Top.Mail.Ru
Колонки

«Свободы в своем бизнесе нет — по крайней мере, первые 24 месяца». Что я понял через 2 года после стартапа?

Колонки
Кирилл Федулов
Кирилл Федулов

Сооснователь и директор по развитию сервиса Okdesk

Полина Константинова

Два года назад Кирилл Федулов, сооснователь Okdesk, предпочел стартап работе в успешной компании. Сейчас он поделился в колонке своими выводами, которые сделал за это время. Его опыт точно окажется полезным другим стартаперам, еще только начинающим делать свой бизнес.

«Свободы в своем бизнесе нет — по крайней мере, первые 24 месяца». Что я понял через 2 года после стартапа?

Два года назад, в апреле 2017 года, мы с партнерами поменяли теплые, насиженные места в компаниях на «свободный» полет. Обо всех за и против этого размена я подробно писал в заметке на Rusbase.

По итогам прошедших двух лет Okdesk (это облачное решение по автоматизации всех аспектов сервисного и постпродажного обслуживания для среднего и малого бизнеса) стал де-факто стандартом использования в целом ряде отраслей и на сегодня остается самой активно развивающейся Help Desk-системой в России.

Так ли все радужно в своем бизнесе или что я понял после прошедших 24 месяцев «свободного» полета?

Вы будете вынуждены постоянно перестраиваться

Мы были уверены, что после 10+ опыта работы в Enterprise, все знаем и умеем. Несомненно, полученный опыт сильно помог и продолжает помогать. Все «за» работы в крупной компании, описанные в статье, спустя 24 месяца я могу подтвердить.

Офис стартапа. Фото: архив автора

Но слишком многое устроено иначе. В первую очередь потому, что наш текущий бизнес совершенно другой (это новый продукт, абсолютно новая целевая аудитория, почти полностью новые боли, задачи и специфика).

В случае если вы НЕ копируете накопленный опыт (оказания услуг или разработки и выпуска продукта), вы будете вынуждены быстро перестраиваться, адаптироваться, менять привычки, процессы, подходы и требования.

А еще вы будете вынуждены постоянно «оглядываться», то есть анализировать итоги каждого этапа или проверки каждой гипотезы и снова перестраиваться и адаптироваться. Это непросто, но действительно очень интересно!

«Свободный» полет

Именно в кавычках. В реальности у вас появится заметно больше обязательств:

  • перед каждым сотрудником (а их число постоянно растет);
  • перед каждым клиентом;
  • перед каждым партнером;
  • по каждому входящему письму и звонку.

Несомненно, выстроенные процессы (если вы до них доберетесь) решают механику проблемы, но не психологию. Свободы в своем бизнесе нет — по крайней мере, первые 24 месяца.

24*7

Нет, речь не о работе круглосуточного магазина во дворе. Речь о вас. Следствие предыдущего пункта еще и в том, что ты, даже находясь не на рабочем месте, всегда думаешь о своем деле. Иногда до трех ночи, а иногда даже когда спишь — утром после сна в голову действительно приходят свежие идеи и решение сложных вопросов.

Мы тонем!

Мысль «мы делаем что-то не так» будет крутиться в вашей голове каждый день по несколько раз, особенно перед сном. Сходится unit-экономика? Растет клиентская база? Есть цифры по всем ключевым показателям бизнеса, которые свидетельствуют о положительном тренде? Даже это не помогает.

Как с этим бороться? Нужно научиться отбрасывать эмоции и не паниковать.

Я до сих пор не научился.

«Айсберг» операционки

Сначала ты думаешь, что у тебя нет денег, чтобы все делегировать. Затем — что нет времени. После — что потеряешь в качестве. В общем, миллион причин, почему этого не стоит делать. Когда это наконец произойдет, обнаруживаешь, что операционки стало еще больше. Ты просто не занимался этим куском.

Офис стартапа. Фото: архив автора

Нужно смириться с иллюзией, что в своем деле ты будешь принимать решения и управлять. Операционка в бизнесе — это нормально и правильно. Единственное, о чем нужно заботиться, чтобы ее было не более 80% времени. В идеале 50-60%.

Огромная ответственность

Это и правда сложно. Ты понимаешь, что каждый день от тебя и твоих решений зависят люди. Вчера это были пять человек, сегодня 25, завтра 50, 100 и так далее.

Каждый день нужно принимать сотни решений и «пропускать» через себя команду, клиента и последствия этих решений. Иногда очень хочется, чтобы все решилось само. Так практически никогда не бывает.

Особенно сложно, когда принятые решения были ошибочны. Круто, когда ты или тот, на кого влияло решение, видят или чувствуют положительный результат. Плюсов должно быть значительно больше ошибок.

Выкиньте из головы популярный тезис «ошибаться — это нормально». На ошибках люди теряют репутацию, деньги, семью, друзей, бизнес. Нужно всегда принимать взвешенные решения и стараться ошибаться по минимуму.

На последнем месте

Отпуска, зарплаты и премии, ноутбук подороже, офис поближе к дому. Когда работаешь по найму, зачастую ты на первом месте. Точнее, тебя не очень касаются сложности компании. Все по расписанию! Особенно если ты работаешь «в белую».

Фото: архив автора

В кресле руководителя или сооснователя ты всегда на последнем месте. На первом — команда, продукт, клиент, партнер, подрядчик и обязательно еще кто-то, кого ты не учел.

Ваше кредо

Мы с самого начала определили для себя паттерны поведения почти в любой ситуации и на любом участке наших процессов. Последовательность, честность, открытая позиция, ответственность за слова – ключевое, на наш взгляд, в выстраивании отношений внутри коллектива, с клиентами и на рынке в целом.

Можно сказать, что это кредо нашей компании.

Вам тоже необходимы правила, причем с самого начала. Необходимы, чтобы знать, когда и кому говорить «нет», чтобы принимать решения и объяснять эти решения коллегам, клиентам, чтобы вечером было не стыдно дома смотреть на себя в зеркало.

Кредо может понравиться не всем (на самом деле, должно нравиться не всем). Не все его могут принять. Не все могут согласно ему работать. Так получилось и у нас.

Именно поэтому не все подходят нашей команде в качестве сотрудников, не все компании подходят нам в качестве клиентов, не всем компаниям мы подходим в качестве работодателя или партнера по бизнесу.

Больно не от того, что кому-то отказываешь. Больно от того, что многие, включая конкурентов или партнеров, до сих пор работают по другим правилам.

***

24 месяца — это хороший срок, чтобы оглянуться и подвести определенные итоги. Мы понимаем, что самое интересное и сложное только впереди. Мы не знаем, что и как сложится дальше, но точно уверены, что 24 месяца назад мы сделали правильное решение, отправившись в «свободный» полет.

Пусть и ваш «свободный» полет окажется успешным, а наш опыт поможет пройти его хотя бы чуточку легче!


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как работает овернайт для бизнеса
  2. 2 Бизнес в 2024: перспективные бизнес-идеи
  3. 3 Soft skills для предпринимателей
  4. 4 Как работает франшиза в бизнесе
  5. 5 Прибыль в бизнесе: основные виды и типы
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти