Беспилотный транспорт, доставка дронами, телемедицина, миллиарды подключенных устройств. Но не преувеличена ли роль 5G? Возможно ли развивать услуги будущего без этой технологии?
Александр Балюк, руководитель департамента внедрения новых технологий в «Билайн», рассказывает, не разобьются ли эти смелые ожидания о суровую реальность и при чем тут Китай и США.
Неутихающий хайп вокруг 5G сделал из этой технологии Святой Грааль, испив из которого, мировая экономика расцветет буйным цифровым цветом, а компании обретут вечную жизнь и неиссякаемые источники дохода.
Что такое 5G?
Для начала надо сказать о том, что в 4G физические пределы радиоинтерфейса были практически достигнуты и дальнейшее увеличение пропускной способности на радио возможно лишь за счет увеличения ширины полосы и более эффективных техник распределения ресурса между пользователями на уровне протоколов. Это мы и наблюдаем в 5G (или NR).
Многие сервисы можно запускать на сетях 4G/4G+. Производительности этой технологии вполне достаточно.
Например, в США оператор AT&T запустил под брендом 5G технологию LTE-advanced, которая относится к стандартам четвертого поколения. Это привело к скандалу.
Но если копнуть чуть глубже, то можно сказать, что в своей рекламе AT&T на самом деле никого не обманули, так как технологии, лежащие в основе LTE и 5G – идентичны. OFDM и Scalable-OFDM соответственно.
Возникает вопрос, в чем же фишка 5G? Эта технология позволит поддержать массовость сервисов и качественно улучшить пользовательский опыт за счет ряда особенностей, о которых я расскажу чуть ниже.
- Новый частотный ресурс с более широкими полосами частот, который даст пользователям гигабитные скорости и поддержит большое количество подключенных устройств.
- За счет ряда архитектурных отличий – это низкая задержка (до 1 мс), – технология сделает более мобильными те услуги, для которых этот параметр критичен. Например, приложения VR/AR, где требования по пропускной способности дополняются требованиями по задержке, так как при повороте головы в VR важно не просто передать новую картинку, а сделать это вовремя – с задержкой, которая будет адекватна восприятию зрения человека.
Кому это нужно?
Если посмотреть на use-cases, которые позиционируются как приложения 5G, то мы увидим, что речь скорее идет о том, в каких областях теоретически могут пригодиться те характеристики, которые приписывают сетям пятого поколения. Но если взглянуть более детально, то по многим из этих потребностей use-cases со стороны бизнеса сейчас нет.
Часто приводят в пример беспилотный транспорт. Но 5G само по себе не является инструментом реализации для беспилотников.
Более того, производители автомобилей стремятся сконцентрировать весь интеллект, связанный с принятием решений в реальном времени, на борту автомобиля. Например, collision avoidance.
Когда речь идет о безопасности их клиентов, то автопроизводители не хотят отдавать это на откуп некому искусственному интеллекту в облаке, с которым поддерживается очень даже надежная связь. Она хоть и надежная, но есть не везде. Особенно вдоль трасс.
Операторы связи – коммерческие организации, а обеспечение покрытия вдоль трасс пока не самая экономически привлекательная история. Теоретически ее можно монетизировать, но это сложная конструкция со множеством участников иногда с абсолютно противоположными интересами и большим количеством ограничений со стороны регулирующих органов.
Для телеметрической информации о пробках, погоде и состоянии автомобиля, которая передается в фоновом режиме сетей LTE вполне достаточно, и это уже реальность. Возможный use-case для 5G, связанный с транспортом, – это трансляция какого-то «тяжелого» контента для развлечения пассажиров. Но это уже не про беспилотный транспорт.
Дистанционная хирургия – это тоже сфера, которая может жить без 5G и делает это уже несколько лет.
Мехран Анвари в 2014 делал удаленную операцию с помощью робота пациенту, находящемуся за 400 километров от госпиталя, где работал хирург. Про 5G тогда вообще никто не думал. Первый стандарт, относящийся к 5G, появился в декабре 2017 года.
Но в развитии медицины 5G действительно может помочь избавиться от огромного количества проводов и сделать ряд современных медицинских инструментов более мобильными и дающие хирургам больше степеней свободы при проведении операций.
Область, где 5G реально может быть востребована, – это промышленный интернет вещей в самом широком смысле.
Роботизация/автоматизация производств, в том числе вредных для человека, управление электростанциями – чем меньше проводов, тем меньше точек отказа на критически важных объектах инфраструктуры.
Но тут может возникнуть другая проблема – чем занять людей, которые останутся без работы? Готовы ли будут представители власти пожертвовать своими политическими амбициями в угоду цифровой экономике и сознательно увеличить уровень безработицы в своих регионах? Готовы ли будут люди, оставшиеся без работы, учиться чему-то новому? Готова ли будет система образования обучать людей новым навыкам, где приоритетом станет развитие творческого мышления?
Виртуальная и дополненная реальность – это тоже одна из областей, где 5G поможет достичь принципиально новых горизонтов.
Одна из задач, которую решают игроки VR-отрасли, – сделать пользовательские устройства легче, с большим временем автономной работы и, естественно, дешевле. Один из путей решения – перенос обработки графики с устройства в облако. А принимая во внимание, что VR-приложения требовательны к задержкам и пропускной способности, то сети пятого поколения помогут отчасти решить эту задачу и сделать VR доступным большему количеству людей.
Поэтому, если более внимательно приглядеться к use-cases 5G, можно увидеть, что не так-то их и много. Точнее, не так много кейсов, на которых можно заработать. А для кого-то внедрение 5G может стать причиной потери работы.
При чем здесь Китай и США?
Как устроен мир телекоммуникаций? Есть технологические стандарты, по которым живет отрасль и которым должно соответствовать оборудование в целях обеспечения совместимости. Есть организация 3GPP, которая эти стандарты формирует.
Среди участников 3GPP есть в том числе поставщики оборудования, которые на этой площадке продвигают, помимо всего прочего, функции, на которые они обладают патентами.
Очевидно, что компания-владелец патента получает определенные royalty от пользователей. Значит, если та или иная функция становится частью стандарта, то компании-владельцу патента начинают платить все, кто по этим стандартам живет.
И у китайских, и у американских компаний большое количество патентов в области 5G. И процесс появления и одобрения в стандартах новых функций происходит регулярно.
«Провернуть этот фарш обратно» и разделить – вот китайское, вот европейское, вот американское – уже просто так не получится. Слишком тесно там все связано. И систему патентного права рушить никто в здравом уме не будет, так как это выстрел себе в ногу.
Поэтому не стоит искать каких-либо теорий заговора и скрытых мотивов. США и Китай – ведущие экономики мира. Они хотят ими оставаться и вкладывают деньги в развитие технологий, чтобы сохранить баланс сил и уровень влияния в стандартизующих организациях. Пока этот баланс сохраняется, то они не смогут друг без друга развивать технологии.
Поэтому на текущий момент это – соперничество, в котором любой санкционный выпад в сторону конкурирующей державы может моментально вернуться бумерангом к инициатору.
Материалы по теме:
Что изменится после внедрения 5G технологии
Почему самый большой в мире завод по захвату CO2 из воздуха будет добывать нефть?
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025