Колонки

Хакатоны и диджитоны: как развить инновационное мышление в компании

Колонки
Анна Знаменская
Анна Знаменская

директор по глобальному развитию бизнеса Rakuten Viber

Евгения Хрисанфова

Почему важно внедрять внутренние стартапы в компании? Какими они могут или должны быть: глобальными с распространением на международную сеть филиалов или локальными мозговыми штурмами внутри команды?

Директор по глобальному развитию бизнеса Rakuten Viber Анна Знаменская делится опытом и рассказывает, как разноплановые проекты поддерживают тонус сотрудников.

Хакатоны и диджитоны: как развить инновационное мышление в компании

Скорость принятия решений и внедрения инноваций — один из основных залогов успеха современной компании. Сегодняшний рынок, особенно если говорить о высоких технологиях, стремительно меняется. К такому ритму адаптируются не все и не сразу. Отчасти потому, что многие крупные корпорации развиваются эволюционно. То есть все изменения у них происходят плавно и требуют времени, которое в современных реалиях — непозволительная роскошь.

Все помнят классический кейс компании Nokia, которая не успела отреагировать на появление на рынке сенсорных смартфонов. Что произошло потом? Тоже помнят все. Поэтому те самые модные agile-технологии и процессы — нужны, и лучше быть на стороне того, кто эти тренды задает. А значит не стоит недооценивать R&D.

Один из работающих инструментов для реализации исследовательского потенциала компании — внутренний стартап. Разрабатывать новый продукт внутри организации определенно легче, чем просто создавать что-то с нуля. По крайней мере, здесь есть ресурсы корпорации, да и определенная подушка безопасности. В рамках большой организации запуск нового проекта — не настолько рискованное предприятие, и если все пойдет удачно, он привнесет в сложившиеся бизнес-процессы необходимую динамику.

Помимо динамики и появления нового продукта (в идеале), внутренний стартап — это еще и дополнительный способ мотивации сотрудников, возможность реализации их творческого потенциала. Совместить устоявшиеся процессы и новые идеи не всегда бывает просто. Зачастую из-за отсутствия соответствующей атмосферы в команде.

Но с этим можно работать. Так, например, Microsoft в свое время запустил проект Garage, в рамках которого художники и программисты после работы занимались творчеством — от 3D-печати и приложений до резьбы по дереву. В результате создавалась необходимая атмосфера поиска нового, а также рождались проекты, и некоторые из них оказывались довольно прибыльными. Пример довольно хрестоматийный, но вовсе необязательно быть Microsoft, чтобы создавать подобные творческие площадки. В конце концов, площадки могут быть и поменьше.

Ноутбук

Хакатоны в Viber

Неотъемлемая часть генерации новой концепции — всем известный брейншторм. В сфере IT у него есть более практический вариант — хакатон. За названием скрывается состязание для айтишников, в рамках которого несколько команд в течение пары дней решают сложные прикладные задачи — разрабатывают, программируют и в итоге презентуют некий новый концепт/решение.

Как бизнесу самостоятельно проводить маркетинговые исследования. Узнай по ссылке

Несмотря на то что чаще всего отведенного времени недостаточно для создания полноценного продукта, готового запуску на рынок, хакатон может стать источником инновационных идей. К тому же, такие мероприятия успешно привлекают в компанию молодых IT-специалистов и повышают узнаваемость бренда. А если хакатон проводится внутри компании, то это еще и средство внутреннего HR. Объединить, вдохновить, развлечь — это все про него.

Viber активно практикует внутренние хакатоны. Основная цель — дать возможность сотрудникам повлиять на развитие продукта и внедрить новые функции, в том числе для международной аудитории.

Хакатоны проходят в три этапа. Сначала сотрудники собирают команду, с которой они будут реализовывать проект. Путем онлайн-голосования отбирается 15 лучших идей, и они участвуют в следующем этапе — офлайн-защите. Каждой команде даются две минуты на то, чтобы рассказать о своей задумке и убедить коллег проголосовать за нее. Таким образом, в финал попадают шесть проектов, которые и отправляются в разработку. В течение 48 часов над ними трудится команда и воплощает их в жизнь.

В прошлом году, например, сотрудники минского офиса Viber разработали на внутреннем хакатоне функцию голосования внутри чатов, а также функцию «создать стикер», представляющую собой встроенный редактор. Теперь эти опции доступны для пользователей мессенджера по всему миру.

Код

Digiton в Beeline

Три года я проработала в группе VEON (бренды «Билайн» и «Киевстар» в СНГ) директором по цифровым технологиям региона Евразия, где одной из моих задач было евангелизировать digital-культуру компании. Толчком послужила организованная мной поездка для директоров и руководителей цифровой трансформации семи наших телеком-операторов в Кремниевую долину, где мы встречались с Google, Facebook, Microsoft, Twitter, Uber и другими компаниями, чтобы узнать, как у них внутри развивают инновации.

По возвращении в Москву мы запустили инициативу Digiton, которая была подхвачена всеми компаниями группы. В нашем регионе это выглядело так: каждый из семи операторов объявлял внутренний конкурс стартапов, на который подавались локальные команды со своими решениями. Проект, победивший на месте, отправлялся на региональный конкурс Евразии, а впоследствии — на международный с участием команд из Италии, Бангладеша, Алжира и так далее.

В первый год команды приезжали на финал с уже заранее подготовленными проектами, по сути это был конкурс идей. В следующем году мы усложнили задачу — у нас были билеты с реальными болевыми точками, с которыми сталкивались руководители разных направлений, и команды должны были провести исследование аудитории (в соцсетях, по телефону, на улице), сформировать видение продукта, бизнес-модель, маркетинговый план, UX/UI.

На третий год все было как на настоящем хакатоне: команды формировались путем жребия прямо на месте, вытаскивали билеты, в каждой команде присутствовал UX-дизайнер и программист. Все команды проходили тот же путь, что и в предыдущем году, но результатом должен быть стать реальный кликабельный MVP-проект, созданный за 48 часов. Главный приз — поездка выигравшей команды на крутую tech-конференцию в Европу и, конечно, реализация проекта в компании.

Мы всегда выбирали для «Диджитона» интересные небанальные локации, например, озеро Севан в Армении или озеро Иссык-Куль в Киргизии, так что это еще был своего рода тимбилдинг для самых креативных сотрудников.

По мнению коллег, это был один из самых ярких и воодушевляющих проектов группы VEON. Многие поверили, что ригидный классический телеком может меняться в сторону диджитализации и инноваций. У людей горели глаза, и им хотелось двигаться дальше и развивать новые проекты в компании. Как итог, сотрудники стали предлагать и запускать больше полезных цифровых проектов, которые либо снижали издержки, либо помогали компании зарабатывать больше.

Компьютеры

Как достичь максимума и сделать хакатон реально работающим инструментом

  1. Постараться учесть каждую деталь. Организация хакатона — процесс не из легких. Надо подумать о подготовке участников, логистике, кейтеринге, организации рабочих мест — если вы будете проводить хакатон в офлайне. Если это ваш первый хакатон, не стоит рассчитывать только на собственные силы — лучше обратиться к тем, кто имеет опыт проведения подобных мероприятий.
  2. Если подавляющее большинство ваших сотрудников участвуют в хакатоне впервые, то вам могут понадобиться менторы — опытные внутренние сотрудники (например, из IT и маркетинга компании), а также внешний консультант с опытом проведения подобных мероприятий, которые будут помогать командам в случае возникновения трудностей.
  3. Внутренний маркетинг хакатона — едва ли не самое важное. Нужно сделать максимум, чтобы заинтересовать людей. Подойдут любые работающие средства продвижения: письма от СЕО, призывы в виде статей на внутреннем портале и в группах, плакаты в офисах, тематические мероприятия за 1–2 недели до мероприятия.
  4. Нужно подумать, как замотивировать участников, но не делать ставку на дорогие призы. Здесь важно общение, обсуждение совместных проектов, поэтому и призы должны быть командные, которые будут способствовать совместному досугу. Никаких дорогостоящих девайсов — это могут быть обучающие мероприятия, конференции, онлайн-курсы, книги. Лучшим призом является реальный коммитмент компании инвестировать в создание проекта по выигравшей идее — это очень мотивирует.
  5. Не стоит недооценивать комфорт. Хакатон — мероприятие непрерывное и долгое, поэтому стола и стульев недостаточно. Могут пригодиться бинбэги и даже полноценные спальные мешки. Участник должен иметь возможность восстановить силы, если хакатон имеет долгосрочный характер. Или, если средства позволяют, можно вывозить команды на природу, в интересные локации, совмещая это с тимбилдингом.

Фото на обложке и в материале: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Хакатоны против коронавируса: 5 причин, почему стоит участвовать в них и проводить свои
  2. 2 Этапы цифровой трансформации: через что вам придётся пройти?
  3. 3 Каких ошибок следует избегать при проведении цифровой трансформации?
  4. 4 Как и зачем корпорации проводят хакатоны?
  5. 5 Туман digital-войны, или Как мотивировать сотрудников участвовать в цифровой трансформации
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!