Top.Mail.Ru
Колонки

Что делать, если инвестиционная политика компании не работает

Колонки
Михаил Морозов
Михаил Морозов

Эксперт факультета финансовой аналитики GeekBrains

Екатерина Алипова

Когда компания становится прибыльной, у собственника возникает вопрос — как распорядиться деньгами. Один из вариантов — вложить заработанное в чужие бизнесы, криптовалюту или акции.

О том, почему внешние инвестиции могут обернуться для компании убытками и как сократить риски финансовых потерь, рассказывает Михаил Морозов, венчурный и финансовый аналитик и эксперт факультета финансовой аналитики GeekBrains.

Что делать, если инвестиционная политика компании не работает

Политика против хаоса

Любой бизнес должен приносить прибыль. Но если владелец не слишком понимает, что с ней делать, заработанные деньги можно быстро потерять.

Существуют два основных варианта распределения прибыли:

  1. Внутренние — это вложения в развитие собственного бизнеса.
  2. Внешние — инвестиции в любой инструмент, не связанный с основной деятельностью компании: от покупки бизнесов в других отраслях до игры на биржах. 

В западной бизнес-практике есть такое понятие, как IPS: инвестиционная политика. В этом документе прописано, куда и на каких условиях компания инвестирует свою нераспределенную прибыль по итогам года. Так у всех совладельцев и топ-менеджеров появляется четкое понимание: куда можно и нельзя вкладывать средства компании.

 

Разработка инвестиционной политики

В небольшом бизнесе разработкой инвестиционной стратегии обычно занимаются владельцы. При желании они могут привлечь к этому процессу ключевых специалистов:

  • директора по развитию,
  • по производству,
  • финансового директора.

В более крупных компаниях можно выделить шесть категорий специалистов, мнения которых необходимо учитывать при составлении инвестиционной политики: 

  1. Совет директоров;
  2. Финансовый департамент;
  3. Управляющие инвестиционными портфелями;
  4. Юридический департамент;
  5. Аудиторы;
  6. Инвесторы. 

 


  • Цели инвестирования — основное, с чего нужно начинать

Компания определяет, какой прирост капитала за какой срок является ее целью (например, «удвоить капитал за 10 лет»). Из этих показателей исходят, когда выбирают принципы и стратегии инвестирования.

К примеру, если целевые показатели амбициозные, следует использовать более выгодные (и зачастую более рискованные) инструменты.

  • Принципы инвестирования определяют основные критерии при выборе объектов вложений

Первый вопрос — допускает ли компания в принципе возможность внешних инвестиций. если да, то можно прописать требования к их размеру, категории активов, секторам экономики, минимальной доходности и т.д. Важно, чтобы эти принципы были максимально конкретными и четкими.

  • Модель поведения на инвестиционном рынке определяет, как предприятие будет взаимодействовать с ним
Например, каким типом инвестора компания хочет быть (активным или пассивным), какие инструменты и стратегии инвестирования использовать, какой уровень риска принимать.

Важно помнить о приоритетах. если самое важное — стабильный доход, нужно вкладываться в консервативные инструменты. 

  • Ограничения — важная часть инвестиционной политики

Это условия, при которых компания точно не вкладывает свои средства во внешние инструменты. Это финансовые условия. Например, «мы не инвестируем в проекты с рентабельностью ниже 15%». 

Ограничения могут быть связаны с недопустимо высоким риском финансовых потерь. В политике прописывается, какие виды предприятий компания считает слишком рискованными. Например, рассматривает стартапы, но не инвестирует в крипту, Forex и биржевые сырьевые товары (нефть, золото, пшеница). 

Некоторые ограничения диктуются моралью. В инвестиционной политике может быть прописано: «не инвестировать в МФО, табачную или алкогольную индустрию» и т.д.

Ограничения возможны и из-за каких-то взглядов владельцев на бизнес. Например, «Мы не инвестируем в то, что нельзя пощупать руками». 

 

Как уменьшить риски неудачных вложений

Ключевой момент в любом инвестировании — соотношение риска и возможной доходности. Задача собственников — свести вероятность убытков к минимуму.

Для этого существует несколько проверенных способов: 

  1. Диверсификация портфеля инвестиций. Инвестор может разнообразить свой портфель, вкладывая средства в различные виды активов. Он делит проекты на три части по уровню риска: низкий, средний, умеренно-высокий. Затем ставит ограничение на каждый вид инвестиций в соответствии с прописанным в IPS “аппетитом к риску” (​​Risk appetite). Например, не более 30% в венчурные проекты (риск умеренно-высокий), 30% — в краудлендинговые площадки (риск средний), а остальное — в почти безрисковые гособлигации.  
  2. Ограничение размера инвестиций. Инвестор может ограничить размер вложений в отдельные отрасли, инструменты или компании. Например, в одну отрасль или в один инструмент можно направлять не более 30% инвестиций.
  3. Анализ состояния интересующего проекта. Особое внимание следует обращать на факторы риска, среди которых — кассовые разрывы (не относится к стартапам), закредитованность (не может применяться к стартапам), частые смены руководства.
  4. Использование финансовых инструментов, таких как реальные опционы и фьючерсы, для защиты от рисков.
  5. Стратегии управления рисками — такие, как установление максимальной суммы возможных потерь от одного проекта. еще один вариант — разделить риски с партнерами. Например, в IPS прописывается, что компания инвестирует в стартапы только с другими соинвесторами в количестве не менее трех. Это служит дополнительной страховкой от крупных потерь. 
  6. Разработка кризисного плана, который позволит компании быстро реагировать на любые кризисные ситуации. В инвестиционной политике следует обозначить, как часто и в каких ситуациях она может пересматриваться, в каком составе это должно происходить.

Читайте по теме: 5 принципов венчурных инвесторов, которые пригодятся каждому


 

Как принимать инвестиционные решения в бизнесе

Итак, у компании есть проект для внешних инвестиций. Он соответствует всем ее базовым критериям. Как определить, вкладываться в него или нет?

Для этого нужно назначить заседание инвестиционного комитета, который призван оценить проект по нескольким параметрам:

  • Анализ рынка и потребностей клиентов

Важно изучить рынок, на котором работает бизнес или планируется запуск проекта «с нуля»: размер и динамика, доля компании на нем, тренды, уровень конкуренции, легкость входа и госрегулирование.

  • Оценка показателей компании

если речь идет о покупке действующего бизнеса, стоит оценить такие критерии — выручку, рентабельность, оборачиваемость активов, ликвидность, финансовую устойчивость. Например, высокая оборачиваемость и стабильная рентабельность могут указывать на возможности для расширения бизнеса. 


Читайте по теме: «Инвестируй, капитализируй, повтори» — из чего инвестору сегодня собрать портфель


Для оценки стартапов, где юнит-экономика может быть отрицательной, важный фактор — наличие ранее полученных раундов инвестиций или существенные (от $100 тыс.) денежные вливания личных средств фаундеров в развитие своего проекта.

Кроме этого, важны рост клиентской базы стартапа и рост ее LTV. 

  • Оценка команды

Нужно принимать во внимание уровень менеджмента, профессионализм руководства, деловую репутацию топ-менеджеров и кадровую стабильность. Стоит изучить резюме и опыт работы ключевых управленцев.

Бывает, что проект выглядит со всех точек зрения перспективным и привлекательным. Но в беседе с основателями инвестор упустил всего один момент, который может стать решающим. Например, уже в процессе выясняется, что у стартапа нет технических специалистов высокого уровня, и он не может их нанять. 

  • Оценка потенциала инвестиционного проекта

Можно выделить шесть основных показателей привлекательности инвестиционного проекта:

  1. Ожидаемая доходность инвестиционного проекта (PI);
  2. Сумма первоначальных инвестиций (I0);
  3. Чистая приведенная стоимость денежных потоков с учетом суммы инвестиций (NPV);
  4. Срок окупаемости инвестиций (PP);
  5. Уровень риска инвестиционного проекта (IRR ÷ WACC);
  6. Рентабельность инвестиций (ROI).

В IPS эти показатели должны быть приоритезированы и указаны минимальные значения, начиная с которых проект выносится на рассмотрение инвестиционного комитета компании.

Например, некоторые инвесторы могут принципиально не рассматривать проекты с рентабельностью по чистой (или операционной) прибыли ниже, чем аналогичный показатель основного бизнеса.

  • Изучение прогнозов

На Западе существует много аналитических инструментов для инвесторов. Самые известные из них — PitchBook и MarketsandMarkets. Они предлагают базы данных по всем сделкам стартапов и вообще по всем финансовым проектам и широкую аналитику.

Эти данные нельзя игнорировать.

Например, отрасль биотехнологий считается очень перспективной. Но, по данным прогнозов, в ближайшие 10 лет ее время еще не придет — при 

существующих технологиях там очень долгий цикл разработки. Значит, прибыли в этом временном горизонте от данной отрасли вряд ли стоит ждать.

  • Принятие решения

При вынесении финальной оценки нужно убедиться, что инвестиции соответствуют общей стратегии бизнеса и его целям. 

Например, если цель бизнеса — повышение рентабельности, то инвестиции должны идти на оптимизацию производства и сокращение издержек. Другой приемлемый вариант — вложения во внешние проекты, чья доходность заметно превышает рентабельность бизнеса при сопоставимых риска. 

Оценивать стоит не только проект, но и других соинвесторов, если они есть.

К примеру, кто-то из потенциальных партнеров в последние пять лет показывает невысокие результаты в венчуре: из пяти проектов в одной нише (например, робототехнике) он «провалил» четыре. Наверное, это повод еще раз внимательно оценить перспективы такого сотрудничества.

 

Почему инвестиционная политика может не работать

если инвестиции не приносят ожидаемого результата, в первую очередь следует проверить, не нарушает ли компания свою инвестиционную политику. Как правило, именно в этом — одна из основных причин неудач. Например, инвесторы закрыли глаза на пункты своей политики относительно рисков, погнавшись за высокой доходностью.

еще одна частая причина неудач — невнимательность в расчетах при оценке стартапа. Например, в презентации было приведено очень много цифр, и инвестор в них просто запутался.

В инвестиционной политике обязательно прописывается регулярность ее пересмотра — например, раз в три года. Но это нельзя принимать за догму. В некоторых случаях политика требует немедленного пересмотра. Первый такой случай — регулярные неудачи инвестиционных проектов. 

Второй повод для пересмотра — резкие изменения внешних обстоятельств. Например, весной 2020 года изменилось практически все. И старые установки, даже самые правильные, стали неактуальными. Некоторые отрасли и проекты, которые считались перспективными, перестали приносить прибыль.


Читать по теме: Эксперты BlackRock разуверились в беспроигрышности классической стратегии инвестирования


Как только становится понятно, что ситуация идет «не туда», необходимо тут же собрать инвестиционный комитет. его задача — решить, что делать со стратегией дальше: кардинально переработать или лишь конкретизировать.

Важно помнить: форс-мажоры и «черные лебеди» будут всегда, они могут вызывать убытки. Поэтому в инвестиционной политике стоит прописать «допустимую сумму потерь». Например: «10% от вложенного за 5 лет капитала». если реализовался какой-либо негативный сценарий — просто фиксируем убытки, делаем выводы и идем дальше.

 

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Быстрый онбординг и вовлеченность сотрудников: зачем компании описывать HR-процессы
  2. 2 3 рабочих инструмента, чтобы бизнесу не умереть в первый год
  3. 3 Подводим итоги месяца в компании — как делать это правильно?
  4. 4 ТРИЗ — что это и как внедрять?
  5. 5 Как заключить договор на издание ПО: условия и особенности
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти