Константин Штейнберг, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса, кандидат экономических наук, объясняет, что такое должную осмотрительность, зачем ее проявлять и как за счет этого можно снизить риск получения претензий со стороны налоговиков.
Должная осмотрительность – о чем это?
Более 10 лет прошло с тех пор, как Пленум Высшего арбитражного суда РФ упомянул, что компаниям необходимо действовать с «должной осмотрительностью» в отношении своих партнеров по сделкам. Под этим понимается комплекс мер и действий, направленных на получение необходимой и достоверной информации о потенциальном партнере.
В противном случае, если должная осмотрительность компанией не проявлена, налоговики могут сделать вывод о получении необоснованной налоговой выгоды и, как следствие, доначислить налоги и применить санкции (штрафы, пени).
Как же все‒таки проявить должную осмотрительность и за счет этого снизить риск получения претензий со стороны налоговиков?
Строгих ограничений в проявлении должной осмотрительности нет, поэтому компания может использовать все законные возможности, которые у нее есть.
В этой статье отражен базовый набор действий по проявлению должной осмотрительности.
В первую очередь следует воспользоваться отдельными электронными сервисами налоговой службы, которые размещены на ее официальном сайте. Перед началом использования достаточно знать ИНН партнера.
Для проверки подойдут следующие сервисы
- Выписка из реестра юридических лиц: https://egrul.nalog.ru/
- Физические лица, которые являются «массовыми» руководителями или учредителями: https://service.nalog.ru/mru.do
- Количество компаний, зарегистрированных по адресу контрагента: https://service.nalog.ru/addrfind.do
- Лица, с которыми отсутствует связь по указанному ими адресу: https://service.nalog.ru/baddr.do
- Наличие или отсутствие задолженности: https://service.nalog.ru/zd.do
- Решения о ликвидации, реорганизации: http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/
- Недействительные ИНН юридических лиц: https://www.nalog.ru/rn77/service/invalid_inn_ul/
- Выписка из единого реестра малого и среднего предпринимательства: https://rmsp.nalog.ru/
- Лица, в отношении которых судом установлен факт невозможности осуществления ими руководства в организации: https://service.nalog.ru/svl.do
В перспективе на сайте налоговой службы появится информация о сумме недоимки и задолженности по пеням и штрафам, о среднесписочной численности работников за год, об уплаченных компанией суммах налогов и сборов, а также о суммах доходов и расходов по данным.
Руководство к действию
- Полученную информацию о партнере необходимо скачать (сделать снимок экрана) из вышеупомянутых ресурсов и сохранить на компьютере или распечатать.
- На части документов будет указана дата получения информации.
- В случае если делается снимок экрана, убедитесь, что на нем также отражена дата. Идеально, чтобы дата проверки предшествовала дате заключения договора с будущим партнером.
- Далее, в случае если налоговый орган предъявляет компании претензии в отношении недобросовестности контрагента, сохраненные документы могут быть использованы в качестве доказательства проявления должной осмотрительности.
Еще о ресурсах
Следующим ресурсом для получения информации о партнере может быть банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов.
Банк данных приставов позволяет по названию компании узнать о наличии у нее исполнительных производств (номер, дата возбуждения) и связанную с этим информацию.
А напоследок, для тех, кто не скупится и готов потратить деньги на профессиональное решение, существует информационная база СПАРК. Помимо уже упомянутых сведений в СПАРКе найдется информацию об аффилированности партнера, о смене налоговых инспекций, а такие параметры, как должая осмотрительность, финансовый риск и платежная дисциплина будут рассчитаны и отражены в показателе индекса (светофор).
Лайфхак
Если компания примет внутренний документ по соблюдению должной осмотрительности, то это обеспечит его соблюдение всеми уполномоченными сотрудниками. Документ будет также служить дополнительным аргументом в пользу компании при диалоге с налоговым органом.
Риски снижены
Наличие в компании выработанной стратегии по проявлению должной осмотрительности, а также обладание информацией о будущем партнере, которая заблаговременно (перед заключением сделки) получена из официальных источников может, позволяет снизить риски возникновения претензий со стороны налоговых органов.
Такая информация также может найти применение в рамках судебного процесса.
Uber и «Яндекс.Такси» могут получить право на сбор налогов с водителей
Tesla добилась компенсации в $100 тысяч от стартапа своего бывшего сотрудника
ФАС назвала новые критерии плановых проверок бизнеса
Зачем Kickstarter радикально изменил свою бизнес-модель: разбор полетов
Топ-менеджер «Мегафона» подал в суд на Apple из-за гигабайтов
«Стартаперы – народ финансово безграмотный». Как избежать ошибок на старте
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025