Виктория Кравченко

Зачем врут продавцы франшиз: сколько на самом деле стоит открыть бизнес

Заплатил за франшизу, получил пакет документов, арендовал помещение – проект взлетел. Это же не стартап, это франшиза – тут не надо особо трудиться, чтобы поднять бизнес. У многих именно такое представление о франчайзинге. 

Дарья Тимощук, основатель международной сети англоязычных центров раннего развития SmartFox, рассказала, откуда такие представления о франчайзинге, и на своём примере показала, сколько на самом деле стоит открыть бизнес.


История о том, как людям не стыдно обманывать людей



Месяц назад мне радостно пишет мой директор по франчайзингу:

– Она готова подписывать договор, уже нашла помещение под центр.

– Стоп. По порядку. Какое помещение?

– 90 квадратов, планировка в порядке. Ремонт они с мужем сделают сами, без лишних затрат.
– А сколько у них денег на затраты?

– 600 тысяч – городок маленький, аренда недорогая, раскрутятся быстро, денег хватит, в ремонт вкладываться не надо. Вокруг конкурентов особо нет, только садик через дорогу.

– Лёш, ну ты даёшь, я чуть со стула не упала. Какие 600 тысяч с арендой отдельного помещения? Я уже вижу, как она закрывается через месяц, или даже не успев открыться. Нам надо такое счастье? Что ж она про сумму молчала?

– Да ладно, ну неужели в таком маленьком городке не уложится в 600 тысяч?

– Ок, сейчас допью кофе и пойду писать подробный бизнес-план для модели Стандарт. По-моему, в моей финмодели на 20 вкладок не хватает двадцать первой. А ей пока скажи идти в садик через дорогу и договариваться о субаренде зала.


Всё ли так радужно во франчайзинге?


  • Многие люди мечтают открыть свой бизнес так, чтобы иметь стабильный доход, независимость, и ни перед кем не отчитываться.
  • Многие мамы, в том числе в декрете, мечтают открыть детский бизнес так, чтобы заниматься интересным делом, получать за это деньги и при этом быть рядом с ребёнком.
  • Многие предприниматели предлагают таким мамам, ничего не понимающим в бизнесе, готовые решения для максимально лёгкого и быстрого старта.

Франшиза детского центра с качественной образовательной программой и всесторонней поддержкой – это действительно хороший вариант для начинающего предпринимателя. И такие красивые цифры в презентациях франшиз – вложи вот столько, получи от нас всё на блюдечке и наслаждайся.


Но всё ли так просто?


Самостоятельно бросаться в «голубой» океан бизнеса (всегда хочется верить, что он ещё не алый), о котором ничего не знаешь, — это действительно очень сложно и дорого. Некоторые ошибки могут стоить бизнесмену миллионов рублей даже в таком, казалось бы, простом бизнесе, как детский центр.


Что кривить душой – я сама допустила столько ошибок, что вместо первоначально запланированных 2 млн рублей вложения вылились в 9!


Правда, в эту сумму вошло создание высококлассной программы и упаковка франшизы с полностью переработанной бизнес-моделью, позволяющей очень чётко распланировать вложения и гарантированно ограничить риски.


Я бы дорого заплатила в своё время за знания о том, как не надо делать, если бы понимала тогда ценность этих знаний. И гораздо тщательнее продумала бы бизнес-план, запланировав более высокие бюджеты на определённые статьи расходов, которые позволили бы сэкономить несколько миллионов по другим статьям...


В деятельности детского центра есть две основные, очень крупные составляющие, одинаково важные:

  • С одной стороны, это программа (её наличие или отсутствие) с массой вытекающих из неё вопросов, таких как зависимость от конкретных педагогов и кадровые риски, позиционирование, привязанности клиентов, необходимый реквизит.
  • С другой стороны, это финансово-юридическая и маркетинговая составляющая, а именно финансовое планирование, документооборот, готовность к прохождению проверок, скрипты, шаблоны, маркетинговые материалы.

Мне удалось объединить 3 в 1:

  1. Создать программу, приложить к ней собранную,
  2. Тщательно проработанную документарную базу,
  3. Найти бизнес-модель, позволяющую моим франчайзи начать детский бизнес с минимальными вложениями, полные затраты в этой модели составляют от 120 000 до 900 000 рублей.

Но это – не открытие самостоятельного центра, а лайт-версия в виде запуска программы на базе действующих детских учреждений или субаренды зала. Мы называем эту модель Mobi. Стандартный пакет, предполагающий открытие самостоятельного детского центра по франшизе, у нас тоже есть, только продаём мы его далеко не всем – мы готовы рассматривать для такой франшизы только партнёра, у которого точно для такого проекта есть достаточно денег и нет лишних иллюзий.

Почему 600 тысяч рублей вам не хватит?


У нас есть бизнес-план открытия детского центра, который я составляла для наших потенциальных франчайзи. С пессимистичным, средним и оптимистичным сценарием, для вариантов с открытием центра в отдельном помещении с одним, двумя или тремя залами, и с почасовой субарендой зала, и с моделью revenue share, в которой в качестве аренды выплачивается процент от выручки.


Адекватный, реалистичный бизнес-план, рассчитанный без прикрас, с максимально оптимизированным и бережливым подходом. Экономно, но не фантастично. Предоставляем мы его, кстати, бесплатно, хотя эта работа стоит немалых денег и опыта.


Я взяла этот бизнес-план и поэкспериментировала с цифрами, предположив абсолютно идеальный сценарий для Москвы, а именно:

  • Аренда – 100 тыс рублей за минимально возможную для детского центра площадь 60-100 кв. м. Это очень хорошая (действительно низкая) цена где-нибудь в спальном районе.
  • Вложения в ремонт – 0 рублей. Такое в принципе невозможно, поэтому предполагаем, что ремонтные работы проводятся не за ваш счёт: либо прямо перед вами из этого помещения съехал другой детский центр, предварительно сделав ремонт и не успев ничего «убить», либо арендодатель согласился взять ремонт на себя.
  • Нет расходов ни на покупку франшизы, ни на покупку конспектов уроков или любых других методических материалов – все педагоги клуба работают по собственной качественной программе (некачественная спровоцирует отток клиентов и отразится на финансовых показателях), никуда не уходят и не уводят за собой клиентов, не «звездят» (так как это приводит либо к уходу и оттоку клиентов, либо к вынужденному увеличению зарплаты, и в любом случае отражается на финансовых показателях).
  • Нет расходов на юридическое сопровождение – в клубе уже есть непонятно откуда шаблоны клиентского договора, договоров с сотрудниками, документации, которую необходимо вести по требованиям СЭС, Роспожнадзора и других контролирующих органов, документов по охране труда (всего порядка 200 документов). Отсутствие документации не предполагаем, штрафы повлияют на финансовые показатели и испортят идеальную картину.
  • Нет расходов на установку системы автоматического оповещения МЧС о пожаре, её уже установил за свой счёт располагавшийся здесь ранее детский центр или арендодатель конкретно под вас. Её отсутствие не предполагаем, так как требование для детских учреждений обязательное.
  • Владелец клуба сам является управляющим и не платит себе зарплату, ожидая прибыли. Администратор в клубе при этом есть, т.к. с первых же дней в клубе предполагается огромный поток клиентов, который владелец не в состоянии просто физически переварить одновременно с координацией юридических вопросов, рекламы, закупок и многих других вопросов.
  • Проведена супер налоговая оптимизация, таким образом, налоговые и прочие отчисления минимальны.
  • Во второй месяц с момента запуска вы выходите на самоокупаемость, набрав 90 учеников. Вложения в продвижение (включим сюда разработку сайта, логотипа и вывески, создание и наполнение групп в соцсетях, оффлайн-промоакции с разработкой и печатью промоматериалов и оплатой работы промоутеров, таргетированную рекламу, посты в районных сообществах): перед запуском 150 000 руб, в первые 2 месяца по 100 000. И даже не пытайтесь говорить мне о наборе 90 учеников в первые 2 месяца работы нового центра без имени с меньшими затратами на продвижение и «упаковку».

Даже при этих идеальных условиях, с минимальной арендой, вообще без затрат на ремонт и оборудование помещения в соответствии с нормами СЭС и Роспожнадзора, с простенькой, не световой вывеской, с покупкой простой недорогой мебели и самого необходимого базового реквизита без изысков, при наличии откуда-то взявшихся бесплатных юридических документов и готовой программы, с частично серыми зарплатами, при бесплатной работе управляющего, с выходом в прибыль 75 000 руб со второго месяца, размер вложений составляет 1 165 000 рублей. Возврат вложений при этом идеальном сценарии – 8 месяцев.


А теперь скажите мне: какова вероятность этого идеального сценария?

По моему нормальному бизнес-плану вложения в детский центр среднего класса с 2 залами для Москвы – 3,5 млн рублей (при условии адекватного рекламного бюджета, так как клиенты не берутся из воздуха, и в продвижение надо вкладываться), срок окупаемости вложений – 21 месяц. И это при условии ежемесячного предоставления доп. услуг, таких как проведение дней рождения, праздников, субаренда.

Что обещают продавцы франшиз?


Когда я открываю разделы о детском бизнесе в каталогах франшиз и смотрю на цифры, мне становится страшно. У меня шевелятся волосы на голове, правда.


Вот пример из презентации одной франшизы детского центра, раздел о сумме вложений:

  • 250 000 руб — вступительный взнос
  • 12 000 руб (6000 руб летом) — ежемесячный платёж
  • 50 000 руб — аренда помещения площадью 50-70 кв. метров
  • 100 000 руб — подготовка помещения к занятиям
  • 20 000 руб — локальная реклама (листовки, акции)
  • от 30 000 руб — зарплата сотрудников (за первый месяц)
  • Итого от 460 000 руб — объём инвестиций в регионах, и от 560 000 руб – в Москве.

Ау, ребят! Вы это серьёзно, да?

  • Арендовать помещение без депозита, без вложений в ремонт – ок, допустим, договорились с арендодателем (хотя я не знаю ни одного случая в истории, когда удалось бы снять помещение без депозита – его в лучшем случае можно отсрочить, разбить на 2 месяца, но вам не удастся исключить этот расход).
  • 100 000 рублей – подготовка помещения?! Если это возможно, я ничего не понимаю в этой жизни.
  • Рекламная кампания за 20 000 руб, обеспечивающая самоокупаемость (операционный ноль) детского центра с первого месяца?!Если вы раскроете мне секрет рекламного канала, за единоразовые 20 000 рублей обеспечивающего стабильную самоокупаемость детского центра с первого месяца работы, хотя бы с вероятностью 50%, я за эти сакральные знания заплачу вам миллион. Серьёзно.

В другой франшизе детского центра обещают инвестиции от 850 000 рублей (включая паушальный взнос 250 000, Карл!) и полный возврат инвестиций за один год. Комментировать не буду, смотрите расчёты выше.

И ведь это всё читают люди, ничего не понимающие в бизнесе, и ведутся на этот бред. Свято верят, что с указанной суммой построят бизнес, не понимая, во что ввязываются. Итог очевиден.

Зачем врать?


Где, позвольте узнать, вы взяли эти цифры – вложения в размере 500 000–800 000 рублей в Москве? Эта цифра невозможна даже в регионах.


Понятно, что все врут (с) – я давняя фанатка «Доктора Хауса», пересмотревшая в своё время запоем все сезоны – и эту истину хорошо усвоила. Но зачем ТАК врать? За этими деньгами стоят живые люди, семьи, судьбы.


Для многих эти вложения – то, что они копили всю жизнь, вкалывая от рассвета до заката, или еще хуже – займ, который они, разорившись, непонятно откуда будут выплачивать.


Зачем вам франчайзи, который закроется через месяц-два после старта, бросая тень на сеть и вашу репутацию? Найдите свою ЦА – людей, которые хотят открыть детский центр, у которых есть на это деньги. Ведь они есть. Бизнес-бизнесом, но есть какой-то предел наглости…


Прежде чем предложить какой-то вариант человеку, рассматривающему покупку франшизы, я выясняю, сколько у него денег на открытие бизнеса. Свободных, не заёмных. И если понимаю, что у будущего предпринимателя нет в доступе хотя бы 2 млн рублей в регионе или 3,5 млн рублей в Москве, я отказываюсь продавать ему стандартную франшизу (предполагающую открытие центра в отдельном помещении) и отговариваю его от открытия самостоятельного центра, показав бизнес-план с реалистичной картиной того, что его ждёт.


Это не значит, что я отговариваю таких людей от открытия детского бизнеса – я даю им альтернативу с субарендой зала и заранее известной, невысокой суммой вложений и фиксированными рисками. Абсолютно рабочую бизнес-модель, позволяющую спокойными темпами, без дополнительных рисков, окупить вложения, наработать клиентскую базу и далее думать о расширении бизнеса и переезде в отдельное помещение.


Бизнес делается для того, чтобы зарабатывать деньги. Но я за честный бизнес и взаимоуважение, а не за лихие 90-е.


Я всеми руками за франчайзинг – это действительно бесценный инструмент для новичков, помогающий сэкономить массу сил, времени и денег и избежать огромного количества ошибок. Но будьте внимательны при выборе франшизы, подходите к процессу с умом и считайте.


Не верьте цифрам, составляйте бизнес-план или берите готовый и подгоняйте под себя, просчитывайте риски и ваши возможности, и только потом принимайте решение.

Удачи вам в бизнесе!


Материалы по теме:

Как понять, что франшиза — фейк

Как построить франчайзинговую сеть за рубежом: 5 принципов

Чек-лист: выбираем франчайзингового консультанта

Как письмо миллиардеру спасло от суда владельца закусочной за МКАДом

Вот что мы делаем для «кризисного» продвижения

Франшиза VS вендинг – что выгоднее?


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно