В больших городах вроде Москвы, Санкт-Петербурга или Новосибирска уже никого не удивить хакатонами. Если в студенческой и бизнес-среде в регионах многие знают про этот формат, то массовая средняя школа от этого еще очень далека.
Илья Могилев, участник программы «Учитель для России», переехал в Калугу преподавать информатику в обычной школе. В ней же он провел первый хакатон для учеников и рассказал Rusbase, как это было.
Меня зовут Илья Могилев, и я участник третьего набора программы «Учитель для России». Я преподаю информатику в средней школе № 6 им. Пушкина, а также в IT-кванте открытого в этом году калужского «Кванториума». В конце ноября я провел первый социальный образовательный хакатон для школьников SOCI/OCUP. И самый частый вопрос, который мне задают местные: «Хака…что?».
Это достаточно болезненная тема. В регионах зачастую не знают, что будущее уже наступило.
Отставание идет на несколько порядков. До регионов долетают отголоски из центра в виде готовых уроков про большие данные или машинное обучение и искусственный интеллект. Но, кажется, они лишь усугубляют ситуацию: настолько это кажется оторванным от повседневной реальности.
Формат образовательного хакатона позволяет уменьшить эту поразительную дистанцию, показать школьникам, что они могут в этом разобраться. Что это тоже про них и про мир, в котором они живут.
За четыре года существования «Учителя для России» появилось множество важных для российских регионов проектов, которые сделали наши учителя:
- театральный фестиваль «Через театр»,
- программа адаптации детей-мигрантов «Одинаково разные»,
- писательский клуб «Пиши собой»...
Эти проекты прекрасны и очень важны. Их объединяет то, что они имеют гуманитарную направленность. Мне же очень хотелось создать значимое событие для технарей при поддержке местного сообщества.
Лучше, чем диплом
Процесс подготовки к хакатону занял почти месяц. Чтобы провести один полноценный хакатон для моих учеников, потребовалось пройти через несколько мини-хакатонов в Москве, Петербурге и Калуге. И здесь большую роль сыграло сообщество «Учителя для России».
Это удивительное сообщество единомышленников — разнообразное и очень дружное. Я писал выпускникам и участникам, со многими советовался. Одна из выпускниц программы помогла мне нарисовать стикерпак для хакатона.
В Калуге я разработал методичку для учителей объемом в 40 страниц. Кажется, что в свой диплом по отечественным криптографическим алгоритмам «Магма» и «Кузнечик» я вложил гораздо меньше сил... И тут же, в Калуге, одну бессонную ночь спустя, был создан сайт хакатона.
Я проводил тестовые заходы прямо в школе, на уроках, во время которых ребятам нужно было разработать концепт приложения.
Например, один двоечник, начав с истории про то, как его бесит школьная форма, адаптировал Сhange.org для школ. Возможность смело фантазировать — конечно, одна из самых сильных сторон у детей.
А что, так можно было?
И вот, наконец, наступил сам хакатон. Товарищ из программы привез своих учеников из небольшого села Ворсино, выводя хакатон на региональный уровень. Площадкой выступил коворкинг «Точка кипения» в Инновационно-культурном центре.
На хакатоне я познакомился с другими учителями информатики. Мы разговорились с Глебом, и я сказал, что из «Учителя для России», на что Глеб мне ответил: «Так вот как вы выглядите!». Потом он рассказал мне, что в начале года узнал о возможности создавать приложения с помощью визуального программирования и много думал о том, как это использовать. Поэтому, когда он узнал о SOCI/OCUP, он без раздумий подал заявку.
Свою историю Глеб завершил фразой, которая для меня стала девизом хакатона: «А что, так можно было?».
Дальше был длинный день. Ребятам очень понравился чат в Slack. Со стороны это смотрелось забавно: куча подростков, которые молча сидят в бесформенных креслах-подушках с телефонами в руках, периодически смеются и меняют телефоны на компьютеры. Всего было 16 человек из четырех школ: три калужских и одна ворсинская.
В конце первого дня мы сделали небольшую выставку бумажных прототипов приложений ребят. Они посмотрели проекты друг друга, оставили обратную связь. Первый день продлился пять часов, и вся разработка была запланирована на второй день. Это было уже больше похоже на классический хакатон. Компы, нервы, сжатые сроки, проблемы с интернетом, проблемы с разработкой. И наконец-то — долгожданные презентации проектов ребят.
К судейству подключились:
- Саша, один из основателей «Кружка»,
- Маша, основательница Geek Teachers,
- Семен из Zeptolab (студия геймдизайна, которая среди прочего занимается разработкой «Часа кода»).
Для всех остальных я организовал трансляцию на ютубе.
Смотрите, что натворили
Первое приложение — геймификация посещения культурных мест. В приложении есть разработанный квест по разным городским мероприятиям. Сходил на новую выставку или спектакль — прошел квест в приложении, получил токены. За токены можно добавлять свои квесты к мероприятиям, а также добавлять свои мероприятия. Сейчас ребята ищут инвесторов, чтобы организовывать призы.
Второй проект — обратная связь по уроку. Ребята сделали приложение с «парковкой» для рефлексии. Понятный интерфейс, возможность ученикам писать обратную связь по уроку в приложении, а учителям — получать ее. Восьмиклассники реализовали выгрузку данных на SD-карту и очень заморочились с кодом.
Третье и поразившее лично меня — это приложение, которое переводит слова и фразы на язык жестов. Мне кажется, это крайне важная тема. В России уже были попытки создать подобное, но они не увенчались успехом.
Еще было забавное приложение, которое определяет расстояние до ближайшего памятника Ленину. Проект подготовила единственная команда из двух девочек с очень смешной презентацией и, пожалуй, лучшим дизайном.
Также было еще не реализованное приложение, которое находит ближайшую площадку, на которой есть все необходимые тренажеры для развития определенных групп мышц.
Будущее уже здесь
Самое сложное, конечно, начинается после мероприятия. И сейчас очень много вопросов к тому, как сохранять проекты детей и развивать их. В следующем году я планирую реализовывать менторскую поддержку для учеников. У SOCI/OCUP есть много возможностей для развития:
- масштабирование в регионы,
- расширение форматов (хакатоны по безопасности, по машинному обучению),
- хакатоны для учителей,
- совместные хакатоны детей и специалистов из отрасли.
В феврале прошел второй хакатон, посвященный созданию устройств на Arduino. Он прошел на площадке «Кванториума» и собрал в два раза больше участников — 32 человека. Участие приняли в два раза больше школ.
Уникальные проекты детей варьировались от создания звуковой карты урока и мини-гидов возле памятников до счетчика людей в музеях, дистанционной оплаты обедов в столовой с помощью карточек и управления вентиляторами в больницах.
***
Все эти проекты приближают будущее. Эти дети приближают будущее. Своим примером они смело доказывают, что в современном мире любой может взять и сделать его чуть лучше и удобнее. Доказывают это не только нам, но и самим себе. И это — самое главное.
Материалы по теме:
Как и зачем мы мотивируем школьников становиться айтишниками: кейс inDriver
В поисках юного Илона Маска: кто получит премию Rusbase Young Awards?
«Не люблю говорить, что занимаюсь бизнесом». История школьника, который запустил свое дело в 13 лет
Как 14-летний школьник создал бизнес с выручкой в миллион
Фото на обложке: архив автора
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 МТС открыла прием заявок на участие в чемпионате True Tech Champ
- 2 В «Сколково» состоится финал ежегодной премии в области организации и проведения хакатонов
- 3 Инженерный хакатон SoC Design Challenge подвел итоги
- 4 Участники хакатона от МТС создадут решения для людей с ограниченными возможностями здоровья
- 5 Успейте зарегистрироваться на Московский туристический хакатон. Призовой фонд — 7,5 млн рублей
ВОЗМОЖНОСТИ
11 октября 2024
11 октября 2024
11 октября 2024
11 октября 2024
12 октября 2024