Как узнать секреты бизнес-партнера — 9 правовых способов

Алина Беляева

Генеральный директор юридической фирмы К.О.Р.Д.

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко
Алина Беляева

Алина Беляева, генеральный директор юридической фирмы «К.О.Р.Д», рассказывает, как выявить ненадежного контрагента. А также что, как и где вы можете узнать о бизнес-партнере самостоятельно.

Ненадежный — это как?


Термин «ненадежность контрагента» сам по себе требует разъяснения, поскольку далеко не все контрагенты, обладающие этими признаками, могут оказаться ненадежными, и наоборот.


В целях предотвращения неблагоприятных моментов в будущем, необходимо вести еженедельный мониторинг контрагента на выявление факторов ненадежности. Однако даже полученные сведения не исключают ситуаций по возникновению у компании проблем, так как в условиях современного рынка многие стороны гражданского оборота в тот или иной период жизнедеятельности предприятия могут испытывать трудности.


Не стоит забывать, что не каждая компания готова предоставить те или иные сведения, будь то в силу их отсутствия или по причине конфиденциальности информации.


Поэтому давайте посмотрим, что вы можете узнать о контрагенте самостоятельно.


Как проверить контрагента?



1. Проверка по базе ЕГРЮЛ:


  • его наличие в ней,
  • совпадение ИНН, КПП, руководителя, адреса местонахождения,
  • отсутствие процесса ликвидации или реорганизации.

Дополнительно у контрагента необходимо запросить список конечных бенефициаров за подписью руководителя организации — каждая организация обязана у себя иметь такой список и предоставлять его по первому требованию.

Это позволит выявить самые первые признаки недобросовестного контрагента, так как, например, компания, которая находится в процессе ликвидации, не вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность.


2. Проверка по базе судебных споров:


  • наличие судебных тяжб,
  • процессуальный статус контрагента (истец, ответчик или третье лицо),
  • суть спора,
  • давность спора и его результаты,
  • сведения о банкротстве или о поданных заявлениях в отношении контрагента о признании его несостоятельным (банкротом).

Это позволит выявить наиболее частые претензии к данному контрагенту, покажет добросовестность исполнения им своих обязательств по контрактам, качеству его работ и др., и выявить "компании-пирамиды", которые имеют кассовый разрыв и за счет нового контрагента выполняют обязательства перед предыдущим, нарушая все сроки и иные обязательства по контрактам.


3. Проверка на наличие в отношении него исполнительных производств и ареста его активов.


Это позволит, например, не приобрести актив по сомнительной схеме, который находится в споре или под арестом, который в последующем может быть изъят из владения нового собственника, так как он не проявил «должной осмотрительности».


4. Проверка по базе Единого федерального реестра о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектах экономической деятельности.


Это позволит получить информацию о финансовом состоянии контрагента и сопоставить официальные данные с предоставленными данными самим контрагентом.


5. Проверка руководителя контрагента в списке дисквалифицированных лиц, массовости и номинальности, как и учредителя (учредителей) контрагента.


Это один из основных элементов "должной осмотрительности», необходимый для проверки при совершении любой сделки. Если лицо является номинальным, то фактически взыскать с него причиненные компании убытки будет невозможно в силу его номинальности.


6. Запросить нотариально заверенные копии документов компании по списку:

  • устав и изменения к нему (если имеются),
  • свидетельство ОГРН, ИНН/КПП,
  • решение (протокол) о создании,
  • решение (протокол) о назначении руководителя компании и приказ о его вступлении в должность.
  • если для выполнения работ или оказания услуг данным контрагентом необходимы дополнительные лицензии, сертификаты, допуски или образование сотрудников, то такие документы также необходимо запросить.

Все запрошенные документы нужно проверить на достоверность и легитимность.


Это позволит не допустить, например, выполнение работ без соответствующих допусков, что само по себе может повлечь за собой в ряде случаев привлечение к уголовной ответственности самого заказчика работ, а не только его исполнителей.


7. Запросить бухгалтерский баланс и налоговую отчетность контрагента за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату.


Это позволит дать оценку контрагента с точки зрения исполнения им обязанностей перед бюджетом по уплате налогов, наличие кредиторской и дебиторской задолженности, а также оценить рентабельность и выявить, не находится ли контрагент на стадии принятия решения о подаче заявления о признании самого себя несостоятельным (банкротом).

В этом случае компания может заплатить аванс и не получить желаемого по контракту, а встать в реестр требований кредиторов уже потому, что не смогла увидеть факт несостоятельности контрагента перед заключением с ним договора и уплаты ему денежных средств.


В ряде сделок совместно с запросом отчетности стоит запросить гарантийное письмо об уплате всех налогов, предусмотренных законодательством для этого контрагента.


8. Проверить реальное наличие активов, офиса, складов...


Не всегда налоговая или бухгалтерская отчетность может отражать в себе достоверные сведения. Вопрос об ответственности этого контрагента в этом случае у компании не стоит, так как он занят не поиском нарушителей налогового законодательства, а установлением отношений с надежным контрагентом.


Можно запросить соответствующее гарантийное письмо у контрагента, но по факту этого недостаточно для подтверждения реальности наличия активов.

9. Проверка контрагента в реестре недобросовестных поставщиков.


Это позволит выявить уже заранее неблагонадежного контрагента, который по тем или иным признакам, указанным в таком реестре, имеет статус недобросовестного.


Обратите внимание: такие признаки, как срок нахождения компании на рынке, обслуживающий банк, количество персонала – относятся к косвенным. На них стоит обращать внимание, но делать выводы относительно неустойчивости контрагента только по этим параметрам на практике не всегда целесообразно.


Золотое правило: не платить до подписания контракта даже аванс. Не спешите расставаться с деньгами.


Уже по качеству самого договора, предлагаемого для подписания, можно очень многое сказать о контрагенте, его бизнесе, его подходе к работе, исполнению обязательств и ценностях при совершении сделок.


Если деньги идут вперед контракта, то условия такого контракта, как бы сильно они ни устраивали, потом изменить будет нельзя, как и проверять контрагента на неблагонадежность после подписания договоров и уплаты денежных средств.


Материалы по теме:

Как в непростые времена найти деньги на развитие малого бизнеса

Эти люди вообще знают, что нарушают закон? Как Instagram стал крупнейшей площадкой по продаже контрафакта

Криптовалюта и закон: как регулируют биткоин в разных странах

Зарплата акциями – новый тренд. Но что с ним не так?

Как увеличить стоимость компании за счет интеллектуальной собственности



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Finopolis 2017
5 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase