Три причины работать в рекламе, если вы крутой фронтендер

Дарья Ишимова
Дарья Ишимова

менеджер по маркетингу Яндекс.Директ

Расскажите друзьям
Вероника Елкина

Дарья Ишимова, менеджер по маркетингу Яндекс.Директа рассказывает о роли фронтенда в рекламных технологиях.

Зачем разрабатывать баннеры

Реклама — это продукт, которым пользуются ежедневно. Именно он кормит тысячи компаний, ведь именно рекламная монетизация остается основой бесплатной экосистемы интернета. На ней зарабатывают не только IT-гиганты, вроде Яндекса и Google, но ещё РБК, Лента.ру, Спорт-Экспресс, hh.ru да и абсолютное большинство ваших любимых сайтов.

Выбрав эту сферу, можно не только попробовать в деле все свежие интернет-технологии, но и повлиять на то, что смущает или возмущает вас как пользователя, то есть сделать новые рекламные форматы умнее, полезнее и удобнее. От вашей работы зависят многие, очень многие бизнесы. А ее результаты могут оценить миллионы пользователей.

Итак, три причины работать в рекламе:

Драйв и живые проекты

Не каждый мечтает изменить мир, но все же обидно годами тащить до продакшена пару строк кода или потратить кучу сил на сайт, который проживет не дольше бабочки-поденки. Это заметно по комментариям кандидатов на собеседованиях — у одних был негативный опыт работы в местах «где всем наплевать на результат», других просто пугает идея быть винтиком в большой корпорации.

Хорошая новость: рекламные форматы не делаются «в стол», на это нет времени. На растущем и конкурентном рынке новые продукты обязаны быстро добегать до продакшена, чтобы собрать фидбэк от пользователей. Здесь вы получаете реальный способ трезво оценивать перспективность своих идей — не через мнения коллег или начальника, а на больших цифрах и реакциях аудитории.

Наши фронтендеры очень по-разному говорят о работе, но все (все-все-все!) в разговоре порадовались, что плоды их труда можно увидеть и показать другим.

yandex
Фото: Yandex
yandex
Александр Ребриков
руководитель разработки баннерной системы в Яндексе

«Решения принимает наша аудитория — число «голосующих» за новый формат или дизайн просмотрами, кликами, конверсиями, неотказами. И это, кстати, невероятно круто: мы сразу видим, что людям нравится, а что нет. Прямо живым людям в Толоке и реальным посетителям сайтов во время открытых тестов.

Сейчас у нас выкладки два-три раза в неделю, одновременных экспериментов может быть десять-пятнадцать штук. Думаю, можно еще ускориться, не теряя в качестве».

Здесь невозможно упереться в потолок

В технологическом смысле интернет-реклама — одна из самых прокачанных сфер. По сложности задач она не уступает поиску и даже такому признанному двигателю прогресса, как порноиндустрия. Современная баннерная система — это алгоритмы ранжирования и машинного обучения, гигантские базы данных и решения, которые помогают быстро извлекать и пересылать нужную информацию. Большинство внутренних инструментов (например, фреймворки для автоматизации тестирования) мы создаем и поддерживаем сами. 

В рекламе всегда есть чему и у кого поучиться: только освоился среди старожилов, в команду приходят новые специалисты с другим подходом и свежими знаниями. О гонке вооружений с конкурентами даже говорить не стоит.

Да и сам интернет меняется на бешеных скоростях — все время появляются новые форматы, устройства, способы показа. Поработать можно успеть с чем угодно: с виртуальной реальностью, голосовыми технологиями, компьютерным зрением. Например, для экспериментов с видеорекламой в Директе мои коллеги написали свой видеоплеер с возможностью разметки телевизионного потока — в нем можно промотать кадры, чтобы показать таргетированную рекламу в нужный момент трансляции.

Заметная часть работы фронтендера — воплощение качественного креативного промо. Мы все ближе к умной и адаптивной рекламе, которая по-разному ведет себя на разных экранах и с разными пользователями. Каждый товар можно и нужно показать лицом, не забывая о тематике и интересах смотрящего. По туристическим баннерам уже летают самолёты, а в сфере мебели проводятся эксперименты с 3D-изображениями. Единых шаблонов скоро совсем не будет, зато будет много работы с кастомной визуализацией и интерактивными форматами.

gif

Одна из главных сложностей фронтенда — реализация нестабильного дизайна. В Директе сотни тысяч активных баннеров и у каждого больше тысячи вариаций внешнего вида. Они меняют свои размеры и обрезаются под разные форматы без потери смысла, двигаются на сенсорных экранах, показываются с дополнительными элементами и без, с полным и сокращенным заголовком, с учетом индивидуальных настроек рекламодателя и площадки, где происходит показ. Чтобы все это нормально работало, надо создать очень адаптивный продукт, который готов к замене, перестановке или изъятию любого своего элемента.

При всем при этом код должен быть легким: быстро доставляться на любую площадку и отрисовываться за несколько миллисекунд. Чем скорее реклама загружается на страницу, тем больше трафика она приводит. Популярные, но тяжеловесные решения типа Ангуляра для таких задач не годятся. Основная работа строится вокруг чистого JS, это основной язык для фронтенда в Яндексе. Безусловно, есть и много своих наработок и возможность проверить на деле чужие.

yandex
Тарас Савельев
разработчик

«В рекламной разработке нет никаких специальных ограничений на стек технологий, которые ты используешь. Когда рядом есть ещё и проактивный дизайнер со здоровым взглядом на жизнь, можно и нужно тестировать все новшества, которые появляются на рынке»

Здесь можно активно влиять на стратегию продуктов и рабочую среду

Мой друг называет это «разумными условиями работы». Разумные или нет, но точно вполне комфортные — в IT-компаниях именно программист всегда будет главной звездой, которая задает ритм всем остальным процессам.

В команде никто не тянет одеяло на себя, но слово разработчика по очевидным причинам решает очень многое в том, как должен выглядеть и вести себя готовый продукт.

yandex

Фото: Yandex

yandex
Роман Рыжков
Менеджер проектов в Яндекс.Директ

«Фронтендеры очень активно влияют на продуктовый план. Вся команда внутри процесса, между нами нет никакого разделения, нет барьеров между заказчиками и исполнителями. Готовое решение не просто сразу видно в продакшене, но и его можно легко поменять и усовершенствовать. Можно взять и придумать совсем новый продукт, которым начнет пользоваться весь рынок».

Многие думают, что фронтендеру в большой компании достается совсем маленький кусок работы и не могут разглядеть в этой должности достаточно сильный профессиональный вызов. Тем временем вызов есть, и еще какой! Вы не сидите в изоляции, а работаете в кросс-функциональной команде, то есть можете разобраться в инфраструктуре тестирования, аналитике и любых смежных областях знания. И коллегам всегда будут интересны ваши идеи по оптимизации процессов.

Чтобы обойтись без рутинной разработки завтра, надо много накодить сегодня, поэтому рекламные команды инвестируют в автоматизацию и создают много сложных инфраструктурных проектов. Скажем, сейчас в работе «конвейер экспериментов» — автоматизация всех этапов тестирования, а в недалеком будущем можно прийти к тому, чтобы даже дизайны полностью придумывались и калибровались машиной. Нейронные сети вполне способны самостоятельно выдавать вариации дизайна, оценивать их в кликах и конверсиях и выдавать результат. В таких проектах очень интересно поучаствовать.

Окей, а сложности есть?

Не без них. Большая сила — большая ответственность. Даже мелочи вроде перекрашенной иконки или подложки могут заметно повлиять на деньги компании и рекламодателей. Вы не можете пожертвовать этими деньгами, выкатив в продакшен какую-то непроверенную вещь. Поэтому у демонстрационного кода очень аккуратный флоу разработки: задача не только тестируется внутри, но и выкатывается наружу через строго контролируемые эксперименты, причем флайтов будет столько, сколько нужно, чтобы собрать убедительные данные. 

yandex

Фото: Yandex

Зацикливаться только на технической стороне вопроса и игнорировать всё остальное не получится. Придется учитывать отраслевые стандарты, цели и метрики своего и чужих бизнесов, а также высокие требования к качеству и репутации бренда.

В сочетании с большой скоростью работы это здорово дисциплинирует. Нам никак нельзя снижать темпы. Поэтому количество параллельных проектов растет, автоматизация усиливается, а некоторые вакансии проще не закрывать — всегда нужны руки.

Работа моих коллег — это работа классного инженера-разработчика, который умеет обращаться с хранилищами, хостить свои интерфейсы в облаках, настраивать контейнеры, писать тесты, работать с архитектурой продукта и играть в команде. Но в первую очередь такой разработчик системно мыслит и системно пишет код. Звучит мощно, а настоящие фронтендеры именно такие. За что мы их и любим.


Материалы по теме:

Заметки HR-а: почему так сложно найти хорошего разработчика

«Вам не нужен PR-агент – лучше возьмите разработчика». Чек-лист инструментов по продвижению стартапа

Как программисту-самоучке выжить на высококонкурентном рынке

Шесть главных мифов о технарях и почему им нельзя верить



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase