Колонки

Почему ваша идея в России НИЧЕГО не стоит

Колонки
Станислав Зиновьев
Станислав Зиновьев

Управляющий партнер PLATON

Виктория Кравченко

Rusbase продолжает серию постов, посвященную интеллектуальной собственности: защите идей, патентам и авторскому праву. 

Станислав Зиновьев, управляющий партнер PLATON, рассказывает о защите интеллектуальной собственности в США: как это сделать, зачем это нужно и какие есть нюансы. 

А также в этой статье есть ответ на ГЛАВНЫЙ вопрос: почему ваша идея в России НИЧЕГО не стоит.

Почему ваша идея в России НИЧЕГО не стоит
Присоединиться

Что такое интеллектуальная собственность

Прежде всего хотелось бы рассказать читателям Rusbase, что же такое интеллектуальная собственность и какое отношение она имеет к российским стартапам.

В широком понимании интеллектуальная собственность — это исключительное право, «монополия» автора на использование результатов своей интеллектуальной или творческой деятельности.


Интеллектуальную собственность можно разделить на несколько основных видов:

1. Авторское право («Copyrights» или ©)

Авторское право распространяется на оригинальные произведения и возникает, как только вы «фиксируете» ваше творение на материальном носителе.

Приведем пример: танцевальное представление само по себе не является авторским правом, но как только представление записано на видео, оно будет защищаться. В США эта защита длится на протяжении жизни автора плюс семьдесят лет.

2. Патентное право

Патентное право запрещает другим изобретателям использовать, импортировать, продавать ваше изобретение в течение срока действия патента (документа, удостоверяющего ваше исключительное право на изобретение).

Срок действия патента в США составляет от 14 до 20 лет в зависимости от того, что вы запатентовали.

3. Товарные знаки

Товарный знак является символом, который используется в торговле для идентификации товара или услуги. Это может быть слово, изображение, звук (не поверите, но да, характерный звук мотоциклов Харлей Дэвидсон является зарегистрированным товарным знаком), цвет и так далее.


Законодательство о торговых знаках в первую очередь защищает права потребителей: когда вы купили бутылку Coca-Cola, вы, как потребитель, должны быть абсолютно уверены, что купили именно ее, а не бутылку Pepsi, и наоборот.


Товарный знак работает до тех пор, пока владелец поддерживает его. Например, немногие знают, что «Аспирин» когда-то был охраняемым торговым знаком, но владелец не мог его поддерживать финансово, так что товарный знак попал в так называемый public domain, его использование стало общедоступным.

4. Коммерческая тайна

Коммерческой тайной является информация, которая имеет экономическую ценность, и должная защита которой позволяет получить от этого выгоду, сохранить репутацию, товар на рынке и избежать неоправданных расходов.


В последние годы многие государства приняли законы, которые рассматривают присвоение коммерческой тайны как преступление, предусматривающее лишение свободы.


Некоторые читатели, возможно, помнят, как наш бывший соотечественник попал под раздачу за хищение коммерческой тайны у его работодателя Goldman Sachs Group.


Зачем защищать интеллектуальную собственность за рубежом?

А теперь у вас наверняка возник вопрос — как же все это относится к вам, малому бизнесу?

Ответим на этот вопрос описанием нескольких примеров, которые демонстрируют, насколько важно защищать свои интеллектуальные права за пределами России:

1. Кража идеи

Вы изобрели что-то очень ценное, то, что давно ждет рынок. Затем вы находите потенциального инвестора, презентуете ему вашу идею, но получаете отказ. К сожалению, очень часто вместе с отказом вы не только не получаете инвестиции, но и можете потерять вашу идею.


Мораль: если ваша идея не защищена и, например, вы еще не сформировали комплект документов для подачи заявки на патент, то инвестору ничто не мешает украсть изобретение или идею.


2. У вас есть только год

Как и в первом примере, вы изобрели какой-то продукт и наладили производство, но не стали первым делом оформлять заявку на патент. Далее, после более чем года успеха в бизнесе, вы понимаете, что ваш продукт не защищен, и решаете его запатентовать. Но к этому времени может быть уже слишком поздно, так как заявку мог подать кто-то до вас.


Мораль: в большинстве стран, включая США, если вы не подали заявку на патент в течение 12 месяцев — вы не сможете когда-либо получить патент.


3. Защита бренда

Вы открыли новый бизнес под брендом «РАКЕТА». Ваш бренд «РАКЕТА» успешно развивается, но однажды утром вы узнаете, что вы –ответчик по иску за нарушение использования чужой торговой марки.


Мораль: вам нужен патентный поверенный, чтобы убедиться, что бренд «РАКЕТА» не принадлежит другой компании.

Хороший пример — когда Apple начала продавать второй iPad в Китае, то получила иск за нарушение торговой марки IPad 2, принадлежавшей другой китайской компании.


4. Авторские права на контент

Вы запускаете веб-сайт своей компании и используете на нем некоторые изображения «из интернета». Несколько месяцев спустя вы получаете письмо от владельца того или иного изображения с требованием оплаты за несанкционированное использование изображений.


Мораль: вы должны получить copyright-разрешение владельца, прежде чем использовать его изображение или материалы.

Это реальный случай, наши клиенты сталкиваются с жесткими штрафами.


5. Еще раз про авторские права

Как и в примере №4, вы запускаете веб-сайт своей компании. Вы нанимаете копирайтера, чтобы написать статьи о вашем бизнесе. Копирайтер пишет статьи, и вы с гордостью размещаете их на своем сайте. Три месяца спустя вы обращаете внимание, что те же статьи размещены на сайте вашего конкурента. Конечно, вы требуете, чтобы конкурент удалил статьи, но если он отказывается? Вы предъявляете ему иск за нарушение авторских прав…и проигрываете!


Мораль: вы являетесь владельцем авторских прав на статью, только если копирайтер написал их вам как сотрудник по трудовому договору (work-made-for-hire).

Если копирайтер не был вашим сотрудником, а написал статьи в качестве фрилансера, то вы находитесь вне правового поля, так как авторскими правами на статьи будет владеть он, а не вы.


Несколько слов о том, как обстоят дела в России

Почему здесь с защитой вашей гениально разработанной идеи намного сложнее и, главное, почему ваша идея ничего не стоит.

В настоящее время набирают обороты различные хакатоны, спиддэйтинги, скаутинги, где вы представляете на обозрение свои проекты, презентации, стартапы, мобильные приложения, желая привлечь большие деньги на развитие.


Мало кто задумывается о том, что во время презентации инвестору ваша идея им тут же будет украдена или сделана по образу и подобию.


Ведь это создал и разработал я, скажете вы, у меня есть свидетели и другие аргументы! Но, смею вас огорчить, даже если продукт разработали вы, ничто и никто не помешает в его копировании, а главное – в подаче заявки в Роспатент третьим лицом, если вы этого не сделали до презентации или общения с инвестором.


Почему важно зарегистрировать свои права до встречи с инвестором?

  1. Во-первых, это ваша безопасность.
  2. Во-вторых, обратите внимание, что многие площадки, хакатоны, скаутинги, где вы представляете свои гениальные идеи и продукты, при подписании соглашения об участии в них зачастую прописывают либо открытым текстом, либо сноснкой с маленькой звездочкой, что организатор, спонсор, партнер (любое другое лицо) имеет право использовать по своему усмотрению любые идеи, концепции, принципы, методы, процессы, не являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации объектами интеллектуальной собственности, созданные участниками.

Это не значит, что идя на встречу, вы идете на благотворительный бал с бесплатной раздачей вашей идеи. Просто не забывайте, что цена вашей идеи равна нулю, пока вы не оформите на нее права.


Мораль: если ваша идея не защищена и, например, вы еще не сформировали комплект документов для подачи заявки на патент, то инвестору ничто не мешает украсть изобретение или идею.


При этом имейте в виду, что в России идею, бизнес-модель запатентовать практически невозможно. Например, если вы изобрели бизнес-модель передачи средств клиента между финансовыми учреждениями в новой форме и неочевидным способом, если вы покажете, что такая модель тесно переплетается с определенными особенностями, например, финансового рынка, то эта модель может быть запатентована в США, в России – нет.

Подробнее о том, зачем защищать интеллектуальную собственность за рубежом, можно прочитать тут.


Как же себя обезопасить?

Первое, главное и самое простое – регистрируйте свой продукт, идею, которую желательно в России как-то формализовать, в Роспатенте. Зачем, спросите вы? Считаете: «Сделаю это после получения первого транша от инвестора»?

Вариант не самый плохой, ведь с деньгами у вас сейчас туго. Только помните, что в случае успешной защиты интеллектуальных прав третьим лицом (им может быть и инвестор) – патент послужит эффективным способом защиты, но только уже от самого создателя, то есть вас.

А причина простая: патентная система большинства стран (в том числе России и США) основывается на принципе, при котором изобретение принадлежит тому, кто первым зарегистрирует свое право (first-to-file).

Как еще?

  • 1. Подписывайте соглашение о конфиденциальности/неразглашении, но тут есть одно большое НО!

Потенциальные инвесторы не любят подписывать соглашения о неразглашении, тем более что вы просите о помощи с их стороны.

Еще мы бы обратили ваше внимание, с кем именно идут потенциальные переговоры. Если вопрос о заключении/незаключении соглашения идет с профильным инвестором/компанией, которая понимает содержание, алгоритмы, процессы вашего продукта, то риск, что вашу идею «украдут» намного выше, чем если инвестором будет выступать какой-нибудь непрофильный банк или инвестиционная компания.

Помните, заключая NDA, вы НЕ обезопасите себя в полной мере, ведь всегда можно его нарушить и прописать так, что размер штрафа за его нарушение с лихвой окупит стоимость будущего проекта, также, добиваясь выплат и восстановление справедливости, вы потратите немало денег на юриста и судебные процессы, доказывая, что эта идея с продуктом принадлежит вам.

  • 2. Не самый плохой вариант заключить договор на разработку, например, программного продукта.

Заключая такой договор с дружественным заказчиком, вы формально передаете ему все права на ваш продукт, который разрабатывается и поставляется Заказчику в соответствии с техническим заданием.

Однако важно знать, что даже подписанный договор на разработку нового продукта, каковым он для вас является, не исключает возможных претензий со стороны третьих лиц по вопросам авторских, патентных или любых иных прав, а также нарушения во время реализации заказчиком исключительных прав на использование программы, созданных в рамках вашего договора.


В заключение

Хотелось бы подвести небольшой итог и сказать, что мы ни в коем случае не агитируем бежать сломя голову в США и подавать заявки в USPTO для защиты своих прав, не делая это в России.

Просто имейте в виду, что правосознательность в России далека от идеала, здесь неформализованная и незарегистрированная идея ничего не стоит.


Материалы по теме:

4 способа заработать на патентах

Как получить патент в США: пошаговая инструкция

Патенты за рубежом. Часть 1: Что такое интеллектуальная собственность?

Патенты за рубежом. Часть 2: Почему именно США?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Суд аннулировал товарный знак «Я.Такси» по иску «Яндекса»
  2. 2 Выбор редакции: за какими стартапами стоит следить в 2020 году
  3. 3 20 cамых успешных предпринимателей в сфере TravelTech
  4. 4 Предварительное обследование: выводы из рейтинга MedTech
  5. 5 Выбор редакции: какие стартапы нам запомнились в 2018 году