Top.Mail.Ru
Колонки

Как запустить мобильное приложение в Китае и не потратить деньги зря — пять советов

Колонки
Арсений Лаврентьев
Арсений Лаврентьев

Создатель дейтинговых приложений Taboo, Partner и Brook

Полина Константинова

Если вы задумываетесь запустить мобильное приложение в Китае, то не спешите. Лучше сначала почитайте советы Арсения Лаврентьева, создателя дейтинговых приложений Taboo, Partner и Brook, о том, с какими сложностями предстоит там столкнуться и как их избежать.

Как запустить мобильное приложение в Китае и не потратить деньги зря — пять советов

Слушать этот материал:

Аудио обработано сервисом БелаяТрость.рф.


Почему именно Китай

Летом 2017 года я ушел из LovePlanet и занялся дейтинговыми приложениями: запустил сначала Partner, потом — Taboo, а недавно вышло еще и приложение для измен Brook.

Я сразу планировал экспансию в Китай: у меня живут друзья в Поднебесной, и когда я детально изучил их рынок, то увидел рост скачиваний приложений до 125% за год — это выше, чем в США (по данным App Annie 2017 Retrospective Report). Да, я знал, что будут сложности в силу китайской специфики, но зато это отбивает многих конкурентов.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

App Annie 2017 Retrospective Report


Результат? Сейчас все три наших приложения представлены на китайском рынке, и уже сегодня эта страна составляет треть всех наших доходов. При этом только Partner в январе этого года принес более $58 тысяч выручки за месяц.

Весь декабрь и январь я жил в Китае, где встретился с десятками компаний и агентств из digital-индустрии и понял, как работать на этом рынке. Почему это важно? Потому что рынок Китая — самый большой и перспективный в мире. График аналитической платформы App Annie говорят лучше любых слов.

App Annie 2017 Retrospective Report

Но перейдем к делу, а именно, к советам и особенностям по запуску мобильных приложений на китайском рынке.


1. Всегда переводите приложение на китайский

Первый нюанс работы с Китаем: в этой стране не говорят по-английски. А в большинстве городов и провинций люди никогда не видели иностранцев. Серьезно! Поэтому всегда переводите свое приложение на китайский язык.

Их несколько:

  • В iOS — два (китайский традиционный и китайский упрощенный)
  • В Android — три: китайский (Гонгконг), китайский (традиционный) и китайский (упрощенный)

По факту, основных языков все-таки два, и сами китайцы говорят, что вариант языка «Китайский (Гонгконг)» — это, по сути, то же самое, что традиционный китайский язык. При этом, несмотря на разные языки, раскладка клавиатуры будет единой: по системе письма Пиньинь. В любом случае каждый вариант языка автоматически адаптируется под настройки телефона — главное, чтобы перевод в принципе был.

Перевод никогда нельзя отдавать русскоязычному человеку со знанием китайского. После того как мы попробовали перевести Partner с помощью российской компании, местные китайцы исправили 90% текста.

Увы, вряд ли вы найдете русского переводчика, который бы знал все тонкости перевода на китайский, а тем более — в сфере мобильных приложений. Даже сами китайцы бывают ошибаются в написании схожих фраз, но это уже отдельная история.

Кроме текстов внутри приложения, не забудьте перевести мета-данные (описание приложения, скриншоты, название, промо-материалы). И учитывайте, что в коротких фразах китайский занимает гораздо меньше места, чем многие другие языки. К такому ваш интерфейс приложения может быть не готов.


2. Ищите альтернативу Google Play

Когда вы доберетесь до android-версии своего приложения, вас ждет неприятный сюрприз. В Китае заблокирован Google Play. Если в Гонконге или Тайване все работает — и Google, и Facebook, и Instagram, то в Китае заблокировано практически все.

Альтернатива Google Play? Вместо него на китайском рынке представлено большое количество других магазинов приложений. В принципе топ-15 крупнейших местных магазинов приложений покрывают примерно 90% рынка. Я бы отметил шесть самых важных:

  • Myapp — магазин #1 от самой крупной IT-компании в стране (Tencent).
  • Baidu Market — ведущий маркетплейс от самой крупной поисковой сети Китая.
  • Xiaomi Store — магазин приложений от производителя одноименных китайских смартфонов, гаджетов и самой разнообразной электроники.
  • China Mobile. Mobile Market — магазин одного из самых крупных мобильных операторов Китая.
  • AnZhi и 360 Mobile Assistant — еще два очень популярных китайских маркетплейса.

3. Заранее получайте лицензии для своего приложения

Пункт в продолжение предыдущего. Когда вы начнете общение с местными аналогами Google Play, вы поймете, что у каждого магазина есть свои уникальные требования, которые не всегда возможно выполнить.

Кто-то запрещает выкладывать приложения юрлицам, зарегистрированным вне Китая. Почти все требуют сертификаты. Сложнее всего приходится разработчикам игр, которым придется не только получать сертификат, но еще и регистрировать юрлицо в Китае.

У разработчиков игр требуют еще и одобрение от Главного государственного управления по делам прессы, печати, радиовещания, кинематографии и телевидения КНР.

В зависимости от типа игры и наличия сюжетных линий, понадобится разный объем сопроводительных документов. Наверняка вам потребуется отправить в ведомство специально купленный для этого смартфон с установленной игрой, работающей SIM-картой и доступом ко всем функциям игры (видимо, чтобы можно было вдоволь наиграться). После получения вашего смартфона ведомство может растянуть процесс одобрения на срок от 2 до 6 месяцев.

Выборочно китайские магазины могут выставлять жесткие требования и к другим типам приложений, например, к дейтинговым. Скорее всего, от вас потребуют самую популярную лицензию ISP — ее оформление стоит около $2 500. Делают ее не меньше 20 рабочих дней.

А еще без знания китайского никакую сертификацию пройти не получится, поэтому сразу идите (и несите свои деньги) к посредникам.

4. Откажитесь от авторизации через соцсети

Да, в Китае работает App Store, но даже в iOS-версии своего приложения никогда не делайте авторизацию через соцсети. Об этом забывают и многие крупные игроки, оставляя вход в приложение через условный Facebook.

В Китае Facebook заблокирован, и вы просто потеряете деньги, потраченные на получение заветных установок, потому что пользователь не пройдет дальше первого экрана.

Кроме авторизации через соцсети, оставьте дома Google Analytics, Google Maps и другие встроенные Google-SDK. Карты просто не откроются, а аналитика не будет собираться (в лучшем случае). В худшем случае от использования сторонних заблокированных SDK приложение не будет работать или начнет «вылетать».



5. Не сдавайтесь. Есть и хорошие новости!

Несмотря на запреты и бюрократию часто в Китае на это все закрывают глаза. Простой пример: в описаниях приложений нельзя говорить слово «секс», а тем более «геи». Окей, рынок уже давно адаптировался и теперь называет гей-дейтинг «порталом для парней». То есть все всё понимают, но просто нашли быстрые способы обойти бюрократический заморочки.

Другой момент — в Китае довольно слабые digital-агентства. После нескольких десятков встреч я понял, что они часто грешат высоким чеком, а услуги в итоге оказывают только что нанятые стажеры (как и в некоторых крупных российских агентствах, впрочем).

На их фоне российские маркетологи, мобильные разработчики, арбитражники и трафик-менеджеры — впереди планеты всей. Или как минимум впереди китайских агентств.

Вывод? Пробуйте! Дерзайте! И покоряйте великий китайский рынок!

Джу да дья хао юнь! (на кит. 祝大家好运 — Всем удачи!)


Материалы по теме:

Здесь любят тех, кто платит. «Трансформатор» Дмитрий Портнягин — о бизнесе с Китаем

Фуэрдай: как «золотая молодежь» Китая может изменить венчур

Хотите предугадывать будущее ритейла? Следите за рынком Китая

9 опасностей, подстерегающих вас в работе с Китаем

Китай поставил на паузу ICO – что это значит для индустрии?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 8 дейтинговых сервисов на замену Tinder
  2. 2 Бизнес-тиндер: где предпринимателю найти возможности для нетворкинга
  3. 3 Как изменятся свидания в 2022 году
  4. 4 Карта российского рынка DatingTech
  5. 5 Fail fast & learn: опыт запуска и развития дейтинг-сервисов на 3 разных локальных рынках
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти