Новости
эксклюзив

Клиенты мебельного бренда Modernist месяцами не могут получить свои заказы и вернуть деньги: что происходит

Новости
Анастасия Марьина
Анастасия Марьина

Глава отдела новостей RB.RU

Анастасия Марьина

Клиенты мебельного бренда Modernist в течение нескольких месяцев не могут получить свои заказы и вернуть деньги за оплаченные товары, некоторые собираются подавать в суд. RB.ru поговорил с пострадавшими, гендиректором компании и ее владельцем — бизнес-школой «Like Центр» Аяза Шабутдинова — и узнал, что происходит с производством сейчас, в чем причина задержек и что делать клиентам. 

Компания существующие проблемы признает и уверяет, что работает с текущими клиентами, по которым есть просрочки. Юристы же рекомендуют не принимать гарантийные письма и сразу обращаться в суд.

Клиенты мебельного бренда Modernist месяцами не могут получить свои заказы и вернуть деньги: что происходит

Содержание: 

Как работает Modernist

ООО «Модернист» появилось в феврале 2019 года в Краснодаре. Предприятие производит и продает мебель, в том числе кровати, диваны, но специализируется на дизайнерских стульях. Компанию основал Сергей Мирошников, вложив собственные и кредитные деньги. Позднее он смог привлечь в проект инвесторов.

Так, в марте 2021 года Мирошников рассказывал РБК, что решил пройти бизнес-акселератор и в итоге потратил 1 млн рублей на менторскую программу инфобизнесмена, основателя бизнес-школы «Like Центр» Аяза Шабутдинова. Впоследствии Шабутдинов стал владельцем Modernist. В мае 2021 года проект также привлек 20 млн рублей от бывшего исполнительного директора Казначейства Сбербанка Михаила Федорова.

Аяз Шабутдинов рассказывает о бизнесе Modernist и упоминает о задержках поставок. Снято летом 2020г

Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, почти 68% компании принадлежит основателю Сергею Мирошникову, чуть более 22% — ООО «Управление активами», большей частью которого владеет Аяз Шабутдинов, 10% — Федорову.

По данным ЕГРЮЛ, выручка ООО по итогам 2020 года превысила 111 млн рублей, что почти в 13 раз превышает показатель 2019 года (8,7 млн рублей). Чистый убыток при этом составил 30,7 млн рублей. Сам Мирошников приводил РБК следующие данные: продажи компании за 2020 год — 276 млн рублей, выручка — около 240 млн, прибыль — около 60 млн.

Проблемные заказы

В середине сентября 2021 года в редакцию RB.ru написал один из клиентов мебельной компании Modernist с просьбой «провести расследование» в отношении предприятия и заявил, что он «один из тысячи пострадавших». Клиент предоставил редакции чек, копию договора купли-продажи и указал, что уже пять месяцев не может вернуть 240 тыс. рублей за оплаченную мебель.

В течение октября RB.ru получил еще пять подобных писем (суммы заказов по ним варьируются от 50 тыс. до 250 тыс. рублей), копии всех подтверждающих покупку документов имеются в распоряжении редакции. Все читатели жалуются на одну и ту же проблему — есть оплаченный заказ, товар не пришел в срок, клиенты не могут вернуть деньги несколько месяцев.

При этом компания, судя по копиям предоставленных гарантийных писем, как правило, шла на контакт, но по истечении указанного в письмах срока деньги на счет клиентов так и не поступали. В настоящее время пять из шести написавших в редакцию клиентов ООО «Модернист» все еще ждут возврата средств.


Двое из написавших в редакцию RB клиентов компании также согласились дать комментарии публично.

  • Регина Юмагулова из Уфы. Заказ на диван

«Я оформила покупку дивана 20 июня 2021 года, заплатила аванс в размере 122 600 рублей, срок изготовления был 19 августа 2021 года. 18 августа я созвонилась с компанией, мне сказали "все хорошо, ваш диван поступил на склад, завтра с вами свяжутся". 19 августа мне перезвонили и сообщили, что диван не готов, и предложили перенести срок до 29 сентября 2021 года. Мы покупали диван для детей, к 1 сентября, чтобы было на чем спать.

Тут я начала проглядывать негативные комментарии в инстаграме, которые сразу же удаляют, и решила написать письмо на возврат денежных средств. С тех пор прошло уже два месяца, на звонки с других номеров, если удастся дозвониться, менеджеры судорожно начинают "отмазываться", что денег нет в компании, платить им нечем. Раздают гарантийные письма, продлевая даты оплаты. 

Обещали выплату 15 октября, но это уже четвертая дата и я потеряла надежду. Один менеджер предложил сразу судиться, сказав, что даже зарплату не платят. Написала пост в инстаграме, меня заблокировали». 

  • Елизавета Долгополова из Ставрополя. Заказ на 4 стула и обеденный стол

«Я сделала заказ стульев и стола в компании ООО "Модернист" от 18 марта 2021 года. При заказе на общую сумму 100,9 тыс. рублей внесла сумму 48 тысяч рублей, остаток был переведен на карту 29 марта 2021 года. К сожалению, как в дальнейшем выяснилось, сотрудник данный перевод нигде не зафиксировал. Сумма перевода составила 52 900 рублей. Чек сохранен (также имеется в распоряжении RB.ru — прим. ред.). 

Предварительная дата прихода товара на склад по договору — 21 мая 2021. К сожалению, в указанные сроки ничего не пришло. Я пыталась решить эту проблему мирным путем, но менеджер компании, а также служба поддержки переносили даты, ссылаясь на "непредвиденные обстоятельства".

Не дождавшись своевременно своего заказа и идя на встречу сотрудникам, прождав дополнительно несколько месяцев, я 6 августа написала отказ от товара и запросила возврат полной стоимости.

Мебель Modernist. Фото: Facebook компании

По истечении 10 банковских дней перевод осуществлен не был, я обратилась к менеджеру и мне прислали 24 августа 2021 года гарантийное письмо о том, что компания обязуется выплатить всю сумму до конца августа.

В начале сентября я снова связалась с компанией, так и не получив финансовые средства. Мне снова прислали гарантийное письмо, где сообщили, что обязуются вернуть всю сумму в срок до 30.09.2021. К сожалению, с наступлением срока никаких изменений не произошло.

Сотрудники ответили, что сейчас компания не может вернуть деньги. После этого я отправила досудебную претензию от 9 октября 2021 года заказным письмом на два юридических адреса. Спустя 30 дней, если возврата финансовых средств не будет, обращусь в суд».


По данным системы «Контур.Фокус», в настоящее время в отношении компании рассматривается 7 арбитражных дел на общую сумму 3,9 млн рублей, где Modernist выступает ответчиком (в том числе по вопросам неисполнения или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам возмездного оказания услуг и обязательств по договорам поставки), и 8 дел в судах общей юрисдикции от физических лиц.

Основатель Сергей Мирошников в мартовском интервью РБК упомянул о проблемах с подрядчиками и о том, что после этого компания решила запустить собственное производство. В августе 2020 года, по данным РБК, компания купила здание площадью 3,5 тыс. кв. м в Апшеронске за 6,5 млн рублей и еще 9 млн рублей потратила на ремонт.

Сейчас мебель бренда собирается в России из отечественных материалов, только ткань компания заказывает в Турции и Китае.

Сборка мебели в Апшеронске. Фото: Facebook компании

Как ситуацию объясняют Modernist и его владелец

По словам генерального директора ООО «Модернист» Андрея Чадова, в 2020 году «произошел стремительный рост компании и увеличение количества заявок на продукцию»: «В это же время на фоне нестабильной эпидемиологической ситуации в стране и за ее пределами стали появляться непрогнозируемые сложности: срывы сроков поставок со стороны подрядчиков, дефицит материалов (бук, фанера, ткань), двукратный рост цен на комплектующие».

Все это, объясняет Чадов, приводило к сбоям поставок и появлению недовольных клиентов, которые получили свою мебель с задержкой. Компания заявляет, что оформляла возвраты и точечно работала с покупателями и «делает это до сих пор».

«Все перечисленные трудности подтолкнули нас на ключевые изменения. Мы отказались от работы с подрядчиками и с августа 2021 года перешли на вертикально интегрированное производство — практически все комплектующие производим сами на своем производстве, в закупке осталось только сырье и фурнитура. На данный момент наш приоритет — текущие клиенты, по которым есть просрочки», — сообщил Чадов.

По его словам, компания также оптимизировала логистику, модернизировала отдел сервиса, качества и контроля, отказалась от модели франчайзинговой сети в пользу филиалов. «Сейчас компания пришла к решениям, которые позитивно сказываются на улучшении качества потребительского опыта и бизнеса в целом. Мы всегда на связи с текущими клиентами, готовы предложить варианты решения любой ситуации», — уверяет Чадов.

В пресс-службе «Like Центра», юрлицо которого является вторым крупнейшим владельцем ООО «Модернист», сообщили, что не контролируют бизнес-процессы и не отвечают за операционную деятельность компании.

«Modernist — это отдельный бизнес, который несет ответственность за свое развитие самостоятельно. Мы всегда помогаем компаниям инвестиционного фонда — для Modernist’а были выделены дополнительные средства для ускорения разрешения данной ситуации. Бизнес не всегда развивается линейно. Все решения Modernist’a по модернизации производственных процессов должны привести к скорой стабилизации», — сообщили в «Like Центре».

Как вопрос предлагают решать юристы

Если покупатель заплатил деньги за поставку мебели, а продавец не поставляет товар, покупатель имеет право требовать возврата денежных средств и проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, говорит руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Кирилл Стус.

Кроме того, если изначально договором не закреплена возможность продавца переносить сроки поставки товара, то он и не может делать это в одностороннем порядке. Сроки могут быть перенесены только с согласия покупателя, добавляет эксперт. Если продавец отказывается возвращать деньги, покупатель имеет право на их взыскание в судебном порядке.

«Не нужно принимать никаких гарантийных писем от продавца. Не нужно подписывать никаких соглашений о переносе сроков. Стоит направить продавцу претензию с требованием о возврате денежных средств и в случае их невозврата обратиться с соответствующим иском в суд», — советует Стус.

Есть закон РФ «О защите прав потребителей», который дает полное понимание того, что нужно делать и что можно предъявить продавцу или исполнителю заказа, добавляет ведущий юрист компании Объединенный юридический центр «Парфенон» Павел Уткин. Эксперт дал несколько рекомендаций, как действовать клиентам.

Базовый сценарий для физического лица:

  • Необходимо составить претензию по факту нарушения продавцом/поставщиком сроков передачи предоплаченного товара в двух экземплярах.
  • На экземпляре клиента должна быть отметка о принятии. Если принимать претензию откажутся, ее нужно отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения.
  • Дата уведомления будет считаться точкой отсчета для действий, указанных в претензии.
  • В документе клиент может либо обозначить новый срок доставки, либо потребовать возврат предоплаты. Кроме этого, можно прописать требование о возмещении убытков, а также выплату неустойки за каждый день просрочки в размере 0,5% от предоплаты, согласно статье 23.1 Закона о защите прав потребителей.
  • Срок удовлетворения требований — как правило, 10 дней с даты предъявления или получения уведомления.

При этом, по словам Уткина, важно, какой именно договор заключался — купли-продажи или оказания услуг. «По второму типу сценарий в целом схожий, но пени может составлять 3% от предоплаты — этот кейс регулируется статьей 28 закона», — добавляет юрист.

Уткин также отмечает, что «обращаться в суд нужно максимально быстро, то есть почти сразу после невыполнения требований по претензии, если есть сомнения в платежеспособности компании — таких истцов могут быть десятки, а то и сотни».

Старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова также добавляет, что схема действий будет немного отличаться для юридических лиц.

Как действовать юридическому лицу:

  • Юридическое лицо может использовать свое право на односторонний отказ от договора и потребовать вернуть обратно уплаченные по договору деньги, неустойку и возместить понесенные убытки.
  • Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
  • У покупателя есть право приобрести аналогичный товар у другого продавца, а ООО «Модернист» будет обязано возместить все необходимые и разумные расходы на их приобретение по данному договору.
  • Юридическим лицам можно обойтись без досудебного урегулирования — направить уведомление об отказе от договора и идти в суд. Это можно сделать сразу после того, как обязательства были не исполнены в дату, указанную в договоре. Закон не обязывает выжидать какое-то время перед обращением в суд.

Фото на обложке: Facebook Modernist'а

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Суд оставил под стражей блогера-бизнесмена Аяза Шабутдинова
  2. 2 В России планируют создать цифровую платформу для конфискованной криптовалюты
  3. 3 Учредитель Rutube подал в суд на одноименное ООО из Нижнего Новгорода
  4. 4 Российская «дочка» Google приступила к взысканию долгов
  5. 5 Честный знак при карго-доставке из Китая: «серые» схемы и их последствия
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти