Колонки

Как запустить мобильное приложение в Китае и не потратить деньги зря — пять советов

Колонки
Арсений Лаврентьев
Арсений Лаврентьев

Создатель дейтинговых приложений Taboo, Partner и Brook

Полина Константинова

Если вы задумываетесь запустить мобильное приложение в Китае, то не спешите. Лучше сначала почитайте советы Арсения Лаврентьева, создателя дейтинговых приложений Taboo, Partner и Brook, о том, с какими сложностями предстоит там столкнуться и как их избежать.

Как запустить мобильное приложение в Китае и не потратить деньги зря — пять советов

Слушать этот материал:

Аудио обработано сервисом БелаяТрость.рф.


Почему именно Китай

Летом 2017 года я ушел из LovePlanet и занялся дейтинговыми приложениями: запустил сначала Partner, потом — Taboo, а недавно вышло еще и приложение для измен Brook.

Я сразу планировал экспансию в Китай: у меня живут друзья в Поднебесной, и когда я детально изучил их рынок, то увидел рост скачиваний приложений до 125% за год — это выше, чем в США (по данным App Annie 2017 Retrospective Report). Да, я знал, что будут сложности в силу китайской специфики, но зато это отбивает многих конкурентов.

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

App Annie 2017 Retrospective Report


Результат? Сейчас все три наших приложения представлены на китайском рынке, и уже сегодня эта страна составляет треть всех наших доходов. При этом только Partner в январе этого года принес более $58 тысяч выручки за месяц.

Весь декабрь и январь я жил в Китае, где встретился с десятками компаний и агентств из digital-индустрии и понял, как работать на этом рынке. Почему это важно? Потому что рынок Китая — самый большой и перспективный в мире. График аналитической платформы App Annie говорят лучше любых слов.

App Annie 2017 Retrospective Report

Но перейдем к делу, а именно, к советам и особенностям по запуску мобильных приложений на китайском рынке.


1. Всегда переводите приложение на китайский

Первый нюанс работы с Китаем: в этой стране не говорят по-английски. А в большинстве городов и провинций люди никогда не видели иностранцев. Серьезно! Поэтому всегда переводите свое приложение на китайский язык.

Их несколько:

  • В iOS — два (китайский традиционный и китайский упрощенный)
  • В Android — три: китайский (Гонгконг), китайский (традиционный) и китайский (упрощенный)

По факту, основных языков все-таки два, и сами китайцы говорят, что вариант языка «Китайский (Гонгконг)» — это, по сути, то же самое, что традиционный китайский язык. При этом, несмотря на разные языки, раскладка клавиатуры будет единой: по системе письма Пиньинь. В любом случае каждый вариант языка автоматически адаптируется под настройки телефона — главное, чтобы перевод в принципе был.

Перевод никогда нельзя отдавать русскоязычному человеку со знанием китайского. После того как мы попробовали перевести Partner с помощью российской компании, местные китайцы исправили 90% текста.

Увы, вряд ли вы найдете русского переводчика, который бы знал все тонкости перевода на китайский, а тем более — в сфере мобильных приложений. Даже сами китайцы бывают ошибаются в написании схожих фраз, но это уже отдельная история.

Кроме текстов внутри приложения, не забудьте перевести мета-данные (описание приложения, скриншоты, название, промо-материалы). И учитывайте, что в коротких фразах китайский занимает гораздо меньше места, чем многие другие языки. К такому ваш интерфейс приложения может быть не готов.


2. Ищите альтернативу Google Play

Когда вы доберетесь до android-версии своего приложения, вас ждет неприятный сюрприз. В Китае заблокирован Google Play. Если в Гонконге или Тайване все работает — и Google, и Facebook, и Instagram, то в Китае заблокировано практически все.

Альтернатива Google Play? Вместо него на китайском рынке представлено большое количество других магазинов приложений. В принципе топ-15 крупнейших местных магазинов приложений покрывают примерно 90% рынка. Я бы отметил шесть самых важных:

  • Myapp — магазин #1 от самой крупной IT-компании в стране (Tencent).
  • Baidu Market — ведущий маркетплейс от самой крупной поисковой сети Китая.
  • Xiaomi Store — магазин приложений от производителя одноименных китайских смартфонов, гаджетов и самой разнообразной электроники.
  • China Mobile. Mobile Market — магазин одного из самых крупных мобильных операторов Китая.
  • AnZhi и 360 Mobile Assistant — еще два очень популярных китайских маркетплейса.

3. Заранее получайте лицензии для своего приложения

Пункт в продолжение предыдущего. Когда вы начнете общение с местными аналогами Google Play, вы поймете, что у каждого магазина есть свои уникальные требования, которые не всегда возможно выполнить.

Кто-то запрещает выкладывать приложения юрлицам, зарегистрированным вне Китая. Почти все требуют сертификаты. Сложнее всего приходится разработчикам игр, которым придется не только получать сертификат, но еще и регистрировать юрлицо в Китае.

У разработчиков игр требуют еще и одобрение от Главного государственного управления по делам прессы, печати, радиовещания, кинематографии и телевидения КНР.

В зависимости от типа игры и наличия сюжетных линий, понадобится разный объем сопроводительных документов. Наверняка вам потребуется отправить в ведомство специально купленный для этого смартфон с установленной игрой, работающей SIM-картой и доступом ко всем функциям игры (видимо, чтобы можно было вдоволь наиграться). После получения вашего смартфона ведомство может растянуть процесс одобрения на срок от 2 до 6 месяцев.

Выборочно китайские магазины могут выставлять жесткие требования и к другим типам приложений, например, к дейтинговым. Скорее всего, от вас потребуют самую популярную лицензию ISP — ее оформление стоит около $2 500. Делают ее не меньше 20 рабочих дней.

А еще без знания китайского никакую сертификацию пройти не получится, поэтому сразу идите (и несите свои деньги) к посредникам.

4. Откажитесь от авторизации через соцсети

Да, в Китае работает App Store, но даже в iOS-версии своего приложения никогда не делайте авторизацию через соцсети. Об этом забывают и многие крупные игроки, оставляя вход в приложение через условный Facebook.

В Китае Facebook заблокирован, и вы просто потеряете деньги, потраченные на получение заветных установок, потому что пользователь не пройдет дальше первого экрана.

Кроме авторизации через соцсети, оставьте дома Google Analytics, Google Maps и другие встроенные Google-SDK. Карты просто не откроются, а аналитика не будет собираться (в лучшем случае). В худшем случае от использования сторонних заблокированных SDK приложение не будет работать или начнет «вылетать».



5. Не сдавайтесь. Есть и хорошие новости!

Несмотря на запреты и бюрократию часто в Китае на это все закрывают глаза. Простой пример: в описаниях приложений нельзя говорить слово «секс», а тем более «геи». Окей, рынок уже давно адаптировался и теперь называет гей-дейтинг «порталом для парней». То есть все всё понимают, но просто нашли быстрые способы обойти бюрократический заморочки.

Другой момент — в Китае довольно слабые digital-агентства. После нескольких десятков встреч я понял, что они часто грешат высоким чеком, а услуги в итоге оказывают только что нанятые стажеры (как и в некоторых крупных российских агентствах, впрочем).

На их фоне российские маркетологи, мобильные разработчики, арбитражники и трафик-менеджеры — впереди планеты всей. Или как минимум впереди китайских агентств.

Вывод? Пробуйте! Дерзайте! И покоряйте великий китайский рынок!

Джу да дья хао юнь! (на кит. 祝大家好运 — Всем удачи!)


Материалы по теме:

Здесь любят тех, кто платит. «Трансформатор» Дмитрий Портнягин — о бизнесе с Китаем

Фуэрдай: как «золотая молодежь» Китая может изменить венчур

Хотите предугадывать будущее ритейла? Следите за рынком Китая

9 опасностей, подстерегающих вас в работе с Китаем

Китай поставил на паузу ICO – что это значит для индустрии?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Бизнес-тиндер: где предпринимателю найти возможности для нетворкинга
  2. 2 Как изменятся свидания в 2022 году
  3. 3 Карта российского рынка DatingTech
  4. 4 Fail fast & learn: опыт запуска и развития дейтинг-сервисов на 3 разных локальных рынках
  5. 5 Воскресный дейтинг и анонимный поиск работы с фиксированной зарплатой: топ-7 стартапов марта
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

06 февраля 2023

08 февраля 2023