Колонки

Как открыть франшизу за рубежом. Инструкция

Колонки
Рамиль Бейдуллаев
Рамиль Бейдуллаев

Руководитель практики сопровождения франчайзинга юридической группы «Совет»

Ольга Тройникова

В 2023 году доля российских франшиз на внутреннем рынке увеличилась. Если в родной стране ситуация для предпринимателей складывается благоприятно, то на международном рынке открывать и развивать российский бизнес стало сложнее. О том, как открыть франшизу за рубежом в 2024 году, рассказал Рамиль Бейдуллаев, руководитель практики сопровождения франчайзинга юридической группы «Совет».

Как открыть франшизу за рубежом. Инструкция

 

Оцените перспективы бизнеса в новом регионе  

Здесь франчайзер должен проанализировать три аспекта: адаптивность бизнес-модели, количество потенциальных партнеров и расходы на реализацию проекта в новой стране. Рассмотрим каждый аспект подробно.

 

Бизнес-модель

Когда бизнес работает в России, он нацелен на российскую аудиторию. Маркетинг, концепция и продуктовая линейка выстраиваются с учётом местного менталитета, покупательского поведения, потребностей и прочего. Некоторые франчайзеры копируют успешную российскую бизнес-модель и пытаются выйти с ней на новые страны. Чаще всего из-за этого франшиза не выживает на новом рынке. 

Для работы за рубежом нужно адаптировать российскую бизнес-концепцию под новую аудиторию и особенности рынка. 

Хороший пример адаптации франшизы — бренд «Додо Пицца». Он работает как в странах СНГ, так и в странах Азии, Африки и Европы. В каждом регионе у меню свои особенности: в Германии продают Тирольские яблочные пончики, а во Вьетнаме пиццу с крабовыми палочками.

 

Прочитайте по ссылке, что должна включать партнерская программа

Количество потенциальных партнёров  

Прежде чем бросать все силы на новый рынок, важно оценить количество потенциальных партнёров. Здесь всё зависит от ёмкости рынка и специфики бизнес-модели. Например, если вы планируете открыть сеть алкомаркетов в мусульманской стране, мало кто из местных заинтересуется компанией. Но если концепция уникальна и успех бизнес-модели подкреплён анализом рынка, вы сможете выбирать будущих партнеров сами.

 

Расходы на реализацию

Как и в случае с масштабированием франшизы на родном рынке, для этого необходимы свободные время и деньги. Но для выхода на международный уровень их нужно ещё больше. Это объясняется дополнительными расходами на:

  • анализ нового рынка;
  • адаптацию базы знаний;
  • регистрацию объектов интеллектуальной собственности; 
  • юристов-консультантов;
  • логистику и таможню; 
  • двойное налогообложение, если между РФ и страной Х нет действующего соглашения о его избежании.

Если по итогам анализа рынка и собственных ресурсов всё складывается хорошо, то дальше франчайзеру необходимо выбрать способ масштабирования компании.

 

Определите подходящий способ масштабирования

Франчайзерам из России доступно три способа развития бизнеса за рубежом.

 

Соглашение с партнёром по российскому законодательству

Для запуска международной франшизы и работы с зарубежными партнёрами предприниматель может использовать такую юридическую модель отношений, как соглашение по российскому законодательству. В этом случае он может не тратить много времени и денег на регистрацию местной организации, подготовку комплекта документов в соответствии с локальными требованиями и соблюдение других формальностей. 

При этом несмотря на использование такого соглашения, мы рекомендуем зарегистрировать товарный знак в той стране, где планируется продажа франшизы. Это позволит оформить монопольные права на ваш бренд и обеспечить юридическую безопасность бизнеса ваших партнёров в другом государстве.


По теме: «Яндекс Лавка» запускает франшизу на дарксторы


 

Регистрация компании в выбранной стране

Эта модель потребует больше времени и затрат, так как выбрав этот путь, необходимо зарегистрировать и объекты интеллектуальной собственности, и новое юрлицо. А ещё удовлетворить требования местного законодательства — это самый сложный пункт, так как в каждом регионе свои условия. Приведём  примеры.

  1. Для работы в США все объекты интеллектуальных прав, предоставляемые по франшизе, должны быть зарегистрированы перед первоначальной продажей франшизы. Правовая охрана предоставляется не только товарным знакам, но и секретам производства (ноу-хау).
  2. Во Франции франчайзер обязан раскрыть информацию о франшизе до подписания основного соглашения или осуществления любых платежей по договору. Предоставить сведения о причинах расторжения договоров с бывшими контрагентами и подтвердить двухгодичный срок ведения прибыльного бизнеса правообладателем.
  3. В Китае у вас должны быть минимум две дочерние или аффилированные компании (допускается акционерное участие), а также минимум год опыта ведения предпринимательской деятельности по франшизе (требование «два плюс один»).

 

Создание мастер-франшизы на регион

Мастер-франшиза — это форма сотрудничества, при которой правообладатель даёт право заключать договоры на открытие новых точек под своим брендом в других странах партнёрам, которые зовутся «мастер-франчайзи». Такой партнёр формирует собственную управляющую компанию, которая наделяется всеми полномочиями по отношению к конечным франчайзи.

Преимущество такой модели для масштабирования за рубежом в том, что партнёр знает региональный менталитет и у него есть оперативный доступ к локальным ресурсам (поставщикам и подрядчикам), которые нужны для полноценного сопровождения деятельности франчайзи.

Когда есть общий план по развитию бизнеса в новой стране, важно проанализировать риски такого решения.


По теме: Регистрация компании в ОАЭ — что нужно знать? Личный опыт


 

Подготовьтесь к сложностям

В нынешних условиях риски для предпринимателей из России стали более весомыми и не всегда очевидными. Вот некоторые из них: 

Привлекательность франшиз из России. До сих пор нет никаких ограничений на открытие и ведение российского франчайзингового бизнеса за пределами РФ. Однако введённые государственные и частные санкции влияют на инвестиционную привлекательность российских компаний.

Санкционные ограничения. Это касается больше платёжных систем. Из-за санкций многие российские банки были отключены от SWIFT, что ограничило возможность переводов в валюте. А некоторые платёжные системы запретили пользоваться их сервисами резидентам России. Решить эту проблему можно, если завести иностранный счёт, что тоже не просто, если у вас российский паспорт.

Влияние политики на бизнес. Многие зарубежные системы и сервисы отказываются сотрудничать с представителями российского бизнеса и без официально введённых запретов со стороны властей — по личным или идейным соображениям. Также некоторые компании самостоятельно ввели ограничения ради подстраховки, чтобы избежать потенциальных нарушений закона. Найти пути решения этой проблемы можно, но это снова дополнительные расходы и время.


По теме: Открываем филиал в Европе в условиях санкций — инструкция


 

Выводить франшизу за пределы России или нет

Развитие российских франшиз на международном рынке возможно, но с масштабной экспансией лучше повременить. Причины: внешнеполитический кризис и пошатнувшееся отношение к бизнесу из России. Однако если в РФ компании расти уже некуда и есть ресурсы для выхода на другие рынки, то можно рассмотреть некоторые дружественные страны, например, СНГ. Но даже в этом случае стоит постепенно прощупывать рынки и на старте совершать немногочисленные сделки. Это поможет проверить жизнеспособность проекта в конкретной стране и оценить влияние существующих ограничений на возможности роста.

Фото на обложке: Freepik

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как развивать бизнес через партнерскую сеть
  2. 2 Франчайзинговый договор: на что обратить внимание
  3. 3 6 советов, чтобы запустить франшизу и избежать типичных ошибок
  4. 4 Как франчайзи могут улучшить клиентский сервис с помощью видеонаблюдения Ivideon
  5. 5 10 инструментов для продвижения франшизы: от новых до традиционных
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти