В этом году двусторонний товарооборот между Россией и Китаем достиг рекордных $185 млрд. Все больше предпринимателей обращают внимание на китайский рынок — но как только начинают работать с ним, сталкиваются с препятствиями, которые в итоге приводят к значительным убыткам.
Михаил Синицын, глава операций JoomPro в Азии, делится опытом развития отношений с китайскими партнерами и рассказывает, как сервис смог нарастить их базу с 50 до 700 за полтора года.
Зачем нам нужен был Китай?
Мы — сервис по доставке товаров из Китая под ключ: наши клиенты говорят нам, партию какого товара они хотели бы получить, а мы берем на себя выбор фабрики, контроль производства и качества продукции, логистику и таможенные процедуры.
Когда JoomPro появился два года назад, он «унаследовал» первых партнеров от маркетплейса Joom. Быстро стало понятно, что для получения лучших оптовых цен и условий сотрудничества в Китае для B2B-сегмента надо работать напрямую с производителями или оптовыми дистрибьюторами. Так мы пришли к тому, чтобы выстроить целый отдел по работе с поставщиками.
Вот три правила, которые мы выделили при общении с мерчантами из Китая.
Правило 1: наладить контакт
Китайские партнеры ценят длительные отношения, основанные на взаимном доверии; им важно видеть заказчиков в лицо и понимать перспективы партнерства. Чтобы его построить, есть несколько простых правил: найдите партнера, покажитесь ему и сделайте так, чтобы ему нравилось с вами работать.
Для этого нужно показать, что именно вы можете предложить подрядчику. Так мы решили запустить большой проект с видеоисториями успеха мерчантов. Первым кейсом стал небольшой поставщик чехлов для телефонов: ранее он занимался B2C-продажами, но решил попробовать себя в B2B и получил настолько крупный заказ, что теперь предпочитает работать только с корпоративными клиентами.
Читайте по теме:
Бизнес на товарах, импортированных из Китая. Что нужно знать в 2022 году?
Как безопасно перевести деньги поставщику в Китай. Нюансы оплаты в 2023
Мы сняли интервью с ним, посетили его фабрику, попросили рассказать про взаимодействие с нами. Видео запостили в официальном канале поставщиков Joom в WeChat, результат — сотни новых заявок на регистрацию в нашу базу мерчантов.
Про офлайн-контакт забывать тоже не стоит. Например, в нашем случае отлично показали себя офлайн-выставки и конференции. На таких мероприятиях мы получили контакты сотен потенциальных партнеров и фабрик, которые не имеют отношения к Joom.
Правило 2: нанять правильных людей
В отношениях с китайскими партнерами люди играют ключевую роль: это очень высококонтекстная культура, и поэтому выстраивать диалог с ними не очень просто.
Важно нанять профессионалов, которые имеют опыт работы на всех участках цепочки поставок: от размещения заказа до оформления экспортно-импортных документов, а также обладают глубокой экспертизой и связями в разных отраслях китайского производства и лично знают руководителей и менеджеров нужных фабрик.
Кроме того, важно, чтобы большая часть сотрудников физически находилась в Китае — чтобы ходить на встречи и проверять качество работы партнеров.
Чтобы покрыть все зоны экспертизы, на начальном этапе мы собрали разнопрофильную команду из семи человек, которые свободно говорят на китайском: двое из них из России, четверо — из Китая, один — китайского происхождения из Америки. Среди них есть человек, который искал фабрики-подрядчики для Nvidia и Apple.
Русскоязычные коллеги отлично разбираются в логистике и таможенном оформлении, а те, кто учился и долгое время жил в Китае, ответственны за базу поставщиков и общение с заводами и фабриками.
Конечно, вне зависимости от того, какую команду вы наняли, нельзя предугадать все — кризисные ситуации будут происходить. Например, в нашей практике были случаи, когда партнер в последний момент продает партию другому заказчику.
Но как раз здесь нас спасает то, что мы сделали пунктом выше: благодаря развитой сети надежных мерчантов мы можем оперативно перезаказать партию товара, а рейтинг провинившегося партнера понизить.
Правило 3: строгий отбор партнеров
К слову о кризисах: всегда помните, что, несмотря на сложную ситуацию на рынке, партнеров нужно выбирать тщательно и не останавливаться на первой попавшейся фабрике. В первую очередь стоит проводить банальную юридическую проверку: давно ли существует фирма, есть ли у нее аккаунты на ведущих площадках электронной коммерции (например, Alibaba, Made-in-China и 1688), а также есть ли на неё отзывы других заказчиков.
Читайте также: Оформить поставку товаров из-за рубежа для продажи на маркетплейсе: список документов и стоимость такой операции
Как только у вас наберется несколько поставщиков, среди которых можно выбирать, изучите их опыт работы и B2B-продаж нужного вам товара. Конечно, в первую очередь нужно изучить их уровень цен, уточнить параметры товара у поставщика, убедиться в адекватном соотношении цены и качества.
Перед тем как заказывать, в идеале стоит лично посетить производство, чтобы убедиться, что все в порядке и условия поставки, о которых вам рассказывали в ходе переговоров, действительно реальны. Даже если вы очень уверены в поставщике, нужно несколько раз перечитать договор, переподтвердить условия и «микроменеджерить» мерчанта в ходе первой закупки, чтобы не столкнуться с неприятными ситуациями.
Четыре совета для тех, кто только начинает работать с китайскими производствами
- По возможности пользоваться китайским языком
Без этого никуда — вам важно понимать вашего партнера и уметь с ним договориться.
- Учитывать разницу менталитетов
Важно помнить, что с китайскими партнерами недостаточно договориться один раз — важно проконтролировать, что условия будут соблюдаться на всех этапах.
- Торговаться и отстаивать бизнес-интересы — особенно во время первых заказов
Это не означает, что необходимо быть грубым и агрессивным: нужно четко прочертить границы, контролировать процесс и настаивать на выполнении достигнутых ранее договоренностей. В переговорах о цене важно уметь обосновать свою позицию и привести весомые аргументы, идя навстречу партнеру по другим условиям для достижения нужных ценовых параметров.
- Выстраивать доверительные отношения, но проверять
Это правило объединяет все предыдущие: нужно выстроить такие отношения, в которых и вы, и ваш партнер будете уверены. Это ключ к долгосрочному сотрудничеству — а значит, в случае форс-мажора вам не придется срочно искать нового партнера.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть микромаркет»
- 1 Верховный суд США поддержал закон о запрете TikTok
- 2 Китайскую соцсеть RedNote оценят в $20 млрд после миграции пользователей из TikTok — Bloomberg
- 3 Обзор смартфонов HUAWEI nova 13 Pro и HUAWEI nova 13
- 4 Apple потеряла лидерство в Китае из-за потребительского патриотизма
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025