Колонки

«Российский бизнес медлит с цифровизацией логистики» — как преодолеть сомнения и сделать первый шаг?

Колонки
Евгений Непейвода
Евгений Непейвода

Сооснователь и CEO Novo BI

Ирина Печёрская

Новые решения на базе ИИ делают модернизацию управления логистикой выгоднее, а отказ от них — рискованнее. В Novo BI, компании разработчика программных продуктов для прогнозирования спроса, совместного и интегрированного планирования в цепях поставок (резидент «Сколково»), проанализировали, с какими проблемами в цифровизации логистики сталкивается российский бизнес и с помощью каких мер получается отладить процессы. Подробнее об этом —  Евгений Непейвода, сооснователь и CEO Novo BI.

Среди клиентов компании — «Увелка», «Волма», «Алиди», группа агропредприятий «Ресурс», крупнейший производитель сантехники на рынке РФ и СНГ AQUAART, многоотраслевая латвийская компания Reaton и многие другие. 

«Российский бизнес медлит с цифровизацией логистики» — как преодолеть сомнения и сделать первый шаг?
RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Рентабельность любого бизнеса в конечном счете зависит от бесперебойности цепочек закупки и поставок. Причем закупки одних — это поставки других, поэтому, если логистика хромает, это сказывается на эффективности производства, продаж и других сферах деятельности. 

Нужно также учитывать рентабельность самой логистики. Чем позже компания узнает о необходимости увеличить или сократить объем выпуска определенной продукции, тем дороже это обойдется. Начиная со срочной дозакупки сырья, возможно, дополнительных расходных материалов, переоснастки оборудования и так далее, вплоть до поиска специалистов с другими компетенциями. Кроме того, резко возрастет стоимость складской и транспортной логистики. 

В случае неоправданно завышенных прогнозов по объемам реализации поставщики столкнутся с большими возвратами. Что означает как прямые убытки, так и косвенные — например, по самостоятельному вывозу и утилизации просроченных товаров. Это может сильно и даже фатально повлиять на общую прибыль компании, особенно в отраслях с небольшими сроками годности продуктов. 

Возможно, у вас есть конкурентоспособные продукты, которые пользуются спросом. Их принимают сети на реализацию, покупают конечные потребители. Но экономика не сходится, потому что логистика без оптимизации вместо прибылеобразующей становится дотационной. 

Рассмотрим образцово-показательные примеры, как должно быть и на что можно ориентироваться.

 

Эффективная логистика

Несмотря на то, что эпидемия коронавируса началась в Китае, он первым из развитых государств справился с ее последствиями и даже в 2020 году показал рост ВВП. В 2021 логистика Поднебесной функционирует практически бесперебойно, причем тоже растет. Уже в апреле объемы выросли на 57%, и одна из важных причина той легкости, с которой китайская экономика выдержала шторм, заключается в глубине и масштабах автоматизации. 

В качестве символа происходящего сейчас в Китае можно назвать порт Xiamen Ocean Gate Container Terminal. Он работает полностью «самостоятельно», вообще без участия людей (за исключением нескольких техников, обслуживающих роботизированные линии). Выгрузка, складирование, маркировка, отгрузка — все под управлением интеллектуальной системы. Площадь порта 1,3 млн кв.м.

Из российских примеров можно назвать несколько предприятий, которые добились заметного прогресса в оптимизации цепочек поставок:

  • «Увелка» — производитель зерновых продуктов легкого приготовления

У компании только в России больше 96 тыс. торговых точек, и бренд представлен еще в 25 странах мира. Автоматизация логистики повысила точность прогнозов почти вдвое, до 92-98%.

  • «Волма» — производитель строительных смесей

Крупная российская сеть, которая добилась сотен миллионов рублей в год чистой экономии за счет оптимизации цепочек поставок с помощью IT-решения на базе самообучающихся нейросетей. 

  • Компания «Алиди» (FMCG) 

Обслуживает больше 100 тыс. торговых точек в России, Беларуси, Казахстане, входит в топ-5 крупнейших логистических операторов России. Полная автоматизация цикла прогнозирования повысила точность на треть, а скорость расчетов — в десятки раз. Объем неликвидов сократился вдвое. Экономический эффект измеряется сотнями миллионов рублей.

К этому нужно добавить, что помимо прямой экономии и увеличения прибыльности эффективная логистика помогает бизнесу налаживать партнерские связи. Все хотят работать с надежными поставщиками, и зачастую сроки даже важнее цен. Если компания физически не может оптимизировать свою логистику, никакое финансирование не решит эту проблему. Здесь нужен софт следующего поколения. 

 

Что мешает автоматизировать поставки

Казалось бы, преимущества IT очевидны, чтобы их игнорировать. Почему же российский бизнес медлит с внедрением уже имеющихся решений? Причин несколько:

  1. Внедрения кажутся слишком сложными — как технически, так и административно.
  2. Нет практики масштабирования «пилотов» (пробных версий) на всю компанию, холдинг или сеть.
  3. Сложно добиться реальной, а не формальной интеграции новой системы в процессы бизнеса.
  4. Персонал недостаточно мотивирован, чтобы обучаться новым технологиям. Кроме того, ресурсов на обучение тоже недостаточно.
  5. Нет доверия к сложным технологиям, как и к точности прогнозов.
  6. Осторожность в цифровизации данные — риск утечки конфиденциальной информации, а уж намеренно делиться своими данными с партнерами тем более мало кто готов.

Информационная закрытость дорого обходится, потому что логистика по определению связная, она объединяет производителей, поставщиков и торговые сети в единую структуру. Если каждый придерживает важные сведения у себя, не делится ими с партнерами — они не успеют подготовиться, среагируют с большими задержками. В результате все потеряют и время, и деньги. 

Ситуация в регионах, как правило, еще более сложная. Есть несколько крупных поставщиков и торговых сетей, они уже поделили между собой рынок, и все всех устраивает. Проблема в том, что локальный статус сложно масштабировать. Для выхода на другие рынки даже для развития новых направлений на своей территории нужны основания, в том числе техническое обеспечение. Поэтому автоматизацией управления обычно начинают интересоваться только, когда готовы расти дальше. 

Ориентироваться на успехи крупных федеральных компаний сложно, потому что местный рынок профессионалов в области управления также отстает. И даже те специалисты, которые появляются, с большой вероятностью уедут в крупные города или даже за рубеж. Выращивать свои кадры с новыми компетенциями негде, для этого нужна целая инфраструктура. 

Это серьезная проблема, которая усугубилась в связи с пандемией. После вынужденной «удаленки» все поняли, что география не так важна. И это усилило отток лучших кадров из регионов в столицу — неважно даже, виртуально или физически. Так или иначе, развивать цифровую логистику «на местах» сложно. 

 

Что делать?

Прежде всего, бизнесу необходимо признать наличие проблемы в собственном управлении, а также обновить стратегию развития компании с учетом перехода на цифровизацию. Это сложно назвать модернизацией, потому что такие действия были актуальны и 10 лет назад. Но сейчас это уже становится вопросом выживания, потому что иначе любой конкурент с цифровой логистикой просто отберет долю на рынке. 

Взаимосвязанность цепочек поставки работает как на удержание инерционных проблем, так и на ускорение модернизации, когда она уже началась. Если какой-то производитель или поставщик становится заметно более оперативным и точным, все хотят с ним работать, и он получает ресурсы на масштабирование. Поэтому важно как можно быстрее модернизироваться, начиная с управления. 

Очень важно внедрять культуру работы с данными в компании. Собственники и сотрудники не всегда понимают, как устроена современная аналитика. Это не очень сложно технически, поскольку сложные вычисления как раз можно делегировать IT-решениям. Но чтобы пользоваться ими, нужно понимать, откуда берутся необходимые данные, почему так важна актуальность и достоверность сведений, как устранить сбои и ошибки. 

Еще один аспект — этика в обращении с данными. Речь не столько об информационной безопасности. Она тоже нужна, но это по определению технология защиты. Атакующий характер эффективных IT-решений проявляется только при адекватном понимании их возможностей, взаимосвязи с процессами компании, механизмов контроля и даже делегирования роботам. Определенный (и, как правило, высокий) процент решений можно автоматизировать, люди подключаются только для решения внештатных ситуаций. 

Последнее в списке, но первое хронологически — выбор поставщика IT-решения для автоматизации. От него зависит качество программного обеспечения, функциональности системы, а главное — ее поддержка и развитие, без чего сложно рассчитывать на стабильную работу в дальнейшем. Поэтому к проверке лучше подойти придирчиво. Вот небольшой чек-лист, который поможет избежать многих ошибок:

  1. Оцените применимость функционала в ваших задачах. Многие слышали о нейросетях и BigData, но не все действительно умеют ими пользоваться. 
  2. Изучите кейсы. Не экономьте время на знакомстве с кейсами, а также не стесняйтесь спрашивать рекомендации. Просите организовать встречу с клиентами для профильных референсов. 
  3. Тестируйте решение на реальных данных. Действуйте в логике MVP. Профессиональные разработчики решений для b2b нормально относятся к тестам и «пилотным» внедрениям.
  4. Запросите релизы обновлений IT-решения за последний год. Это покажет, как развивается продукт. 
  5. Проведите юридическую и репутационную экспертизу компании поставщика решения. Опыт основателей, сколько человек в штате, размер выручки и налоговых отчислений, наличие судебных споров.
  6. Интересуйтесь опытом проектной команды. Экспертность компании во многом складывается из компетенций конкретных сотрудников.
  7. Присмотритесь к молодым компаниям. У многих известных IT-брендов, которые десятки лет на рынке, решения написаны на устаревших  языках программирования. Это затрудняет интеграции с современными разработками. У молодых компаний есть преимущество в том, что они написаны на современных технологических стеках.

Фото на обложке: Pressmaster/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Милти» запустила сервис доставки рационов питания
  2. 2 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  3. 3 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании
  4. 4 Высокая конкуренция, низкий чек. Что будет с рынком доставки во второй половине 2023 года
  5. 5 Как в 2023 году платить банку за ВЭД меньше
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти