Top.Mail.Ru
Колонки

Кейс: как мы собрали 20 тысяч товаров от разных поставщиков в один онлайн-сервис

Колонки
Владимир Давыдов
Владимир Давыдов

Cовладелец, руководитель отдела ведения проектов маркетинговой группы «Комплето»

Полина Константинова

В России хватает противников идеи называть продвижение в сети громким словом «интернет-маркетинг». Еще больше тех, кто не видит смысла интегрировать его в бизнес-стратегию компании и просто хочет нагнать «лидочков» на сайт.

По-настоящему крупным b2b-компаниям с сетью дистрибьютеров и поставщиков по всей стране нельзя начинать работу в интернете с рекламы в онлайн-каналах.

Владимир Давыдов, совладелец и руководитель отдела ведения проектов маркетинговой группы «Комплето», рассказывает, как выстроить маркетинговую систему, в которой будет удобно работать всем участникам.

Кейс: как мы собрали 20 тысяч товаров от разных поставщиков в один онлайн-сервис

Когда нужно объединить 20 тысяч товаров от разных поставщиков...


К нам обратился поставщик лабораторного оборудования для пищевой, молочной, сахарной и нефтяной промышленности. Компании 13 лет, она поставляет оборудование в 200 городов России и предлагает более 20 тысяч наименований товара.

Основные продукты и услуги нашего клиента:

  • Измерительные, аналитические и специализированные лабораторные приборы
  • Лабораторная, медицинская и промышленная мебель
  • Химические реактивы отечественных и зарубежных производителей
  • Медицинские, метеорологические, бытовые, лабораторные, сельскохозяйственные и технические термометры и приборы
  • Лабораторная посуда
  • Средства индивидуальной защиты и продукция общетехнического назначения

У каждого поставщика есть отдельный сайт и собственная база товаров и клиентов. Кто-то ведет учет товаров и клиентов в Excel-файлах, кто-то в тетрадках… Как же их объединить в интернет-систему и автоматизировать бизнес?

С какими проблемами столкнулась компания

Клиент создал сеть мелких сайтов для продажи оборудования. Компания сотрудничала с несколькими десятками поставщиков, которые присылали прайс-листы в различных форматах. Контент-менеджеры вручную загружали информацию о товарах в 1С, а затем распределяли ее по сайтам.

И такая система стала причиной проблем:

  • Сайты перестали приносить лиды

Они привлекали меньше посетителей, чем предполагал средний спрос на оборудование в интернете. Поисковая выдача по запросам была низкой.

  • Нет единого каталога товаров от всех поставщиков

На мелких сайтах компании предлагается более 20 тысяч продуктов от разных поставщиков с разными ценами и товарами в наличии.

  • Нет синхронизации цен и остатков с 1С

С сайтами работали вручную, и обработка данных оставляла желать лучшего.

  • Аналитика не настроена

Сквозной аналитики до продаж по всем ресурсам нет.

  • Единой базы клиентов (CRM) тоже нет

Каждый поставщик использовал свою систему ведения клиентов, в том числе обычные файлы Excel.

  • Большие затраты на поддержку сайтов

Контент-менеджеры поддерживали множество мелких сайтов и формировали каталоги вручную. Это медленно, дорого и чревато ошибками.

  • Сложная сегментация аудитории

Компания поставляет оборудование для различных типов промышленности и научных исследований. Поэтому сегментов аудитории оказалось 32, а приоритетных — 19, среди которых зерно, молочная промышленность, нефтяная промышленность и дорожные работы.

Часть документа с сегментацией аудитории

Кроме того, в каждой отрасли есть два типа лиц, принимающих решение: технологи и неспециалисты (снабженцы, подрядчики). У них разные запросы по контенту.

Компания должна помочь каждому сегменту и типу закупщика найти нужное лабораторное оборудование. А это значит, что для каждого сегмента аудитории нужно выработать решения, начиная с самых важных:

  • Отдельный сайт
  • Интернет-магазин расходных материалов
  • Лендинги
  • Комплекты товаров
  • Фильтры и калькуляторы

Почему мы решили собрать товары в Единую товарную базу

У клиента огромная номенклатура товара — более 20 тысяч наименований — от разных поставщиков. Каталоги товаров публиковались на мелких сайтах, и изначально мы планировали объединить эти сайты в сетку, связать с CRM, 1С и Google Analytics по такой схеме.

Но оказалось, что это не решало проблему. У компании не было единого стандарта для обмена номенклатурой и ценами, данные с разных сайтов не единообразны, поэтому их невозможно использовать как готовый ассортимент.

До начала работы с нами компания собрала данные по многим товарам в базу 1С. Но из-за беспорядка в прайс-листах и отсутствия постоянной связи с поставщиками в базе отображались некорректные данные. Синхронизировать цены и остатки товара из десятков источников оказалось проблематично.

Примеры прайс-листов от поставщиков

Необходимо было привести ассортимент к единообразию и выстроить процесс публикации на сайтах, синхронизировавшись со всеми поставщиками и дистрибьюторами.

Клиент хотел использовать существующую CRM на базе 1С, потому что контрагенты, номенклатура, выписка счетов и товарные остатки контролировались в этой системе.

Мы решили выстроить работу с товарными базами 1С через онлайн-сервис Единая товарная база (ЕТБ), который разработали специально для клиента.

База товаров позволяет собрать полный каталог продукции в одном месте

Менеджер может выгрузить каталог на сайт в «одно окно» без использования верстки, 1С или CMS. Теперь для выгрузки товара не нужен отдельный специалист.

База товаров забирает номенклатуру из 1С. Далее подключается команда фрилансеров-копирайтеров для наполнения карточек товаров.

Когда каталог готов, можно делать выборки товаров на каждый сайт и автоматически поддерживать наличие товаров, ассортимент, качественное наполнение и цены.

Товарная база постоянно обновляет закупочные цены

Единая товарная база синхронизируется с поставщиками, обновляет закупочные цены и остатки. Продажники больше не обновляют цены из 1С вручную: теперь это происходит автоматически один раз в 5-7 минут.

Как мы связали товарную базу с 1С, CRM и сайтом в сквозную аналитику

Мы связали Единую товарную базу с 1С, CRM и интернет-магазином. Благодаря этому получили сквозную аналитику до прибыли и фактических продаж.

Вот схема работы Единой товарной базы.

Весь товарный каталог с описаниями, характеристиками, изображениями, ценами и остатками хранится в Единой товарной базе. В ней появляются товары, которые уже связаны с 1С и имеют необходимые для каталога данные. Товар может быть связан с одним или несколькими поставщиками.

Товарная база также хранит ID товаров из 1С, чтобы синхронизировать и обновлять значения (остатки, название, отпускную и закупочную цену) по выбранной продукции.

Сайт берет данные из товарной базы для наполнения каталога товаров. На сайте хранятся значения ID в 1С для отправки данных в CRM.

Запускаем интернет-магазин для нового бренда

Чтобы продвигать проект в интернете, компания разработала новый бренд. Для него мы создали интернет-магазин с единым каталогом товаров. Товарный каталог и бренды интегрируются с 1С через Единую товарную базу.

Мы вынесли ключевые УТП компании с возможностью быстрой связи со специалистами. Также разработали блок со спецпредложениями, который легко может обновлять на сайте любой контент-менеджер, а посетители сайта быстро перейдут на страницу предложения.

В этом же блоке можно промоутировать отдельные товары, на которые заказчик хотел бы стимулировать спрос.

Синхронизация сайта и каталогов поставщиков из торговой базы

Сайт забирает данные из Единой товарной базы (которую ведут поставщики продукции) для наполнения каталога товаров. Также на сайте хранится значение ID в 1С для отправки данных в CRM.

CRM-система синхронизирована с 1С и забирает список товаров из 1С. Привязка товаров происходит по параметру ID в 1С. В RetailCRM хранится в поле xmlId.

Интеграция сайта с CRM

RetailCRM синхронизирована с 1С и забирает оттуда список товаров. При оформлении покупки на сайте информация отправляется в CRM, и 1С с помощью ID определяет товар, который был заказан.

Когда на сайт поступает заказ или заявка, она отправляется в CRM, а статус заказа синхронизируется с 1С с помощью ID товара.

Формы обратной связи на сайте отправляют запрос в RetailCRM, а затем на почту менеджера. Аналогичная схема работает и для заказа консультации специалиста.

Создание единой клиентской базы

Для разработанной системы мы использовали RetailCRM. Благодаря связке сайта, Единой товарной базы и CRM клиент получил сквозную аналитику до прибыли и фактических продаж.

Какие проблемы были у клиента:

  • Единой базы для хранения данных о клиентах у компании не было
  • Путь заявок не отслеживался, и они могли дублироваться
  • Заказы не были интегрированы с 1С

Задачи.

Компании нужно было фиксировать все входящие лиды и проводить каждый лид по воронке продаж от этапа к этапу.

Для этого нужно было настроить:

  • Отслеживание статуса оплаты по сделке
  • Отслеживание канала поступления заявки
  • Отслеживание рекламного источника заявки
  • Учет скидок
  • Контроль цены
  • Сегментацию пользователей

Конечная цель — увеличить количество закрытых сделок более чем на 20%.

Решение.

Мы интегрировали RetailCRM и 1С: в CRM появился справочник товаров из 1С и все контрагенты. Документы (счета) и их статусы синхронизированы в новой системе.

Таким образом, нам удалось:

  • Наладить обязательное занесение всех заявок в CRM
  • Получить единую базу клиентов со всеми данными
  • Начать планировать дальнейшие действия по каждому из клиентов (звонок, счет, договор)
  • Начать выставлять или добавлять счета из 1С в карточку сделки

Интернет-маркетинг — это в первую очередь маркетинг

Мы связали интернет-магазин, Google Analytics, номенклатуру 1С, поставки, CRM и получили Единую товарную базу. Она стала основой интернет-маркетинга для компании с большим количеством поставщиков и товаров.

Теперь любой менеджер может работать с товарными базами в «одно окно». Для этого не нужно знать 1С, верстку, движок сайта — система все делает сама. А благодаря связке с CRM получилась сквозная аналитика до прибыли и фактических продаж.

Вы все еще считаете, что интернет-маркетинг — это контекст и SEO?


Материалы по теме: 

10 маркетинг-каналов в Telegram, которые нужно читать за завтраком

Как поймать своего клиента в Facebook

Жизнь «на пике технологий», дорога через болото: рассказ маркетолога, который переехал в Сколково

«Ваши интернеты не работают!» – как агентства сливают бюджеты

Какому бизнесу лучше не идти в онлайн

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Ozon ввел допвознаграждение для ПВЗ и штрафы за потерю товаров и «неправильную площадь»
  2. 2 «Жутко агрессивное сочетание цветов»: в соцсетях обсудили ребрендинг «Яндекс Маркета»
  3. 3 Онлайн-кассы в 2024 году: что это, кому нужны и как выбрать кассовое оборудование
  4. 4 Как продавать на Авито: правила, инструкции, лайфхаки
  5. 5 Как защитить свои права, торгуя на «Авито»