Несмотря на то, что рестораны многих зарубежных сетей прекратили работу на территории нашей страны, эта сфера не стала менее перспективна. Опытные рестораторы готовы расширяться и укреплять свои позиции, а начинающие — создавать новые отечественные бренды.
Но то, насколько рентабельным будет заведение, в значительной степени зависит от его расположения. Этому вопросу стоит уделить особое внимание: можно изменить концепт, меню или персонал, но исправить промах с локацией будет очень сложно.
На что обратить внимание при выборе места для ресторана и как избежать ошибок, рассказал Артур Гайсин — основатель агентства AGCP, специализирующегося на продвижении заведений общественного питания, соучредитель ресторанов «Большая кухня», art-директор сети ресторанов Ginza Project.
Как выбор локации влияет на успех заведения?
Может показаться, что для ресторана подойдет любое место с высокой проходимостью и вместительной парковкой. Но на деле люди, которые сотнями будут проходить мимо заведения, могут оказаться совсем неподходящей аудиторией — шансы на успех в этом случае стремятся к нулю.
Например, найдено то самое место — элитный район, подходящая площадь, рядом метро и хорошая транспортная развязка. Казалось бы, что может быть не так?
Читайте по теме:
«Гастропиар мертв». Как открыть ресторан в регионе и не прогореть
Почему СМС-рассылки не работают в ресторанах и как это исправить?
Например, то, что заведение создано в концепции фаст-кэжуал, и цены там весьма демократичны, а аудитория этого района предпочитает совсем другой уровень сервиса, а потому даже и не думает туда заглянуть.
Поэтому открыть такое заведение в подобном месте — идея безнадёжная, а в районе станции метро Озерки (Санкт-Петербург), например, ресторан бы пользовался спросом и приносил хорошую прибыль.
Лайфхак: ориентируетесь на аудиторию премиум-класса? Открывайте ресторан с панорамным видом на крыше элитного бизнес-центра или, например, на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Подобное заведение не только будет выделяться среди конкурентов, но и обеспечит поток VIP-гостей.
А как поступать в других ситуациях? Составим пошаговый план действий выбора локации для ресторана.
Шаг 1. Определение концепции и подбор помещения
Начать разработку концепции после выбора помещения — ошибка, которую я наблюдаю чаще всего.
Первое напрямую связано со вторым, а значит, именно выбранный формат определяет площадь будущего ресторана. Поверьте, можно запросто убить хорошую концепт-идею, выбрав помещение, не соответствующее по инженерным или акустическим параметрам.
Более того, я убеждён на множестве примеров, что при выборе подходящего концепта ресторанный бизнес может окупиться быстрее, чем за 3 года.
При определении концепции необходимо отталкиваться от суммы на старте и бюджета, заложенного на дальнейшее развитие заведения.
Определитесь:
- какой будет концепция заведения;
- помещение будет куплено или арендовано;
- какая сумма будет затрачена на ремонт;
- какое потребуется оборудование;
- какая будет вместимость;
- сколько необходимо персонала, чтобы обеспечить качественный сервис.
Определив формат будущего ресторана, можно составить портрет целевой аудитории и определиться с ценовой политикой.
В результате подобранной концепции у начинающего ресторатора должен сложиться четкий список: найти помещение на Х кв. м. с необходимыми техническими характеристиками, в районе, где проживает или часто бывает целевая аудитория.
Лайфхак: открывая заведение в ТЦ или при отеле, определяйтесь с концепцией только после качественной оценки локального рынка. В таком случае 1/4 потока людей могут стать вашими потенциальными гостями и, соответственно, обеспечить 1/4 выручки.
Мне вспоминается история из моей практики, когда мы открыли камерное заведение на Лиговском проспекте при отеле «Оникс» в Санкт-Петербурге. Это был небольшой гастробар, но благодаря подходящей локации нам удалось выйти в точку безубыточности через 3 месяца после открытия в пандемию (!), учитывая тот факт, что большинство чеков были маленькими и средними.
Шаг 2. Определение целевой аудитории (ЦА)
Составив портрет ЦА, можно с легкостью найти место её обитания.
Обратите внимание на следующие аспекты:
- социальный статус и род деятельности;
- пол и возраст;
- привычки, принципы, ценности;
- откуда берут информацию: мероприятия, окружение.
Читайте также: Инструменты, чтобы добиться рентабельности ресторана или бара 40%
А теперь можно представить:
- Будет ли ЦА в районе вашего заведения?
- Удобно ли посещать с учетом графика работы и других занятий?
- Есть ли парковка/хорошая ли транспортная развязка/рядом ли станция метро.
Вообразите себя человеком, который проживает или работает в этом месте. Подумайте о его привычках и образе жизни. Подходит ли ему ваш ресторан или всё-таки это не тот вариант?
Лайфхак: доступность, расположение на первом этаже и наличие парковки — все это имеет важность для любого сегмента ЦА.
Шаг 3. Контроль локации
Итак, мы определились с концепцией и нашли подходящее помещение. Как убедиться, что это точно то, что нужно?
Познакомьтесь с соседями: посещает ли близлежащие заведения нужная нам ЦА? А может быть, рядом потенциальные конкуренты с постоянной базой гостей?
Лайфхак: с соседними предприятиями, которые не являются прямыми конкурентами, легко договориться о взаимопиаре. Например, если рядом салон красоты, оставьте им визитки вашего ресторана или договоритесь об акции или скидке для их посетителей.
Если рядом находятся конкуренты — изучите, что они из себя представляют. Если иметь полное представление об их концепции и ценностях, можно выделиться за счёт своей уникальности и предложить клиентам то, чего нет у других.
Помимо этого, обратите внимание на:
- Историю помещения — что тут было раньше. Возможно, место пользуется негативной популярностью и это будет или отталкивать посетителей;
- Заметен ли ресторан среди других заведений локации и насколько легко его найти.
Теперь вы знаете об основных моментах правильного подбора местоположения для ресторана, а значит, пора переходить к действиям.
А если всё ещё есть сомнения — воспользуйтесь помощью опытных рестораторов или бизнес-наставников, это позволит сэкономить и перенять многолетний опыт.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Кейсы предпринимателей: как справиться с вызовами»
- 1 Производство алкоголя в России снизилось третий год подряд
- 2 Поставщики Martini и Aperol предупредили о росте отпускных цен на 5-20%
- 3 «Вкусвилл» приостановил продажу десерта после сообщений об осколках стекла
- 4 В Белоруссии запретят продавать российские сладости «Орешек» и «Картошка»
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025