Колонки

Внутренний туризм: пять правил для развития локального бизнеса

Колонки
Юлия Уваркина
Юлия Уваркина

Владелица природного парка «Кудыкина Гора»

Анастасия Удальцова

В послепандемийный период популярность внутреннего туризма выросла на 15-20%. В 2022 году этот показатель увеличился втрое: по данным Ozon Travel более 70% россиян этим летом путешествуют внутри России.

Создание бизнеса в этой сфере по европейским стандартам напрямую зависит от большого числа факторов. Юлия Уваркина, владелица крупнейшего туристического объекта Липецкой области, — природного парка чудес «Кудыкина Гора» — рассказала о ключевых правилах развития успешного туристического бизнеса в России.

Внутренний туризм: пять правил для развития локального бизнеса
Присоединиться

Содержание:

Последнее исследование ВЦИОМ подтверждает, что почти каждый второй за последние пять лет хотя бы раз проводил отпуск в других регионах России (48%), каждый третий совершал туристические поездки по стране неоднократно (33%), 15% — единожды. 

Наибольший интерес к внутреннему туризму в этом году демонстрируют молодые люди 18–34 лет (60%) и жители обеих столиц (71%), а поездку в другой город или село намерены совершить 14% респондентов — максимальное значение с 2018 года.

Востребованность и доступность туризма внутри страны стабильно растет, поэтому сейчас особенно есть смысл развивать traveltech-бизнес.

 

Правило №1: постройте стратегию развития проекта на год, пять и десять лет

Основа создания и развития любой бизнес-идеи — стратегия проекта с планом на год, пять или десять лет с зонами роста, анализом конкурентных объектов и форматами монетизации.

Для ее формирования важно проанализировать работу похожих по формату проектов в России и за рубежом, изучить их способы монетизации.

Затем важно определить финансовые критерии эффективности и разработать план по монетизации территории: например, через развитие инфраструктуры и создание карты объекта, которая выстраивается с учетом бизнес-задач.

Грамотный бизнес-план можно составить самостоятельно, учитывая конкурентный опыт, или обратиться за помощью специалиста. 

 

Личный опыт

Мы определили нашу бизнес-модель на основе анализа российских и зарубежных проектов. Ею стало создание коммерческих объектов на территории бесплатного парка (ресторанный комплекс, гостевые дома, баня).

На старте мы планировали увеличить доходность минимум в два раза, чтобы добиться самоокупаемости, и в три раза, чтобы получать прибыль.

С открытием ресторанного комплекса выручка увеличилась вдвое (сейчас это около 50% от общего дохода).

Нам вовремя удалось понять, что нужно работать с разными категориями посетителей.

Для этого мы разработали три опции питания в парке: стрит-фуд, кафе, ресторан — на данный момент это наш самый большой реализованный бизнес-кейс. 


Читайте по теме: «Гастропиар мертв». Как открыть ресторан в регионе и не прогореть


Конечно, оценивая проект на старте, невозможно предусмотреть все: нашей проблемой стала неверно рассчитанная вместимость объектов.

В 2016 году сложно было представить такое стремительное развитие внутреннего туризма за последние пять лет, и мы проектировали здания под численный поток 2016-2017 годов. Сейчас спрос превышает предложение, поэтому мы продолжаем строительство новых объектов. 

Главная рекомендация: разработайте бизнес-план по развитию проекта на год, пять и десять лет, исходя из анализа рынка и конкурентных преимуществ. 

 

Правило №2: определите факторы инвестиционной привлекательности вашего бизнеса

Самый важный актив для создания и развития любого бизнеса — материальный.

Не всегда крупные траты можно покрыть самостоятельно, поэтому нужно создавать объект, привлекательный для сторонних вложений.

Важно уметь презентовать его сильные стороны. Что может быть важно для инвестора? Например, это может быть расположение туристического объекта, наличие квалифицированного персонала, прогноз окупаемости.

Стоит учитывать уровень сервиса и репутацию бренда, положение на рынке и возможности для дальнейшего развития проекта. 

Определите все возможные опции и выделите среди них те, которые могут стать причиной для инвестирования именно в ваш бизнес.

Следующий шаг — активное развитие этих направлений и нивелирование слабых сторон, которые могут повлиять на сумму вклада или согласие инвестора. 

 

Личный опыт

Мы не привлекали сторонние инвестиции, однако сейчас в России практически невозможно создать успешный туристический проект без крупных вложений.

Если бы мы сейчас рассматривали привлечение инвестиций для парка, слабой стороной была бы дальность расположения от крупных городов, а среди сильных — собственная команда строителей, уже сформированный бренд парка, активный туристический поток и перспективы его наращивания.

Еще один бонус для партнеров — прозрачные финансовые отношения, ответственность и платежи в срок. 

Главная рекомендация: четко сформулируйте сильные стороны своего бизнеса перед презентацией инвестору — это увеличит шансы на привлечение сторонних вложений. 

 

Правило №3: комплексно развивайте проект — от инфраструктуры и логистики до PR

Туристический бизнес не может развиваться только в одном направлении. Индустрия туризма диктует свои правила, и собственнику необходимо заниматься комплексным продвижением своего бизнеса.

Первое — это логистика, так как при работе с объектом индустрии туризма необходимо предусмотреть различные варианты доступа к нему из близлежащих и дальних городов.

Как правило, это автобусы, железнодорожные пути, авиасообщение. Но все же самым активным является автопоток, поэтому необходимо предусмотреть парковки на территории, а на этапе выбора места для строительства объекта изучить состояние дорог на пути к нему. 

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Второе — развитие инфраструктуры, отвечающей запросу целевой аудитории проекта (строительство развлекательных объектов, гостиничных комплексов, пунктов питания).

Инфраструктура невозможна без достойного сервиса: необходимо обучать сотрудников и эффективно работать с обратной связью. 

Последний фактор — это PR, регулярное ведение социальных сетей и присутствие в медиаполе.

При продвижении туробъекта может помочь и ивент-менеджмент: например, привлечение гостей через мероприятия на территории объекта.

Успех работы во многом зависит от грамотно выбранных инструментов (реклама, событийный PR, публикации в СМИ).

 

Личный опыт

Логистика для нас — тяжелая проблема: без пересадок добраться до нас можно только на личном транспорте. Поэтому приоритетным стало налаживание прямых рейсовых автобусов из близлежащих городов.

Но автобусы не набирали пассажиров даже в выходные. Значит, у гостей все же нет такой потребности, и им гораздо удобнее доехать на своем транспорте. То есть, с одной стороны логистика не до конца развита, но, с другой — не требует усилий для расширения. 

Для развития инфраструктуры мы оборудовали хорошие дороги на территории, по которым комфортно передвигаться с коляской, на велосипеде, на самокате и продумали удобства для людей с ограниченными возможностями.

Построили ресторанный комплекс, гостевые дома и кемпинг, добавили всесезонные активности. 

Мы активно работаем над ростом уровня обслуживания: за каждым объектом у нас закреплены руководители, и я сама вовлечена в работу.

Раньше я вела социальные сети самостоятельно, а сейчас делегирую специалисту, но просматриваю директ и советую, как правильно реагировать на отзывы. Долгое время мы продвигали парк через фестивали, аудитория которых после приезжала для обычного отдыха. 

Главная рекомендация: занимайтесь совершенствованием объекта по всем направлениям, учитывая боли и потребности целевой аудитории. 

 

Правило №4: используйте обратную связь от гостей как инструмент для улучшения работы

Общение с аудиторией и умение предугадывать ее потребности — важный навык любого предпринимателя. Если предприниматель игнорирует негативные отзывы клиентов, он не использует возможность стать лучше.

Как получить обратную связь и обработать ее?

Используйте разные источники: социальные сети, горячую линию, карты, поисковые системы и сайты с отзывами.

Получив комментарий, необходимо быстро и объективно обработать его: ответить гостю, а затем передать отклик ответственному сотруднику, чтобы устранить ошибку или отметить положительный результат.

 

Личный опыт

Мы работаем с обратной связью в нескольких форматах: спрашиваем впечатления сразу на территории парка, получаем информацию от колл-центра и комментарии в социальных сетях.

До ребрендинга гостями парка были люди, настроенные на потребительское отношение, ведь у нас бесплатный, благотворительный проект. Гости приезжали к нам для получения эмоций, зная, что им ничего не нужно отдавать взамен.

Но более правильное описание парка — социально ориентированный, его основная миссия — взаимодействие человека и природы.

Последние несколько лет мы стараемся сформировать образ благодарного, открытого гостя, который разделяет наши ценности, уважает правила парка и умеет не только «брать», но и «отдавать» ресурсы (время, эмоции, денежные средства).

Этому способствует работа персонала с гостями, взаимодействие с аудиторией в социальных сетях, транслирование позиционирования и правил на наружных рекламных элементах.

Сейчас положительный отзыв для нас — норма, а отрицательный — исключение. В этом и состоит задача развития любого успешного туристического объекта.

Главная рекомендация: анализируйте отзывы аудитории — это ваш главный помощник в развитии бизнеса. 

 

Правило №5: научитесь оценивать риски и управлять ими

Туристическая сфера подвержена рискам как и любая другая: какие-то зависят от владельцев бизнеса и их можно избежать, другие — лишь нивелировать.

Руководитель проекта должен учитывать кризисные ситуации при построении бизнес-плана и развивать свой бизнес мобильным, то есть уметь «разворачивать» и «сворачивать» мощности в зависимости от условий.


Читайте также: Как аромамаркетинг помогает туриндустрии управлять поведением и впечатлениями клиентов


Риски туристического бизнеса во многом зависят от сезонности, поэтому необходимо адаптировать персонал, затраты и территорию к работе в разных условиях.

Например, в несезон привлекайте туристов спецпредложениями.

Еще одной составляющей для выживания в кризис является работа с персоналом: владелец должен стимулировать сотрудников к росту и давать больше ответственности.

 

Личный опыт

Один из крупнейших кризисов для туризма — работа в пандемию. Тогда мы полностью закрыли свой объект на месяц, а далее пытались компенсировать паузу возросшим потоком российских туристов.

Для нивелирования сезонных рисков мы «продаем» идею ежедневного удовольствия: рассказываем гостю, что можно приехать в парк осенью — в дождь и грязь, но его будет ждать ужин в ресторане, баня и отдых в доме с панорамным видом.

Мы следим за уровнем обслуживания: для нас приоритетно не увеличение числа сотрудников, а оптимизация текущего состава и повышение производительности труда. 

Главная рекомендация: будьте готовы к рискам и сохраняйте мобильность бизнеса для выхода из кризисной ситуации. 

 

Вывод

Для качественного развития туристического бизнеса важно учитывать множество факторов.

Комплексный подход, следование позиционированию, анализ трендов внутреннего рынка и готовность к рискам помогут выстроить успешную систему для развития дела. 

Как руководитель я определила для себя необходимость делегирования рутинных задач. Потому что бизнес не сможет расти, если его идеолог и владелец не будет саморазвиваться.

Делегирование позволяет более углубленно заниматься стратегией развития и работать над будущими проектами, чтобы мой парк опережал потребности аудитории минимум на десять лет.


Иллюстрации и фото на обложке предоставлены автором.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Объем продаж предпринимателей на Ozon в России вырос в 2,5 раза в 2023 году
  2. 2 Как отелю грамотно выйти на новый регион для открытия филиала
  3. 3 Как организовать собственное производство косметики
  4. 4 Как самостоятельно открыть VR-клуб
  5. 5 «За деньги — да»: зачем бизнесу переезжать внутри России
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти