Технологии в госсекторе: 10 мировых трендов

Алексей Ильин

Заместитель генерального директора ИТ-компании «Нетрика»

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко
Алексей Ильин

Государства становятся все более технологичными. В бизнесе этот процесс, конечно, идет быстрее. Однако перед вами материал именно о том, что сейчас происходит в ИТ-сфере на государственном уровне.

Своим мнением поделился Алексей Ильин, заместитель генерального директора ИТ-компании «Нетрика», эксперт в области информатизации государственного сектора.

Государственные институты в мире активно примеряют на себя свежие ИТ-достижения, апробированные в бизнесе. Осознать и описать этот процесс пытаются многие консалтинговые компании, например, Gartner опубликовал свою «десятку» летом 2016 года.

Однако сейчас стоит учитывать не только технологические, но и неизбежные организационные тенденции, со многими из которых столкнемся и мы.


Тренд 1. Новые подходы к безопасности

Хотя в ряде стран активно обсуждается создание «умных городов», включая ЗD-печать инфраструктуры, искусственный интеллект и интернет вещей, наиболее важным участком для ИТ в госсекторе по-прежнему остается безопасность.

С ростом киберинфраструктуры увеличивается число атак на нее, и достаточно одного проникновения в, например, систему энергообеспечения города или даже в госуслуги, чтобы жители серьезно пострадали.

Поэтому открытым и сложным вопросом ближайших лет станет разработка и внедрение умной инфраструктуры, которая бы изначально обеспечивала максимальную устойчивость к вторжению на основе риск-ориентированного подхода, лежащего в основе всех отраслевых стандартов.

Например, в нашей стране уже четвертый год развивается Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации компьютерных атак (ГосСОПКА).


Тренд 2. Модернизация инфраструктуры

Еще одна всеобщая потребность – модернизация ИТ-инфраструктуры государства. Проблемы устаревшего оборудования и ПО, перегруженных дата-центров, древней инфраструктуры и архивов на бумажных носителях актуальны для всех без исключения стран.

Внедрение новых технологий означает новые стандарты оборудования и средств связи, и чем больше территория страны, тем более масштабной становится эта задача. В России также продолжится программа подключения к широкополосному доступу малонаселенных пунктов численностью от 250 до 10 000 человек, в которых живет более четверти населения нашей страны.


Тренд 3. Эпоха интеграции

В больших странах информационные системы зачастую развивались хаотично, поэтому наступает «интеграционная эпоха» – переход от разработки новых систем к необходимости обеспечения обмена данными между разными IT-системами. В результате чего оказание госуслуг гражданину становится более удобным.

Хороший пример можно найти в здравоохранении России

В нашей стране большинство медицинских и лабораторных информационных систем устанавливались точечно, без единой стратегии.

Из-за этого наладить автоматическую передачу данных между, например, больницей и лабораторией, куда направляли пациента, оказывалось невозможно – эти системы просто не были совместимы. Чтобы связать все эти системы на уровне региона, сейчас используются интеграционные платформы.


Тренд 4. Облачные сервисы и BigData

Одна из актуальных тенденций — активное использование в госсекторе облачных сервисов и BigData. Облачные сервисы очень удобны для небольших органов власти: комитетов, ведомств, местных структур, подведомственных учреждений.

Например, для школы или администрации маленького городка создать сайт – целая история, ведь нет ни специалистов, ни бюджета на стороннюю разработку. Эту проблему отлично решает SaaS-сервис: все учреждения получают стандартизированные сайты с оптимальной структурой, достойным дизайном и возможностью оперативно добавлять контент в простом интерфейсе.

В России такие проекты тоже появляются, например, конструктор бесплатных сайтов для госучреждений, который работает в Санкт-Петербурге.

Такие тренды последних лет, как электронное правительство и обслуживание граждан «в облаке», мобильность, прозрачность, использование больших данных и всем доступных интерфейсов (включая голосовые) оптимизируют документооборот и облегчают их работу с гражданами.

Причем удачно внедренная ИТ-услуга работает не только на граждан конкретной страны, например, как сервис для получения виз в США, которым пользуемся и мы с вами, или сервисы Министерства юстиции Великобритании, позволяющие решать денежные споры удаленно.


Тренд 5. Аналитические инструменты

Вслед за сбором «больших данных» появляется необходимость перерабатывать их в наглядную аналитику, помогающую принимать решения.

Технологии машинного анализа (Business Intelligence), активно используемые в частном секторе, приходят и в государственное управление. Они позволят обрабатывать огромные объёмы неструктурированной информации, переводя её в визуально понятную форму, и повысят организационную эффективность работы госструктур.

Основные требования у государства к аналитике – как и в бизнесе – наглядность графического отображения информации и доступность в режиме реального времени.

Однако у заказчиков из сегмента B2G будут и специфические потребности: в части совместимости систем аналитики с информационными системами государства или региона, а также средствами создания статистических отчетов.


Тренд 6. Умные машины и интернет вещей

Стоит упомянуть и другие «технологии на пике моды»: способные общаться с людьми на естественных языках умные машины, самообучающиеся информационные системы на основе нейронных сетей, объединённые в сеть физические объекты с внедрёнными технологиями (интернет вещей).

Они будут использоваться точечно, но их примеры уже можно видеть в системах умной парковки и управлении общественным транспортом, а в будущем году мы наверняка услышим о новых проектах в ОАЭ и Китае. Как и системы дополненной или виртуальной реальности, которые сейчас использует NASA для обучения космонавтов – и пробуют некоторые наши федеральные агентства.


Тренд 7. Электронная идентификация и мультиканальное обслуживание

Куда скорее появится мультиканальное обслуживание, когда гражданин получает услугу в любом удобном ему месте и в любое время, онлайн и офлайн с возможностью выбрать интерфейс ввода данных. Это электронные помощники, которые уже сейчас использует бизнес.

Немалой части населения, особенно пожилым людям, удобно общаться голосом, и для этого все уже готово.

Уже к концу следующего года появятся первые проекты по электронной идентификации пользователей (включая биометрию).

В России люди уже привыкли пользоваться услугами МФЦ, и пока еще привыкают к электронным госуслугам. Еще недавно можно было привести в пример два проекта: Единая система идентификации и авторизации (ЕСИА) и Универсальная электронная карта (УЭК).

Последняя представляла собой физическую карту, совмещавшую в себе функции идентификатора и платежного средства. Однако в конце прошлого года Правительство окончательно решило, что вся электронная идентификация будет вестись через ЕСИА – эта система оказалась более современной и перспективной, в январе 2017 года количество пользователей портала госуслуг превысило 40 млн человек.


Тренд 8. Открытая платформа и открытые данные

За рубежом в поисках нетривиальных решений государство активно привлекает частный сектор и технологические стартапы. Например, Министерство внутренней безопасности США открыло офис в Кремниевой долине и стартовало проект OTS (Innovation Other Transaction Solicitation) для скорейшего принятия стартапов «в семью», а их Минобороны запустило программу «Хакни Пентагон» для обнаружения возможных уязвимостей в защите госсистем.

Что интересно, затраты на программу составили 150 тысяч долларов, а найм специалиста-контрактника обошелся бы им, по словам министерства, в миллион.

России в этом смысле тоже есть чем похвастаться

В октябре прошлого года Минкомсвязи объявило, что пилотный сервис «Открытая платформа госуслуг» станет доступен для коммерческих компаний. Идея этого проекта предельно проста.

Любая коммерческая организация в перспективе сможет добавить на свой сайт виджет, помогающий посетителям воспользоваться госуслугами в электронной форме. Например, можно узнать свой ИНН или проверить задолженность по налогам.

Для компаний это дополнительный инструмент удержания посетителей на сайте, например, можно оформить загранпаспорт, не покидая сайта туроператора, а для государства – дополнительный канал взаимодействия с населением.


Тренд 9. Стандартизация

Повторное использование ИТ-мощностей становится одним из приоритетов развития во всем мире. Проекты и технологии, по мнению многих правительственных CIO, должны быть максимально открытыми и не привязанными к конкретному поставщику продуктов и услуг.

Повсюду будут разрабатываться и внедряться единые государственные ИТ-стандарты, и стандартизация существующих систем станет актуальной задачей ближайшего года. Вместе со стандартизацией приходит максимальное упрощение и защищенность бизнес-процессов и данных как межведомственных, так и для потребителя госуслуг.


Тренд 10. Оптимизация расходов

Государственным заказчикам интересны решения и инвестиционные модели, гарантирующие снижение затрат на внедрение и эксплуатацию IT-инфраструктуры. Этот тренд крайне актуален и в России. На уровне регионов полным ходом идут поиски оптимальной модели государственно-частного партнерства.

На уровне IT-проектов, ввиду обострения внешнеполитической ситуации, продолжит сокращаться зависимость от зарубежного ПО. Общепринятая закупка лицензий трансформируется в приобретение исключительных прав на ПО на базе отечественных разработок и open-source решений. Аналитические IT-системы по контролю затрат и оценки эффективности станут еще более востребованными уже в ближайшие годы.


Так выглядит сегодняшний ландшафт ИТ в госсекторе

Немалую роль сыграет активность граждан через онлайн-службы или соцсети, где они дают обратную связь по оказанным услугам (подобные сервисы связаны с городской и жилищной инфраструктурой). Поэтому продолжат развиваться платформы обратной связи, причем почти все из них станут мобильными, ведь смартфон есть даже у тех, кто не пользуется компьютером.

Так выглядит сегодняшний ландшафт ИТ в госсекторе, который будет актуален следующие несколько лет. На будущее аналитики обещают многое – от систем автоматического прогнозирования и принятия решений, которые применяются в крупных корпорациях, до машинного обучения и «роботизированного правительства».

Но до этого еще очень далеко: в госсекторе риски крайне высоки, и новые технологии сначала должен до совершенства «отточить» бизнес.


Материалы по теме:

Как привлечь талантливых сотрудников: инновационный подход

10 главных тезисов из свежего отчета KPMG о финтех-секторе

Почему я НЕ рекомендую использовать очки дополненной реальности в бизнесе

12 ошибок, которые мешают стартапу развиваться

Как сделать так, чтобы ваш IoT-проект не провалился

Какие стартапы в области рекламы и маркетинга интересны корпорациям?



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase