Top.Mail.Ru
Колонки

Мобильные платежи + программы лояльности = профит для бизнеса

Колонки
Дмитрий Злоказов
Дмитрий Злоказов

Исполнительный директор Plazius

Дмитрий Злоказов

Исполнительный директор Plazius Дмитрий Злоказов написал колонку, в которой рассуждает, как выглядит мир без наличных денег и карт лояльности.

Мобильные платежи + программы лояльности = профит для бизнеса

Мобильные платежи в офлайн-ритейле — один из самых горячих технологических трендов. Почти в каждом проданном смартфоне реализована одна из технологий мобильного платежа — Apple Pay, Android Pay или Samsung Pay. Разработчики всех трех технологий активно развивают направление, подключая к нему все больше финансовых институтов и торговых сетей.

Российскому рынку еще предстоит выбрать конкретную конфигурацию используемых решений, но уже сейчас все представители ритейла, банков, ИТ, с которыми я работаю, сходятся во мнении: через N лет в нашем кармане вместо вороха банкнот и кусочков пластика будет лишь один предмет — смартфон.

Apple Pay появился меньше двух лет назад, но используемые в нем протоколы NFC существуют уже больше 10 лет. Столько же лет утверждению из предыдущего абзаца — но мы, гики-технократы, все ждем и ждем. Даже если сбудется прогноз роста мобильных транзакций на 210% в 2016 году, их доля в общем потреблении едва ли составит 0,5%. Логичное объяснение: пока нет повсеместного проникновения совместимых с мобильным платежом POS-терминалов, людям все равно нужно брать с собой кэш и/или пластик. А достать из кармана телефон — не сильно проще, чем банкноту или банковскую карту.


Что ускорило проникновение мобильных платежей

С другой стороны, есть «Старбакс», где доля мобильных платежей достигает 21% от общего количества транзакций. В «Старбаксе» поняли, что «сеть кофеен» и «сеть кофеен, подсадившая миллионы людей на свои мобильные сервисы» — два разных уровня капитализации.

Каким образом «Старбакс» превысил среднерыночный уровень проникновения мобильных платежей в 40 раз? Все очень просто: он дал покупателю взятку. Мобильный платеж был запущен в связке с программой лояльности: нескольких бонусных баллов оказалось достаточно, чтобы каждый пятый гость начал платить смартфоном, а «Старбакс» получил прямой канал коммуникации со своими покупателями.

Конвергенция мобильных платежей и программ лояльности — мощный тренд

Особенно с выходом поколения Y на арену потребления. Милленниалы более отзывчивы к мобильным спецпредложениям чем бэби-бумеры (62% против 39%). Бизнес вступит в борьбу за новое поколение, и маркетологи будут выкидывать в mobile самые интересные офферы и акции.

Наличие мобильного платежа повысит эффективность этих акций: миллениал живёт здесь и сейчас — если он не может принять участие в акции сразу, велик шанс, что больше он к ней не вернётся.


Мобильные платежи и будущее маркетинга

Представим, что 20-летняя Ася поднимается на эскалаторе в одном из торговых центров. У Аси на смартфоне стоит приложение бренда молодежных аксессуаров. Эпп увидит, что геолокация Аси совпадает с местоположением молла, где у бренда есть свой магазин, и отправит Асе push-уведомление: «Зайди к нам и получи скидку 10%». Ася уже рядом, и наличие вкусного предложения значительно повысит вероятность ее визита в магазин аксессуаров…

А теперь представьте, что это push-уведомление выглядит так: «Наш магазин на 2 этаже. Купи купон на скидку 30% за 300 руб!» По экономике сделки для магазина оба предложения одинаковы. Отличие второго предложения в том, что перед Асей возникает порог входа. Тем не менее, если она купит купон, то посетит магазин и совершит покупку с гораздо большей конверсией.

В таких ситуациях мобильные платежи станут важнейшим элементом маркетингового микса. Чем бесшовнее и эргономичнее процесс покупки, тем ниже порог входа — то есть удобный мобильный платёж увеличит конверсию с акции.

В результате кафе и магазины получают более эффективный маркетинговый канал. А потребители — выгоду от покупок.


Платежи отделятся от карт

Западные аналитики подтверждают необходимость добавить мобильным платежам какую-то дополнительную ценность: «Большинство мобильных кошельков сейчас являются не более чем суррогатами пластиковой карты, поверхностным повторением того, что уже есть. Это слабо стимулирует владельцев кафе и ресторанов развивать свою инфраструктуру, а потребителей — менять укоренившиеся покупательские привычки».

С этим пониманием западный рынок начал развивать мобильные платежи в связке с лояльностью. Возможность сохранять как банковские карты (для оплат), так и дисконтные (для скидок) усилит привычку пользователя. Примеры из мировой практики:



Российский опыт

В России тоже есть примеры использования технологий на стыке мобильных платежей и программ лояльности.

Один из наших клиентов, сеть кофеен «Кофе Хауз», предлагает гостям не ждать официанта, сделать мобильный платеж через Plazius и заодно получить за это бонусные баллы. Чем больше покупок, тем больше процент баллов, которые «Кофе Хауз» дарит своим посетителям.

Использование смартфона в качестве канала коммуникации помогает «Кофе Хаузу» ясно донести эти механики до посетителей: вспомните, как тяжело разобраться в сложных бонусных механиках, глядя на магазинную витрину с желтыми, зелеными и синими ценниками с обычной пластиковой картой на руках. Кроме того, сервисы вроде мобильного платежа помогают «Кофе Хауз» привлечь продвинутую аудиторию.

Ритейл прекрасно понимает, как важно завоевать лояльность такой аудитории: увеличив удержание клиентов всего на 5%, бизнес в среднем увеличивает свою прибыль на 25-95%. Это подтверждают исследования: вероятность продать новому лиду составляет 5-20%, вероятность продать текущему клиенту — 60-70%. Разумеется, это «средняя температура по больнице», но эти цифры подтверждают, что работа с лояльным ядром потребителей окупится сторицей.

Скоро у нас в кармане вместо кошельков и карточек будет лишь один предмет — наш смартфон. Платежи и коммуникации с розничным бизнесом мы будем совершать через него.

И серьезное рыночное преимущество получат те компании, которые первыми начнут использовать телефон потребителя и технологии как средство познакомиться и наладить контакт.

Фото на обложке: Unsplash


Материалы по теме:

Будущее наступило. И правят тут – данные

В какие платформы онлайн-займов инвестировать?

Как ИТ меняет банковский сектор: 7 новых трендов

Поколение Y хочет освоить краудинвестинг

12 самых интересных финтех-стартапов прямиком из Лондона

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 8 ошибок клиентов, которые больше всего бесят бариста в «Старбаксе»
  2. 2 Почему ваша программа лояльности не работает: 5 причин
  3. 3 10 ошибок при запуске программы лояльности в ритейле
  4. 4 6 шагов, которые сделают программу лояльности уникальной
  5. 5 Что раздражает пользователей в программах лояльности и как это исправить
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше