Алина Беляева, генеральный директор юридической фирмы «К.О.Р.Д», рассказывает, как выявить ненадежного контрагента. А также что, как и где вы можете узнать о бизнес-партнере самостоятельно.
Ненадежный — это как?
Термин «ненадежность контрагента» сам по себе требует разъяснения, поскольку далеко не все контрагенты, обладающие этими признаками, могут оказаться ненадежными, и наоборот.
В целях предотвращения неблагоприятных моментов в будущем, необходимо вести еженедельный мониторинг контрагента на выявление факторов ненадежности. Однако даже полученные сведения не исключают ситуаций по возникновению у компании проблем, так как в условиях современного рынка многие стороны гражданского оборота в тот или иной период жизнедеятельности предприятия могут испытывать трудности.
Не стоит забывать, что не каждая компания готова предоставить те или иные сведения, будь то в силу их отсутствия или по причине конфиденциальности информации.
Поэтому давайте посмотрим, что вы можете узнать о контрагенте самостоятельно.
Как проверить контрагента?
1. Проверка по базе ЕГРЮЛ:
- его наличие в ней,
- совпадение ИНН, КПП, руководителя, адреса местонахождения,
- отсутствие процесса ликвидации или реорганизации.
Дополнительно у контрагента необходимо запросить список конечных бенефициаров за подписью руководителя организации — каждая организация обязана у себя иметь такой список и предоставлять его по первому требованию.
Это позволит выявить самые первые признаки недобросовестного контрагента, так как, например, компания, которая находится в процессе ликвидации, не вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность.
2. Проверка по базе судебных споров:
- наличие судебных тяжб,
- процессуальный статус контрагента (истец, ответчик или третье лицо),
- суть спора,
- давность спора и его результаты,
- сведения о банкротстве или о поданных заявлениях в отношении контрагента о признании его несостоятельным (банкротом).
Это позволит выявить наиболее частые претензии к данному контрагенту, покажет добросовестность исполнения им своих обязательств по контрактам, качеству его работ и др., и выявить "компании-пирамиды", которые имеют кассовый разрыв и за счет нового контрагента выполняют обязательства перед предыдущим, нарушая все сроки и иные обязательства по контрактам.
3. Проверка на наличие в отношении него исполнительных производств и ареста его активов.
Это позволит, например, не приобрести актив по сомнительной схеме, который находится в споре или под арестом, который в последующем может быть изъят из владения нового собственника, так как он не проявил «должной осмотрительности».
4. Проверка по базе Единого федерального реестра о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектах экономической деятельности.
Это позволит получить информацию о финансовом состоянии контрагента и сопоставить официальные данные с предоставленными данными самим контрагентом.
5. Проверка руководителя контрагента в списке дисквалифицированных лиц, массовости и номинальности, как и учредителя (учредителей) контрагента.
Это один из основных элементов "должной осмотрительности», необходимый для проверки при совершении любой сделки. Если лицо является номинальным, то фактически взыскать с него причиненные компании убытки будет невозможно в силу его номинальности.
6. Запросить нотариально заверенные копии документов компании по списку:
- устав и изменения к нему (если имеются),
- свидетельство ОГРН, ИНН/КПП,
- решение (протокол) о создании,
- решение (протокол) о назначении руководителя компании и приказ о его вступлении в должность.
- если для выполнения работ или оказания услуг данным контрагентом необходимы дополнительные лицензии, сертификаты, допуски или образование сотрудников, то такие документы также необходимо запросить.
Все запрошенные документы нужно проверить на достоверность и легитимность.
Это позволит не допустить, например, выполнение работ без соответствующих допусков, что само по себе может повлечь за собой в ряде случаев привлечение к уголовной ответственности самого заказчика работ, а не только его исполнителей.
7. Запросить бухгалтерский баланс и налоговую отчетность контрагента за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату.
Это позволит дать оценку контрагента с точки зрения исполнения им обязанностей перед бюджетом по уплате налогов, наличие кредиторской и дебиторской задолженности, а также оценить рентабельность и выявить, не находится ли контрагент на стадии принятия решения о подаче заявления о признании самого себя несостоятельным (банкротом).
В этом случае компания может заплатить аванс и не получить желаемого по контракту, а встать в реестр требований кредиторов уже потому, что не смогла увидеть факт несостоятельности контрагента перед заключением с ним договора и уплаты ему денежных средств.
В ряде сделок совместно с запросом отчетности стоит запросить гарантийное письмо об уплате всех налогов, предусмотренных законодательством для этого контрагента.
8. Проверить реальное наличие активов, офиса, складов...
Не всегда налоговая или бухгалтерская отчетность может отражать в себе достоверные сведения. Вопрос об ответственности этого контрагента в этом случае у компании не стоит, так как он занят не поиском нарушителей налогового законодательства, а установлением отношений с надежным контрагентом.
Можно запросить соответствующее гарантийное письмо у контрагента, но по факту этого недостаточно для подтверждения реальности наличия активов.
9. Проверка контрагента в реестре недобросовестных поставщиков.
Это позволит выявить уже заранее неблагонадежного контрагента, который по тем или иным признакам, указанным в таком реестре, имеет статус недобросовестного.
Обратите внимание: такие признаки, как срок нахождения компании на рынке, обслуживающий банк, количество персонала – относятся к косвенным. На них стоит обращать внимание, но делать выводы относительно неустойчивости контрагента только по этим параметрам на практике не всегда целесообразно.
Золотое правило: не платить до подписания контракта даже аванс. Не спешите расставаться с деньгами.
Уже по качеству самого договора, предлагаемого для подписания, можно очень многое сказать о контрагенте, его бизнесе, его подходе к работе, исполнению обязательств и ценностях при совершении сделок.
Если деньги идут вперед контракта, то условия такого контракта, как бы сильно они ни устраивали, потом изменить будет нельзя, как и проверять контрагента на неблагонадежность после подписания договоров и уплаты денежных средств.
Материалы по теме:
Как в непростые времена найти деньги на развитие малого бизнеса
Эти люди вообще знают, что нарушают закон? Как Instagram стал крупнейшей площадкой по продаже контрафакта
Криптовалюта и закон: как регулируют биткоин в разных странах
Зарплата акциями – новый тренд. Но что с ним не так?
Как увеличить стоимость компании за счет интеллектуальной собственности
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Просто о сложном: первые шаги в бизнесe»
- 1 Контрагенты из недружественных стран: как с ними работать
- 2 Можно ли пользоваться телефоном во время полета?
- 3 Депремирование: что это в рамках трудового кодекса и за что сотрудник может быть лишен премии законно
- 4 Непубличное акционерное общество: что это, общие положения
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025