Колонки

Сотрудник выстраивает личный бренд в соцсетях? Поощряйте его!

Колонки
Ирина Меньшикова
Ирина Меньшикова

Вице-президент по продажам и операциям Amway в России

Светлана Зыкова

Ирина Меньшикова, вице-президент по продажам и операциям Amway в России, и Марина Рудковская, директор службы по работе с персоналом компании Amway, рассказывают об опыте компании по работе с поколением Z — как принять на работу постмиллениала и не прогадать и при чем тут digital, читайте в этой колонке.

Сотрудник выстраивает личный бренд в соцсетях? Поощряйте его!

К 2020 году поколение Z станет ключевым трудовым ресурсом и лидером по покупательской способности. Но уже сейчас бизнесу приходится адаптироваться под социально-поведенческие особенности, которые определяют то, как зеты взаимодействуют с современным миром. Готовы ли компании радикально менять свои внутренние процессы для того, чтобы быть успешными и конкурентоспособными, и с какими сложностями придется столкнуться бизнесу на пути к принятию изменений?

Адаптация рекрутинговых процессов

Очевидно, что с появлением поколения Z на рынке труда бизнесу придется пересмотреть свой подход к подбору персонала. Размещать предложения о работе на классических сайтах с вакансиями будет малоэффективно.

Кандидатов-зетов нужно искать в их естественной среде обитания – социальных сетях. Еще одна возможность заявить о себе как о привлекательном работодателе – сотрудничество с вузами: организация лекций и мастер-классов для студентов или участие в ярмарках вакансий. Также у крупного бизнеса есть дополнительные возможности, например, создание отдельной площадки с различными предложениями о работе или стажировке.

Компании, которые уделяют внимание развитию такого ресурса, будут более востребованными у постмиллениалов, чем те, которые довольствуются страницей на популярном карьерном сайте.

Кроме того, при планировании рекрутинговой стратегии нужно учитывать новый портрет идеального кандидата. Ожидания от сотрудника во многом зависят от трендов, которые влияют на современный бизнес. Например, диджитализация требует постоянного технологического совершенствования и высокой скорости принятия решений. Таким образом, идеальный сотрудник должен быть многозадачным, уметь быстро получать необходимые знания и приспосабливаться к изменениям, эффективно работать в команде и быть с технологиями на «ты». И здесь нужно быть готовым к тем трудностям, которые могут возникнуть у компаний с сотрудниками-зетами.

Постмиллениалы максимально погружены в виртуальное пространство, поэтому в реальной жизни они часто оказываются коммуникативно некомпетентными. Многие из них неохотно идут на контакт с коллегами, что мешает эффективным коммуникациям внутри организации.

Эту проблему можно решить с помощью тренингов или воркшопов по принятию командных решений.

Зетам бывает сложно сосредоточиться на чем-то в течение долгого времени: они быстро теряют интерес, особенно к монотонным и рутинным задачам. Из-за этого часто создается ощущение, что они невнимательны и недостаточно мотивированы. Быструю «переключаемость» зетов можно использовать для развития многозадачности: давайте им сразу несколько разных задач, чтобы они могли переключаться с одной на другую в течение дня. Так им не будет скучно и они постоянно будут учиться чему-то новому.

Зеты не склонны разграничивать виртуальную жизнь и реальную. Для них важен образ, который они формируют на своих страницах в социальных сетях. Компании могут это использовать. Например, Amway поддерживает желание зетов выстраивать личный бренд в соцсетях. Мы поощряем сотрудников, которые пишут про свою работу и жизнь в компании в своих аккаунтах. У нас даже есть специальные призы для самых активных.

Читайте по теме: Как удерживать IT-специалистов, если ты не Google?


После того, как новый член команды адаптировался и добился первых успехов, перед работодателем встает новый вопрос – как удержать перспективного работника? Чтобы мотивировать молодых специалистов и повысить их производительность, многие организации внедряют в рабочие процессы геймификацию. Придумывайте рейтинги, командные конкурсы и аукционы с призами, внедряйте систему поощрения за определенные заслуги. Так вы сможете не только вовлечь молодое поколение в работу, но и улучшить коммуникацию в коллективе. 

Немаловажным фактором для зетов является и то, в каком офисе они будут работать: рабочее пространство должно быть максимально комфортным и функциональным. Так начали появляться agile-офисы, в которых сотрудник сам может решать, как и где ему работать.

В Amway, например, каждый работник может выбрать любое свободное место в коворкинге или в зоне для индивидуальной работы, может расположиться на сидячих или стоячих местах с высокими барными столами, на диванах или удобных пуфиках. Также у всех есть возможность заниматься йогой прямо в офисе: сертифицированный тренер показывает упражнения, рассказывает о технике дыхания и отвечает на вопросы. Благодаря такому зонированию исчезают неэффективные рабочие места, а командная производительность увеличивается.

Чтобы уже сейчас посмотреть, насколько эффективным может быть поколение Z в качестве работников, компании могут приглашать зетов на стажерские программы. Amway, например, ежегодно проводит конкурсный отбор среди студентов на стажировку Amway Graduate, в рамках которой зеты участвуют в текущих проектах компании. А те, кто успешно проходит стажировку, получают возможность пройти собеседование на должность специалиста определенного подразделения.

Резюме:

  • Уходите от поисков кандидатов через сайты с вакансиями;
  • Развивайте и поддерживайте свой HR-бренд;
  • Вдохновляйте зетов интересными задачами и давайте возможность «жонглировать» ими;
  • Помогайте развивать профессиональные и личные компетенции. Пробуйте различные форматы: тренинги, воркшопы, мастер-классы;
  • Внедряйте геймификацию рабочих процессов, чтобы поддерживать интерес к работе у молодых сотрудников;
  • Уделяйте внимание развитию офисного пространства: комфортная обстановка позитивно сказывается на производительности труда.


Адаптация процессов в продажах и маркетинге

В чем сложности?

Для поколения Z важно, чтобы компании предлагали им уже готовые персонализированные решения, которые отвечают их потребностям и соответствуют их стилю жизни. Для этого требуется скоординированная и гибкая работа сразу нескольких команд: отдела маркетинга, продаж, диджитал и стратегии. Именно из-за такого принципа вертикальной иерархии (низшие уровни управления подчиняются высшим уровням) крупным корпорациям сложнее оперативно трансформироваться, в отличие от более гибкого малого и среднего бизнеса: сложная организационная структура и многоуровневые процессы согласования существенно замедляют скорость внедрения изменений.

Еще одна сложность при адаптации процессов заключается в отсутствии точного понимания конечного результата. Модернизация ведется пошагово с помощью гибкого подхода разработки – сначала создания минимально жизнеспособного продукта и потом его улучшения по обратной связи от клиентов. Негибкие монофункциональные и иерархичные структуры не в состоянии придерживаться такого принципа.

Компаниям нужно радикально перестраивать свои методы работы, делать организационную структуру более плоской, создавать мобильные кросс-функциональные команды для разработки продуктов, обладающих минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями, а также предоставлять новым проектным группам широкие полномочия по принятию решений.

Не бойтесь доверять такие разработки молодым специалистам, заранее расставив контрольные точки реализации.  

Сейчас компаниям нужно сильнее сфокусироваться на своем клиенте, учиться понимать его потребности и то, как его привлечь. Несмотря на все возможности компаний трансформировать бизнес так, чтобы быть актуальными и востребованными для зетов, все еще остаются пробелы, которые не дают корпорациям детально изучить своих потенциальных покупателей. Например, еще нет таких инструментов, которые позволили бы отследить весь путь клиента с момента, когда он в первый раз встретился с брендом, до момента покупки. Бизнес хочет знать все о своей аудитории – ее привычки и предпочтения – и понимать, как с ней общаться.

Чтобы грамотно продавать зетам, компаниям необходимо пересмотреть свою стратегию продаж. И здесь важно понять, где искать своего покупателя.

Не секрет, что поколение Z проводит большую часть своего времени онлайн, просматривая ленты своих соцсетей. Amway давно присутствует в социальных сетях, но до недавнего времени не осуществляла прямых продаж, а только давала ссылки на продукты, которые были использованы в публикациях. Россия стала одним из первых рынков корпорации, который перешел на social selling и начал использовать социальные сети для продвижения продукции.

Для того, чтобы научить сотрудников и партнеров-дистрибуторов эффективно общаться с постмиллениалами на этой площадке, компания создала собственную обучающую платформу Amway Digital Lab. Это ресурс, где эксперты и популярные блогеры делятся секретами эффективных текстов, проводят курсы мобильной фотографии и видеообработки, дают советы по привлечению потенциальных клиентов и конвертации их в покупателей. А чтобы обучение было интересным для молодой аудитории, мы выбрали геймифицированый интерактивный формат.

Фото со съемок


Какие продукты выбирают зеты?

Сейчас форма или уникальная особенность продукта превалируют над его содержанием. Поколение Z, с одной стороны, вдумчивое, с другой – очень подвержено влиянию моды. Поэтому компании начинают уделять больше внимания интересным форматам и уходят от описания рациональной выгоды к эмоциональной подаче.

При обновлении портфеля своих продуктов Amway в первую очередь ориентируется на грамотное позиционирование. Нужно постоянно быть в курсе тенденций, понимать, что в данный момент модно, и использовать это в коммуникациях с потребителями.

Например, тренд на здоровый образ жизни положительно отразился на продажах витаминов и БАДов именно за счет их правильной подачи. Мы предложили клиентам готовое решение в виде детокс-программы, модного ЗОЖ-направления среди молодого поколения. Также не меньшей популярностью среди молодежи пользуется наша линейка средств по уходу за домом и посуда, так как эта продукция соответствует еще одной популярной тенденции – безопасность и экологичность.

Вывод простой – молодежь выбирает те товары, которые соотносятся с их образом жизни. Предсказать, что завтра будет популярно среди зетов, очень сложно. Поэтому компании должны научиться быстро реагировать на запросы своей аудитории.


Резюме:

  • Внедряйте agile-подходы в работе, обучайте и развивайте своих сотрудников умению эффективной разработки и адаптации в постоянно меняющихся условиях рынка;
  • Продавайте зетам там, где их проще всего найти – в социальных сетях;
  • Продавайте зетам то, что им нужно – стиль жизни и персонализацию;
  • Учитесь общаться с поколением Z на их digital-языке;
  • Обновляйте свой продуктовый портфель за счет новых форм или креативного подхода к их презентации;
  • Следите за трендами и будьте готовы оперативно реагировать на запросы своей целевой аудитории.

Материалы по теме:

Можно ли применять в России западные практики управления?

Инфографика: финансовые привычки поколения Z

70% наших сотрудников — представители поколения Z. Как мы выстроили с ними работу?

«Создаю свои игры и скоро начну их монетизировать»: дети-программисты — о том, как и зачем пришли в IT

Почему будущее ритейла зависит от подростков

Фото: Amway.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

16 ноября 2019

Website Optimization

16 — 17 ноября 2019

Scrum: теория и практика