Колонки

Как найти партнера для бизнеса и не пожалеть об этом

Колонки
Тимур Абдрахманов
Тимур Абдрахманов

основатель сервиса интерьера Tim&Team

Вероника Елкина

Тимур Абдрахманов, основатель сервиса интерьера Tim&Team, поделился опытом работы с разными партнерами и рассказал о том, на что стоит обратить внимание при выборе человека, с которым вы собираетесь вести бизнес.

Как найти партнера для бизнеса и не пожалеть об этом

Привлекая партнера нужно быть готовым к кризисам

Большого уважения заслуживают предприниматели, которые десятилетиями сохраняют партнерские отношения с теми, с кем начинали свой бизнес. Это означает, что вместе пройдено множество кризисов. Я начал свой бизнес с 2013 года, за это время я поработал с разными партнерами. Вот несколько типов кризисов, которые мне пришлось пережить:

Кризис «кто главный?» или «как мы принимаем ключевые решения?». Здесь важно, поработав вместе на равных, быстро определиться со степенью ответственности каждого из участников и поделить соответствующим образом доли в компании. Именно в этот момент в компании появляется CEO. Выбранный главный должен сформулировать свои обязательства перед остальными. Если главного выбрать не могут, возникает вопрос, сможет ли такой бизнес существовать и развиваться? Схемы с равными долями статистически чаще приводят к конфликтам и кризисам, так как может возникнуть патовая ситуация.

Кризис компетенций. У каждого есть свой потолок. Как долго человек готов постоянно учиться и перепрыгивать самого себя? Готовы ли партнеры обучать друг друга и мириться с несовершенствами друг друга? Соответствует ли скорость развития человека скорости развития компании?

Кризис доверия. С увеличением объема информации и количества задач уже не все аспекты бизнеса будут прозрачны для всех партнеров. Всегда наступает момент, когда базовое доверие, с которого все началось, исчерпывает себя. Нужно этот момент предвидеть и сделать бизнес прозрачным насколько это возможно. CRM, системный управленческий учет помогут в этом.

Где искать бизнес-партнеров?

Начинающие предприниматели, как правило, озвучивают свои идеи и собирают команду в ближайшем окружении. Это могут быть как достаточно случайные люди, которые, по мнению основателя, обладают важными для проекта качествами, так и люди, с которыми уже съеден пуд соли. Например, самую крупную российскую бизнес-империю Михаил Фридман построил вместе с однокурсниками из института.

Может ли стать хорошим партнером «чужой человек»?

Я считаю, что самые четкие и понятные договоренности достигаются между людьми, которые изначально не имеют оснований доверять друг другу на 100%. В этом случае гораздо проще и логичнее представить себе ситуацию расторжения договоренностей и изначально определить максимально безболезненные сценарии выхода.

Партнера можно найти и среди незнакомцев. Вполне нормально разместить вакансию и предлагать в качестве компенсации в том числе и долю в компании. Один мой друг, известный IT-предприниматель, таким образом нашел сооснователя — CTO.

picФото: Unsplash

Будет ли успешным бизнес с родственниками?

Важный момент здесь — отсутствие конфликта интересов. Существует мнение, что среди родственников бизнес-конфликты случаются реже. Если ваш партнер родственник, то с высокой вероятностью можно построить долго существующую компанию, но вопрос будет ли она расти. Потому что часто для роста нужна скорость решений, субординация и приоритет работы, а не семьи.

Тем не менее, встречаются довольно успешные примеры бизнеса, где основатели — близкие родственники, чаще всего на слуху компании с приставкой Bros., например, Warner Bros. Есть и отрицательные примеры, самый известный из них — конфликт братьев Дасслер, в результате которой бизнес распался и образовалось две компании и бренда: Adidas и Puma.

Друзья — надежные партнеры?

С друзьями очень сложно представить себе ситуацию конфликта. Кажется, что дружеские или родственные связи — гарантия бесконфликтного принятия всех решений. Как итог — люди не обозначают свои границы, ответственность размыта, не оговорены схемы выхода из бизнеса.

В одном из моих проектов «Квадрим» изначально не была заложена правильная модель сотрудничества. На старте было 4 партнера, трое из которых имели паритетные доли, а двое в процессе образовали параллельный совместный бизнес, также не были четко оговорены зоны ответственности и механика принятия ключевых решений.

Из-за конфликта интересов я операционно вышел из «Квадрим» и запустил стартап, сервис ремонта Tim&Team, на базе другого моего проекта по дизайну интерьера «Студия 3.14».

picФото: Unsplash

Хорошо начинать что-то новое с уже сформированной командой со сложившейся динамикой, с дополняющими друг друга психотипами и высоким уровнем доверия.
Мы создали первый бизнес — студию дизайна интерьера с моим родным братом и другом, с которыми ранее вместе работали над проектами в общественной молодежной организации. Там мы вместе руководили сменами в детских лагерях, организовывали мероприятия и у нас был действительный опыт совместной работы.

Методом проб и ошибок мы нащупали, кто за что может отвечать. Начинали на моей кухне впятером. После первого месяца нас осталось трое, сложилась команда, вырисовалось разделение труда. Через 3 года история этого партнерства благополучно завершилась, когда мы вместе с новым партнером Олегом Анисимовым выкупили у двух моих партнеров доли в «Студии 3.14», интегрировав тем самым компанию для развития Tim&Team на базе студии дизайна.

Когда на месте партнера — целый бизнес

Бывает, что партнеры приходят в проект со своей инфраструктурой, иногда даже целым бизнесом, и это дает положительный эффект, например, как в случае с Carprice Оскара Хартманна. В проект предпринимателя на партнерских условиях вошли еще два бизнесмена с целыми компаниями-подразделениями по разработке и маркетингу, что дало синергетический эффект.

Но стоит остерегаться и обратной ситуации, когда общая инфраструктура проекта используется для сторонних проектов кого-то из партнеров. Привлечение партнера с инфраструктурой (готовым бизнесом) на первый взгляд выглядит привлекательно благодаря возможной синергии, однако таит в себе множество рисков. На мой взгляд, это возможно только если инфраструктура достаточно прозрачна, можно верифицировать ее ценность. Следует детально изучить возможные риски и конфликты интересов.

Прежде чем привлекать кого-то в качестве партнера и встраивать в свой бизнес, лучше поработать с ним в качестве подрядчика или партнера на проекте, как было с разработчиками в том же Carprice. Будет ошибкой сразу «жениться». Должны быть стадии. Точно нужно вместе преодолеть кризис.

picФото: Unsplash

Хорошо все взвесить

Партнерство — один из важнейших рычагов развития компании, однако оно таит в себе и множество рисков. Удачное партнерство может существенно ускорить развитие предпринимателя, как это произошло с Илоном Маском и PayPal. Но надо понимать, что 65% компаний распадается по причине конфликта сооснователей.

Из безусловных преимуществ — взаимное дополнение компетенций, «коллективный разум», ускорение развития, разделение рисков, экономия на найме топ-менеджеров на раннем этапе бизнеса и наличие долгосрочной мотивации у ядра команды.

Минусами является то, что необходимость коллегиальных решений замедляет их принятие, а в стартапах скорость и гибкость крайне важна; партнеры делят не только риски, но и профиты, а также при наличии более двух партнеров с крупными долями повышается вероятность размытия долей в случае появления инвесторов более поздних стадий и потери контроля основателями компании.

Больше всего рисков таит паритетное партнерство 50/50, однако есть и успешные примеры, когда при нем были созданы масштабные компании (Игорь Рыбаков и Сергей Колесников — Технониколь).

Лайфхаки

Если у вас нет 100% уверенности в партнере, похороните принцип 50/50. Когда вас двое и при этом оба максимально вовлечены и близки по уровню компетенций, идеальное соотношение 60/40, которое обеспечивает высокий уровень мотивации обладателя меньшей доли и при этом сохранение права последнего слова у лидера.

Если у вас нет плана на выход, считайте, что вы сами создаете себе в будущем конфликтную ситуацию. Обязательно нужно учесть фактор возможного изменения жизненных целей и обстоятельств партнера, которые на практике проявляются не позже трех лет с начала партнерства. Важно прописать в меморандуме, что будет, если они изменятся.

Должен быть механизм принятия решения и четкая формула подсчета cash-out на разных этапах бизнеса. Перед партнерством обязательно должна быть подготовка (прежде всего сделайте финансовую модель на 12-36 месяцев). Формализуйте down-side: как именно вы поймете, что проект безуспешен, насколько вы готовы «упасть».

Если у вас есть человек, которого вы бы хотели сделать сооснователем, не обязательно сразу давать ему долю. В российском праве с 2015 года существует возможность структурировать взаимоотношения между со-основателями с помощью опциона, который может предполагать автоматический переход долей в случае достижения определенных KPI сооснователем.


Материалы по теме:
Дело семейное: как создать бизнес-династию
6 способов определить плохого партнера по бизнесу
Как узнать секреты бизнес-партнера — 9 правовых способов
5 советов для бизнес-партнерства мужчины и женщины

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как делегировать задачи правильно
  2. 2 5 шагов, которые помогут перестроить систему мотивации менеджеров по продажам
  3. 3 Как обезопасить компанию от недобросовестных сотрудников? Советы владельца бизнеса
  4. 4 Как компании не стать заложником айтишников
  5. 5 Холакратия в действии. Пошаговая инструкция, как достигать результатов без вертикальной иерархии
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!