — «Атом». Тогда же он получил новую порцию инвестиций. На этот раз от госкорпорации «Росатом» через дочернее предприятие «Рэнера», батареи которой и будут стоять в автомобиле. Они вложили в разработку 6,2 млрд рублей, назвав сделку «относительно небольшой инвестицией в перспективный проект». Кроме того, в 2022 году стало известно, что среди совладельцев стартапа числится ПАО «КАМАЗ».
В мае 2023 года компания презентовала «функциональный образец», разработанный с привлечением итальянского бюро Torino Design. В начале лета того же года образец машины показали на выставке «Цифровая независимость промышленной России», где его осмотрел премьер-министр РФ Михаил Мишустин, который похвалил разработку.
Еще через три месяца на «Атом» был открыт предзаказ без озвучивания финальной стоимости. Тем ни менее, на 30 сентября того же года электромобиль предзаказали 36 тысяч раз. А к началу 2024 года это число достигло уже перевалило за 100 тысяч.
Согласно данным с официального сайта проекта, на данный момент уже созданы функциональные образцы, а 2024 год посвящен их испытаниям в реальных условиях и индустриализации производства. Кроме того, в этом году первый «Атом» должен быть собран уже в заводских условиях.
Главный офис и центр разработки компании находится в в Набережных Челнах, но кроме того их офисы раскинулись по всей стране: от Москвы и Санкт-Петербурга до Тольятти. Есть и лаборатория в Китае, где проходят исследования батареи и электропривода. А вот то самое серийное производство планируется развернуть на базе завода «Москвич».
Как будет выглядеть «Атом»
Внешность «Атома» соответствует его футуристическому духу. Он буквально воплощает в себе представление о минимализме. Осветительные приборы выполнены в виде светодиодной полосы, под которой располагаются те самые датчики, отвечающие за систему помощи водителю ADAS.
Источник: Атом
Не смотря на то, что «Атом» — хэтчбек, его задняя часть оснащена спойлером, удлиняющим линию крыши, что придает машине спортивный и несколько динамичный вид. Красить будущий электрокар собираются в семь цветов со специфическими названиями. Фирменная окраска «Атом» напоминает оттенок морской волны, «Кварк» ярко-красный, «Квант» — еще одна вариация голубого с уклоном в серый, «Герц» будет фиолетовым, а «Пиксель», «Фотон» и «Нейтрон» серым, белым и черным соответственно.
Отличительная черта электрокара от большинства представленных на рынке образцов — двери. Они будут распашными и с электрическим приводом открывания, а вместо ручек на задних дверях расположатся кнопки.
Внутри авто тоже отличается от большинства аналогов. Мультимедиа и приборная панель находятся прямо на руле. Здесь же установили все дополнительные кнопки. Разработчики уверяют, что так будет гораздо удобнее управлять автомобилем, ведь вся необходимая информация находится у водителя прямо перед глазами. Такую систему сравнивают в болидами «Формулы-1», где пилоту нельзя отвлекаться от вождения ни на секунду. Взаимодействовать с функционалом «Атома» можно будет как с через сенсорный дисплей, так и при помощи специальных джойстиков.
Источник: Атом
Выпуск авто планируется в четырех кардинально разных версиях. Family имеет пять мест, Taxi — четыре, Duo — два, а Delivery и вовсе станет одноместной. Кстати, интерьер салона для такси уже был обнародован. Там нет переднего пассажирского кресла, вместо которого создана площадка для багажа. Такую же расстановку используют на британских «кэбах», но в России ничего подобного мы еще не видели.
Кстати, у этой же версии на задней стороне подлокотника водителя поставят дисплей для пассажиров. Предполагается, что при его помощи владельцы «Атома» смогут воспользоваться своим идентификационным номером и даже вызывая аналогичное такси настроить в салоне музыку и климат по собственным предпочтениям, используя свой ID.
Для кого придуман «Атом»
Очевидная целевая аудитория будущего электромобиля — молодое поколение. Не даром сами создатели называют его гаджетом. Габаритно его сравнивают с автомобилями классов A и B, но комфорт обещают как сегментах C и D. Помимо широкого диджитал-функционала «Атом» может представлять интерес для молодежи и благодаря системе помощи и безопасности, которая поможет уверенно чувствовать себя на дороге даже не самым опытным водителям.
Кроме того, одного разнообразия модельного ряда «Атома» хватает, чтобы понять — компания делает ставку на широкое применение в коммерческом сегменте. Также электромобиль должен быть представлен в российских сервисах каршеринга. По информации СМИ, стартап уже заключил договора с BelkaCar, «Делимобилем» и «Ситидрайвом».
Источник: Атом
То, что «Атом» выйдет и за пределы страны тоже нет сомнений. Уже сейчас у него есть инженерное подразделение в Китае. В планах разработчиков поставлять электрокар на экспорт как минимум в Китай и страны Юго-Восточной Азии.
Когда «Атом» поступит в продажу и сколько будет стоить
Ещё в 2023 году на презентации в Нижнем Новгороде Михаилу Мишустину пообещали выпустить электрокар в 2025 году. Пока разработка двигается согласно плану и 2025-ый значится на сайте компании как год начала серийного производства и продаж.
Предварительная стоимость «Атома» составит от 2,5 млн до 3,5 млн рублей в зависимости от конъюнктуры рынка, сообщил гендиректор компании «Кама» Игорь Поваразднюк. Для сравнения, сосед новинки по заводу, электрический «Москвич 3е» стоит 3 025 000 рублей, по данным на официальном сайте производителя.
Фото на обложке: Атом
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Подбор и адаптация сотрудников»
- 1 Как заработать на зарядках для электромобилей: инструкции и кейсы
- 2 Правительство продлило бесплатный проезд для электромобилей по платным трассам
- 3 Продажи электромобилей в России в 2024 году стали рекордными
- 4 Беспилотные компьютеры в машинах Tesla выходят из строя — Electrek