Top.Mail.Ru
Лонгриды

EdTech в России меньше, чем EdTech

Лонгриды
Алиса Беркана
Алиса Беркана

Редактор блока «Технологии и бизнес».

Алиса Беркана

На сегодняшний день в России на слуху лишь несколько успешных EdTech-проектов. Мы поговорили с теми, кто смог построить бизнес на образовании, и узнали, что происходит с рынком, за что государству сказать спасибо и в какие идеи инвесторы готовы вкладывать деньги

EdTech в России меньше, чем EdTech
  1. Лонгриды

Сначала определимся с терминологией. Большинство людей, тесно с бизнесом на образовании не связанных, глубоко убеждены в том, что EdTech — это различные онлайн-курсы и вебинары, а это не так.

Educational technology — это учебная практика, которая упрощает обучение и повышает производительность путём создания технологических ресурсов, их использования и управления ими

Сколько денег на рынке

Развиваться рынок образовательных стартапов начал в 2012 году, когда Coursera, Udacity и Udemy привлекли свои первые инвестиции. Понимание, что на новом рынке можно зарабатывать, пришло через 3 года, когда LinkedIn купил портал Lynda за $1,5 млрд.

Самыми привлекательными секторами по числу проинвестированных компаний, согласно данным Hackeducation, в прошлом году были обучение программированию, подготовка к экзаменам, кредитование студентов и онлайн-обучение. Самыми запоминающимися событиями стали сделка Mail.Ru Group, купившей долю GeekBrains, и инвестиции Sistema VC в размере $2,5 млн в MEL Science.

Каким будет этот год — никто не знает, но аналитики ФРИИ уверены, что самыми перспективными сферами станут AR/VR, дошкольное и школьное образование, новые форматы обучения для детей и развитие умственных способностей.

По оценкам Education International, во всём мире рынок образования оценивается в $5 трлн, а потенциал роста в следующие несколько лет достигнет $6-7 трлн. Объем e-learning составляет $165 млрд, а это всего 3% от общего рынка. Согласно прогнозам, рынок будет расти и к 2020 году составит порядка $240 млрд.

Рынок образовательных технологий в России

На данный момент в индексе Edutainme 168 EdTech проектов. Со-основатель онлайн-медиа и исследовательского бюро Edutainme Наталья Чеботарь считает, что это не все проекты, которые есть на российском рынке:

В индексе только те проекты, что нацелены на рынок школьного и высшего образования или интересны с точки зрения технологических решений в области педагогики и управления образованием. То есть многочисленные онлайн-курсы продаж, фотографии, похудания и вышивания, которые делают бизнес на многочисленных платформах, или просто в ВК и через email-рассылки, мы не включаем. По моим оценкам, таких около 500, некоторые из них очень быстро растут и безусловно интересны для инвестиций.

По словам генерального директора Lingualeo Ирины Шашкиной, EdTech в России только формируется, но при этом быстро растёт, хорошо показывая себя в периоды экономических кризисов. Эксперты оценивают рынок Восточной Европы в $1,2 млрд, по темпу роста (16,9%) он незначительно уступает лишь Азии:

Россия играет роль локомотива в своём регионе, однако в мировом масштабе доля её участия в EdTech мала — менее 2%.

О том, что онлайн рынок находится в зачаточном состоянии, говорит и управляющий партнёр SkyEng Александр Ларьяновский. Игроков на рынке не много, денег — тем более. Бизнес-модели не устоялись, а серьёзные проекты можно сосчитать по пальцам:

EdTech в России — это ещё не отрасль. Границы рынка размыты, всё находится на зачаточной стадии. При этом история обучения детей — огромная и денежная.

При чём тут государство

EdTech сегодня делится на тех, кто делает бизнес сам, и на государственные программы. Частный бизнес без поддержки государства живёт и развивается, но как только в него вливаются государственные деньги — смысл что-либо делать пропадает. Тем не менее стартапы навстречу государственным бюджетам радостно не скачут, и этому есть вполне логичное объяснение:

Государство ищет проекты вроде нашего, чтобы наполнять свои программы. Не уверена, что на таком уровне готовят мощную программу, которая будет отличаться от того, что мы видим в школах и других государственных проектах. Для нас удобно, что мы никому не принадлежим и можем работать с разными компаниями и структурами в разных соотношениях, оставаясь собой.
Мария Конопелько CEO Digital Banana

Такого же мнения придерживается и генеральный директор Lingualeo:

Государственную систему образования можно сравнить с большим круизным лайнером: требуется очень много усилий и времени для того, чтобы хотя бы на миллиметр изменить курс судна. И это основной недостаток государственной части образования. Любая инновация может «протухнуть» пока государственный сектор увидит её, оценит эффективность и возьмёт в работу.
Ирина Шашкина Генеральный директор Lingualeo

Чем меньше государство куда-то смотрит, тем лучше там развивается бизнес

Отрыв образования от реальной жизни значительно большой, поэтому при неизменности существующего государственного регулирования будет развиваться дополнительное школьное образование. Жизнь меняется с большей скоростью, чем раньше, а образование не меняется совсем. От того, что дневник стал не бумажным, а электронным, в процессе образования ничего не поменялось:


Содержание учебников отстаёт от жизни, в педвузах нет людей, которые могут учить нужным вещам. Чтобы интегрировать частный бизнес и государство, для того, чтобы реанимировать ситуацию, государство должно отпустить контроль за умами молодёжи и пустить в школы частный бизнес.
Александр Ларьяновский Управляющий партнёр SKyEng

Однако на текущий момент особых возможностей добавлять что-то в государственные стандарты и учебную программу в реальности ни у кого нет, так как государство пытается монополизировать контроль над умами молодёжи, считает эксперт. С этой гипотезой согласен и генеральный директор «Нетология-групп» Максим Спиридонов. По его мнению, потребитель недоволен образовательной услугой, которая ему оказывается:

Мы смотрим на образовательный рынок как на довольно турбулентную среду. С одной стороны, он все ещё находится в процессе реформации с момента перехода полностью с советской схемы, где нет коммерческих образовательных проектов. С другой, трансформируется, и появляется коммерческое образование в разных формах, в том числе и уродливых.

Действительно, государство вкладывает большие деньги в образование, и значительная часть уходит в неизвестном направлении: определённо, эффект несопоставимо ниже, чем если бы эти деньги были вложены в какие-то частные инициативы, где считается каждый рубль.

Я пока не очень могу понять, как государство умудряется тратить такие деньги, при этом иметь довольно посредственное качество образования.
Максим Спиридонов Генеральный директор «Нетология-групп»


Новые технологии в образовании: перспективы в России

Рынок будет взрослеть, а потребитель — выбирать образование не с точки зрения формата, а с точки зрения качества, так как существующая система образования в России работает с эффективностью 32%. Эта цифра получается из двух слагаемых: из поступивших в вуз в среднем 20% отчисляются, из доживших до диплома 60% работают не по специальности. Это данные Росстата, которые означают то, что даже поступившие в вуз идут по траектории «вылета», либо работают не по специальности.

Рынок в России будет развиваться быстро. В том числе благодаря государству. Точнее, благодаря тому, что в глобальном плане в образовании оно ничего не меняет. Из-за отсутствия содействия в развитии e-learning появляются стартапы, которые стремятся быстро внедрять современные методики в образование. Коммерческий сегмент будет расти, поскольку кто-то должен воспитывать новые кадры. И если этого не делает школа, то сделает это кто-то другой, считает генеральный директор «Нетология-групп» Максим Спиридонов.

Скорость изменения среды и экономических реалий стала выше. Если консервативная по своей природе образовательная среда и раньше не очень поспевала за всеми этими изменениями, то сейчас она стала безнадёжно отставать.

Но школа мысли в российском EdTech есть, соответственно, будет рост образовательных проектов, считает управляющий директор фонда Talent Equity Ventures и основатель Coursalytics.com Илья Брейман:

Моя позиция такая — государство выделяет деньги, а деньгами должны пользоваться люди, которые знают как их эффективно использовать. Если государство даёт деньги и начинает управлять их распределением, а потом ещё и спрашивать, на сколько они эффективно были потрачены, это неэффективно. В этом плане образование — один из тех уникальных секторов, где взаимодействие с государством скорее помогает, чем мешает.

Эффективная модель проекта — комбинация онлайна и офлайна, особенно если дополнить процесс технологией дополненной реальности, считает основатель Inlearno Александр Костин.

Бизнес делать в EdTech стоит, но если ты хочешь быстро заработать на этом много денег — не имеет смысла начинать. Основных ошибок у начинающих EdTech-предпринимателей две: «я приду и заработаю миллионы» и невнимание к требованиям законодательства (особенно в сфере лицензирования). 
Александр Костин Основатель Inlearno

Чего хотят инвесторы

У России огромный потенциал во всех сферах EdTech, считает управляющий директор фонда Talent Equity Ventures Илья Брейман. С точки зрения инвестиционной привлекательности инвестор рассматривает всё, что связано с образованием для взрослых:

В ближайшее пять-десять лет огромной нишей будет образование для mature adults (взрослые люди старше 55 лет), потому что если раньше у человека была одна карьера на всю жизнь, то сейчас ситуация изменилась. Это область для инвестиций как в России, так и глобально. С точки зрения технологий обучения для mature adults сделано очень мало.

Также Илья Брейман отметил, что сейчас будет предпринята очередная попытка виртуализации в образовании. Однако эти попытки не будут успешны ещё 3-4 года. Да, через какое-то время виртуализация всё равно произойдет, но мы к этому ещё не совсем готовы.

Я бы не стал вкладывать деньги в MOOC, рынок перенасыщен, а конкуренция — со всех сторон. Создавать платформы больше не надо, их хватит. Чего не хватает, так это проектов, которые связаны с продуктами для людей с ограниченными возможностями. Это большой рынок, это большая и серьёзная ниша, которой можно заниматься.
Илья Брейман Управляющий директор фонда Talent Equity Ventures, основатель Coursalytics.com

Главная проблема этого рынка в России — отсутствие экзитов и ликвидности для венчурного инвестора. Они не ликвидны в том смысле, что у нас в стране пока нет крупных организаций, которым было бы полезно покупать проекты в области образования.

Здесь получается замкнутая история: без наличия потенциально понятных экзитов венчурные инвесторы не вкладываются в рынок, без инвестиций не растут хорошие стартапы в большом количестве, а потом корпорации говорят, что покупать особо нечего, поэтому они и не покупают. Да и целом, в России практически нет крупных образовательных корпораций.
Константин Виноградов Старший инвестиционный менеджер Runa Capital

Вместо подведения итогов

7 лет назад всё онлайн-образование в России было представлено набором неструктурированного оцифрованного контента. Следующим этапом стало структурирование и компановка этого контента в курсы. Затем последовал вывод на рынок practice tools. То есть инструментов, с помощью которых пользователь может формировать и практиковать те или иные знания. Что будет потом? Мнения у игроков рынка неоднозначные. При благоприятном раскладе следующим этапом развития станет создание learning tools, инструментов, при помощи которых пользователь может в режиме онлайн полностью освоить какую-то область знаний — такие прогнозы сделали в Lingualeo.

Новые тенденции на EdTech-рынке – простыми словами

  • EdTech в России только зарождается, но расти будет быстро
  • Пока государство не меняет систему образования, EdTech имеет благоприятные условия для развития
  • При создании EdTech-стартапа главное — правильно выбрать нишу. Рынок языков уже занят
  • В России хорошая научно-техническая школа, которой можно делиться не только в рамках страны
  • Хватит MOOC-ов, серьёзно, их достаточно
  • Создавая стартап и желая получить инвестиции, ориентируйтесь на международный рынок
  • Государственно-частное партнёрство в текущей ситуации — далеко не cool story
  • Если фаундер нацелен только на российский рынок — то у него есть потолок, выше которого он не прыгнет
  • Идеи, в которые инвесторы вложили бы деньги — образование для пожилых и людей с ограниченными возможностями
  • Виртуализация — плохая идея, ещё года 3-4 рынок не будет к этому готов
  • Рынок развивается и составляет десятки млрд рублей годового оборота, динамика роста рынка — десятки процентов в год (согласно данным «Нетология-групп» )
  • Резких изменений ближайшие пару лет на рынке мы не увидим




Читайте по теме:

Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий

5 советов инноваторам в образовании

«Онлайн-курсы не заменят живых учителей» — Джимми Уэйлс, создатель «Википедии»

Как заработать на детском онлайн-образовании

Британский опыт запуска MOOC: ни профита, ни инноваций


Фото на обложке: belchonock/Depositphotos.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти