Лень, ложь, ЗОЖ – рейтинг типичных ошибок новичка в FoodTech

Антон Смирнов

Основатель сети производств натуральных соков и смузи Detox Pro

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко
Антон Смирнов

Здоровое питание – один из очевидных трендов последнего времени в малом бизнесе. Ещё лет 5 назад на вегетарианцев в России смотрели как на людей со странностями, а сегодня в Москве с огромной скоростью появляются вегетарианские кафе и рестораны, сервисы по доставке натуральных продуктов. 

Антон Смирнов, основатель сети производств натуральных соков и смузи Detox Pro, уверен, что эта тенденция будет только прогрессировать. Он рассказал, как заработать на волне всеобщей любви к полезному.

Свободная ниша

Рынок смузи, соков и детокс-питания, так популярный в США и Европе, в большинстве регионов России ещё не представлен вовсе. По сути, это свободная ниша для всех, кто хочет заниматься малым бизнесом и выбирает для себя наиболее перспективные продукты.


Наша компания специализируется на разработке технологий производства натуральных продуктов питания. Весь наш опыт в сфере производства натуральных смузи, соков, орехового молока, продуктов и десертов для здорового питания мы продаём в формате франшизы. За 1,5 года наши производства открылись более чем в 50 городах в 4 странах мира.


Проанализировав опыт наших франчайзи, мы пришли к выводу, что каждый пятый в течение 6 месяцев закрывается либо, купив франшизу, не открывается вовсе. 


Мы составили рейтинг «типичных» ошибок, которые часто допускают на этапе запуска бизнеса. Для начала их перечислим:


  1. Купил франшизу, но не смог начать работу.
  2. Быстро окупился, споткнулся о сезонный спад продаж и растерялся.
  3. Не смог делегировать исполнение.
  4. Потерял связь с клиентом.
  5. Завис на одном канале продвижения.


Ошибка 1. Купил франшизу, но не смог начать работу


К сожалению, по статистике, порядка 20% франчайзи, купив франшизу:

  • либо не открываются вовсе,
  • либо закрываются, столкнувшись с первыми же трудностями.

Главная причина этого – как лень и ложные ожидания, так и нежелание развивать своё мастерство в выбранном направлении.


Лень и ложные ожидания


Франшиза – действительно, оптимальная модель для новичка, решившего попробовать себя в бизнесе. Понятны, многократно протестированы и профессионально прописаны все бизнес-процессы, техники обхода подводных камней, всегда можно обратиться к опыту других франчайзи в решении возникающих трудностей.


Некоторые люди пребывают в иллюзии, что покупка франшизы полностью избавляет от необходимости строить сам бизнес – можно лениво вложить деньги и получать доход. Это не так.


Франшиза избавляет вас от необходимости придумывать и «упаковывать» сам продукт, набивать шишки в процессе выстраивания ключевых бизнес-процессов, создавать бренд и нарабатывать его репутацию.


Эти процедуры весьма затратны как по времени, так по и финансам, поэтому купить готовый продукт и технологии его сбыта в формате франшизы – хорошее решение. Однако формировать клиентскую базу, искать новые каналы продвижения и роста в своём городе, постоянно повышать свою экспертность в выбранной сфере должен сам франчайзи. С клиентами нужно работать, нужно создавать для них реальную ценность, чтобы они возвращались к вам снова и снова.


Выбор такой ниши, как здоровое питание, должен быть основан не на стремлении быстро заработать на модном продукте, а на желании самостоятельно развиваться в этом направлении.


Наша практика показывает, что наиболее успешные франчайзи сами ведут здоровый образ жизни, регулярно пьют соки и смузи собственного производства и ощущают результат на себе. Это даёт полную уверенность в качестве и эффективности своего продукта. Если вы знаете свой продукт и верите в него, то и покупатели вам поверят. Останется только улучшать сервис.


Ошибка 2. Быстро окупился, споткнулся о сезонный спад продаж и растерялся


Обычно после принятия решения о запуске бизнеса франчайзи испытывают огромный эмоциональный подъем, поэтому старт производства происходит в максимально сжатые сроки. По нашему опыту запуск бизнеса по франшизе Detox Pro занимает в среднем 2-3 недели.


Первые месяцы работа идет на энтузиазме: тестирование рецептов, наполнение контентом социальных сетей, первые довольные клиенты и отзывы. На этом этапе высока как мотивация успешно запустить проект, так и желание быстро окупить вложения.


Наши самые активные франчайзи смогли окупить вложения и получить чистую прибыль, уже с третьего месяца после запуска франшизы. Но на волне достигнутого успеха – начинают делать ошибки.


Получив первую прибыль, многие расслабляются, и всё меньше внимания уделяют продвижению, освоению новых источников трафика и работе с базой постоянных клиентов. Вместе с тем, когда наступает сезонный спад (для многих бизнесов традиционно это летний период), спрос заметно снижается.


Как известно, это не только экономически сложное время, но еще и психологическое испытание для молодого проекта. Начинаются судорожные метания по поиску методов увеличения продаж, нередко принимаются поспешные решения, рекламный бюджет тратится неэффективно.



Лайфхаки. Как преодолеть кризис и выплатить долги

Причина

В низкий сезон (летом) мы по неопытности подняли цену. Резкое снижение количества заказов списали на сезонный спад. В сентябре ситуация не улучшилась, и мы начали разбираться в причинах и обнаружили, что за это время некоторые из наших конкурентов изменили программы и цены. И наше предложение оказалось просто неконкурентоспособным.


Решение

Мы изменили ценовую политику и сформулировали более привлекательное предложение, настроили дополнительные каналы привлечения трафика.


Результат

Изменения в количестве заказов произошли сразу. Уже со следующего месяца мы стали работать в плюс. Теперь мы очень внимательно следим за конкурентами и перед любыми изменениями проводим тщательную аналитику.


Совет: как пережить сезонный спад

Летом, когда клиенты разъезжаются в отпуска, во всех городах мы отмечаем снижение продаж. В этот период мы рекомендуем:

  • Снизить активность платных источников трафика, направленных на привлечение новых клиентов,
  • Сделать ставку на работу с базой постоянных клиентов – сформулировать специальные ценовые предложения,
  • Запустить летние напитки на основе сезонных фруктов и свежих ягод,
  • Оповестить об этих специальных акциях всю базу посредством email-рассылки.

Практика показала, что постоянные клиенты, уже оценившие эффект от разгрузочных дней на наших соках, позволят без лишних рекламных расходов пережить летнее затишье.



Ошибка 3. Не смог делегировать исполнение


Нередко первые 6 месяцев, пока постоянная клиентская база ещё только формируется, франчайзи выполняют все задачи самостоятельно. С появлением стабильной прибыли и, соответственно, возможности делегировать ключевые бизнес-процессы, далеко не каждый решается нанимать сотрудников.


В результате денег в компании, вроде бы, много, но при этом работа превращается в постоянный стресс – выполнять все задачи в одиночку уже невозможно, всё чаще случаются ошибки, теряется качество.


Нужно преодолеть страх найма сотрудников и на этом этапе передать полномочия, чтобы высвободить время для улучшения сервиса, а также заняться поиском новых точек роста бизнеса. Закрепив функционал каждого сотрудника, обязательно необходимо провести их обучение.


Первое время нужно тщательно контролировать качество готового продукта, однако впоследствии при грамотном построении системы мотивации, сотрудники будут сами отвечать за качество каждый на своём участке.


Ошибка 4. Потерял связь с клиентом


Главное звено в любом бизнесе – клиент. Важно не только его привлечь, но и удержать. Нередко, уже имея постоянную клиентскую базу, франчайзи с ней не работают, заведомо лишаясь как обратной связи, так и важного канала продвижения своего продукта среди потенциальной целевой аудитории.


Не стоит бояться попросить у постоянного клиента отзыв – он вам уже доверяет, поэтому сделать рекомендацию друзьям его не затруднит. Кроме того, предложите «угостить» его за честный отзыв.


Опыт показывает, что за отзывами идут заказы. Мы сделали интересное наблюдение – если новому клиенту позвонить на следующий день после детокс-программы и просто поинтересоваться, все ли соки понравились, то очень многие делают новый заказ на следующую неделю, постепенно переходя в статус «постоянных» клиентов. Высокий уровень сервиса и реальная заинтересованность в потребностях покупателя являются главным конкурентным преимуществом в бизнесе.


Совет: как получить первых клиентов

О клиентах стоит думать не после, а до старта продаж. Мы рекомендуем за месяц до старта запустить активность в социальных сетях – расскажите о своем продукте, начните принимать предзаказы и поощряйте людей за отклик. «Сарафанное радио» в этом бизнесе, бесспорно, работает. Стоит помнить, что первые клиенты чаще других остаются постоянными.


Ошика 5. Завис на одном канале продвижения


Одна из ключевых ошибок – упор на один канал продвижения. Например, некоторые франчайзи продвигаются только через Инстаграм. Да, он может приносить вам немало клиентов, однако:

  1. Эффективность его может внезапно пойти на спад,
  2. Другие каналы могут оказаться еще более эффективными, но вы об этом не узнаете, пока их протестируете.

Нередко встречается и другая крайность – распыление внимания по всем возможным каналам продвижения без детальной проработки. Итог такой деятельности – бюджет тратится неэффективно, так как сформировать действительно рабочие каналы трафика при таком поверхностном подходе почти невозможно.


Еще одна ошибка – страх заявить о себе громко в своем городе: делать презентации и создавать договоренности о сотрудничестве с различными точками продаж, принимать участие в городских массовых мероприятиях.


Сначала настройте первый рабочий канал продвижения. В нашем бизнесе по соотношению затрат и эффективности лучше всего начать с аккаунта Инастаграм. После того как вы набрали достаточное количество подписчиков и начали получать стабильный поток клиентов, переходите к тестированию новых каналов, например – контекстной рекламы, партнёрства с магазинами здорового питания и фитнес-клубами, дегустации и участие в тематических мероприятиях.


Совет: какие каналы продвижения детокс-соков не работают

Однозначно не стоит ждать результата, например, от контекстной рекламы по запросам с прямым упоминанием продукта в регионах, где рынок ещё не сформирован.


Если люди в Йошкар-Оле не ищут в Яндексе «детокс-соки», значит, никакого смысла давать рекламу по таким запросам в этом регионе нет. Что же делать?


Использовать немного другие инструменты – рекламную сеть Яндекса и контекстно-медийную сеть Google. Эти инструменты позволят показывать рекламу по всему спектру запросов, связанных со здоровым образом жизни.


Совет: как сделать, чтобы люди заметили ваш Инстаграм и начали подписываться


Для этого ваше предложение должно как минимум попасться им на глаза. Это можно сделать бесплатно – разыщите все инстаграм-аккаунты фитнес-клубов, центров йоги, магазинов здорового питания, СПА-салонов, салонов красоты. И начните систематически подписывать на их подписчиков.


В отличие от механической накрутки это позволит заинтересовать не только аккаунты магазинов и ботов, но и отобрать в ручном режиме реальных людей, которые живут в вашем городе и интересуются здоровым питанием и образом жизни.


Материалы по теме:

Зачем врут продавцы франшиз: сколько на самом деле стоит открыть бизнес

Как понять, что франшиза — фейк

Как построить франчайзинговую сеть за рубежом: 5 принципов

Чек-лист: выбираем франчайзингового консультанта

Что мы поняли, когда решили запустить франшизу

Франшиза VS вендинг – что выгоднее?



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Bank.Bot — 2017: банковские чат-боты и робоэдвайзинг
22 августа 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase