Top.Mail.Ru
Колонки

Как открыть франшизу за рубежом. Инструкция

Колонки
Рамиль Бейдуллаев
Рамиль Бейдуллаев

Руководитель практики сопровождения франчайзинга юридической группы «Совет»

Ольга Тройникова

В 2023 году доля российских франшиз на внутреннем рынке увеличилась. Если в родной стране ситуация для предпринимателей складывается благоприятно, то на международном рынке открывать и развивать российский бизнес стало сложнее. О том, как открыть франшизу за рубежом в 2024 году, рассказал Рамиль Бейдуллаев, руководитель практики сопровождения франчайзинга юридической группы «Совет».

Как открыть франшизу за рубежом. Инструкция

 

Оцените перспективы бизнеса в новом регионе  

Здесь франчайзер должен проанализировать три аспекта: адаптивность бизнес-модели, количество потенциальных партнеров и расходы на реализацию проекта в новой стране. Рассмотрим каждый аспект подробно.

 

Бизнес-модель

Когда бизнес работает в России, он нацелен на российскую аудиторию. Маркетинг, концепция и продуктовая линейка выстраиваются с учётом местного менталитета, покупательского поведения, потребностей и прочего. Некоторые франчайзеры копируют успешную российскую бизнес-модель и пытаются выйти с ней на новые страны. Чаще всего из-за этого франшиза не выживает на новом рынке. 

Для работы за рубежом нужно адаптировать российскую бизнес-концепцию под новую аудиторию и особенности рынка. 

Хороший пример адаптации франшизы — бренд «Додо Пицца». Он работает как в странах СНГ, так и в странах Азии, Африки и Европы. В каждом регионе у меню свои особенности: в Германии продают Тирольские яблочные пончики, а во Вьетнаме пиццу с крабовыми палочками.

 

Количество потенциальных партнёров  

Прежде чем бросать все силы на новый рынок, важно оценить количество потенциальных партнёров. Здесь всё зависит от ёмкости рынка и специфики бизнес-модели. Например, если вы планируете открыть сеть алкомаркетов в мусульманской стране, мало кто из местных заинтересуется компанией. Но если концепция уникальна и успех бизнес-модели подкреплён анализом рынка, вы сможете выбирать будущих партнеров сами.

 

Расходы на реализацию

Как и в случае с масштабированием франшизы на родном рынке, для этого необходимы свободные время и деньги. Но для выхода на международный уровень их нужно ещё больше. Это объясняется дополнительными расходами на:

  • анализ нового рынка;
  • адаптацию базы знаний;
  • регистрацию объектов интеллектуальной собственности; 
  • юристов-консультантов;
  • логистику и таможню; 
  • двойное налогообложение, если между РФ и страной Х нет действующего соглашения о его избежании.

Если по итогам анализа рынка и собственных ресурсов всё складывается хорошо, то дальше франчайзеру необходимо выбрать способ масштабирования компании.

 

Определите подходящий способ масштабирования

Франчайзерам из России доступно три способа развития бизнеса за рубежом.

 

Соглашение с партнёром по российскому законодательству

Для запуска международной франшизы и работы с зарубежными партнёрами предприниматель может использовать такую юридическую модель отношений, как соглашение по российскому законодательству. В этом случае он может не тратить много времени и денег на регистрацию местной организации, подготовку комплекта документов в соответствии с локальными требованиями и соблюдение других формальностей. 

При этом несмотря на использование такого соглашения, мы рекомендуем зарегистрировать товарный знак в той стране, где планируется продажа франшизы. Это позволит оформить монопольные права на ваш бренд и обеспечить юридическую безопасность бизнеса ваших партнёров в другом государстве.


По теме: «Яндекс Лавка» запускает франшизу на дарксторы


 

Регистрация компании в выбранной стране

Эта модель потребует больше времени и затрат, так как выбрав этот путь, необходимо зарегистрировать и объекты интеллектуальной собственности, и новое юрлицо. А ещё удовлетворить требования местного законодательства — это самый сложный пункт, так как в каждом регионе свои условия. Приведём  примеры.

  1. Для работы в США все объекты интеллектуальных прав, предоставляемые по франшизе, должны быть зарегистрированы перед первоначальной продажей франшизы. Правовая охрана предоставляется не только товарным знакам, но и секретам производства (ноу-хау).
  2. Во Франции франчайзер обязан раскрыть информацию о франшизе до подписания основного соглашения или осуществления любых платежей по договору. Предоставить сведения о причинах расторжения договоров с бывшими контрагентами и подтвердить двухгодичный срок ведения прибыльного бизнеса правообладателем.
  3. В Китае у вас должны быть минимум две дочерние или аффилированные компании (допускается акционерное участие), а также минимум год опыта ведения предпринимательской деятельности по франшизе (требование «два плюс один»).

 

Создание мастер-франшизы на регион

Мастер-франшиза — это форма сотрудничества, при которой правообладатель даёт право заключать договоры на открытие новых точек под своим брендом в других странах партнёрам, которые зовутся «мастер-франчайзи». Такой партнёр формирует собственную управляющую компанию, которая наделяется всеми полномочиями по отношению к конечным франчайзи.

Преимущество такой модели для масштабирования за рубежом в том, что партнёр знает региональный менталитет и у него есть оперативный доступ к локальным ресурсам (поставщикам и подрядчикам), которые нужны для полноценного сопровождения деятельности франчайзи.

Когда есть общий план по развитию бизнеса в новой стране, важно проанализировать риски такого решения.


По теме: Регистрация компании в ОАЭ — что нужно знать? Личный опыт


 

Подготовьтесь к сложностям

В нынешних условиях риски для предпринимателей из России стали более весомыми и не всегда очевидными. Вот некоторые из них: 

Привлекательность франшиз из России. До сих пор нет никаких ограничений на открытие и ведение российского франчайзингового бизнеса за пределами РФ. Однако введённые государственные и частные санкции влияют на инвестиционную привлекательность российских компаний.

Санкционные ограничения. Это касается больше платёжных систем. Из-за санкций многие российские банки были отключены от SWIFT, что ограничило возможность переводов в валюте. А некоторые платёжные системы запретили пользоваться их сервисами резидентам России. Решить эту проблему можно, если завести иностранный счёт, что тоже не просто, если у вас российский паспорт.

Влияние политики на бизнес. Многие зарубежные системы и сервисы отказываются сотрудничать с представителями российского бизнеса и без официально введённых запретов со стороны властей — по личным или идейным соображениям. Также некоторые компании самостоятельно ввели ограничения ради подстраховки, чтобы избежать потенциальных нарушений закона. Найти пути решения этой проблемы можно, но это снова дополнительные расходы и время.


По теме: Открываем филиал в Европе в условиях санкций — инструкция


 

Выводить франшизу за пределы России или нет

Развитие российских франшиз на международном рынке возможно, но с масштабной экспансией лучше повременить. Причины: внешнеполитический кризис и пошатнувшееся отношение к бизнесу из России. Однако если в РФ компании расти уже некуда и есть ресурсы для выхода на другие рынки, то можно рассмотреть некоторые дружественные страны, например, СНГ. Но даже в этом случае стоит постепенно прощупывать рынки и на старте совершать немногочисленные сделки. Это поможет проверить жизнеспособность проекта в конкретной стране и оценить влияние существующих ограничений на возможности роста.

Фото на обложке: Freepik

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что сделать на старте, чтобы построить успешную франшизу
  2. 2 Как развивать бизнес через партнерскую сеть
  3. 3 Франчайзинговый договор: на что обратить внимание
  4. 4 6 советов, чтобы запустить франшизу и избежать типичных ошибок
  5. 5 Как франчайзи могут улучшить клиентский сервис с помощью видеонаблюдения Ivideon
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти