Александр Галичкин, совладелец сети гриль-баров МЕЕТ МЕАТ, рассказывает, как ушел с госслужбы, купил бизнес на Avito и за год превратил одну точку в сеть из шести ресторанов.
Объявление о продаже бизнеса я нашел на Avito
История с МЕЕТ МЕАТ началась осенью 2016 года. Я закончил Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, по окончании которого получил два диплома: специалист по управлению цепями поставок и бакалавр юриспруденции.
Прошел стажировку в Министерстве промышленности и торговли и осознал, что госслужба — не мое. Единственный правильный путь — возвращаться в коммерцию.
Тогда я стал активно искать варианты. На Avito мне попалось объявление о продаже бизнеса. Это был готовый корт МЕЕТ МЕАТ в самом центре Москвы.
Эта концепция меня заинтересовала: престижное место в центре города и сакральный продукт — мясо. Проект не был сомнительным из серии низкокачественного стрит-фуда, а скорее из ранга ресторанного бизнеса, поэтому в МЕЕТ МЕАТ я поверил.
Плюсы значительно перевешивали минусы, и было решено взяться за проект. Позже у меня появился партнер Виталий Жарков, с которым мы до этого около десяти лет работали в других проектах. Уже 1 ноября 2016 года мы приняли первого гостя.
В начале работы картина была грустная. Очень
Забегая вперед, скажу, что в общей сложности с учетом покупки, затрат на аренду и вложений в модернизацию точки мы вложили 3,5 миллиона рублей.
Конечно, я рассчитывал, что первая точка окупится быстро, но бизнес в предпродажной стадии был сильно переоценен, и ясно это стало лишь спустя несколько месяцев, что сыграло и положительную роль: появилось больше мотивации сделать бизнес прибыльным.
У предыдущего собственника что-то не заладилось. На расспросы о продаже он отвечал, что уходит в более доходный сегмент, да и с партнерами по проекту у него разногласия.
Когда я спросил у предыдущего собственника про возможность использования названия, получил мгновенный ответ: «Мне ничего не надо, забирайте все, только купите».
Проанализировав с партнером отзывы о работе точки, мы поняли, что все же большинство клиентов были довольны, и мы купили проект, оставив первоначальное название.
Чтобы выжить, пришлось поменять все
Вспоминаю с улыбкой первые выручки в 3000 рублей в точке в 10 минутах ходьбы от Кремля. Чтобы выжить, пришлось поменять все. От старого МЕЕТ МЕАТ остался только мясной акцент в меню и название, на которое и сейчас есть претенденты.
Начали с ремонта. Ресторан располагался в помещении площадью восемь квадратных метров с черными стенами и безвкусным ремонтом. Было очевидно, что нужная публика в подобное место не потянется.
Безучастных поваров меняли на вовлеченных сотрудников. Первый повар, к слову о вовлеченных, с нами до сих пор. Меняли и поставщиков. Так как одна из моих специальностей – логист, я искал наиболее оптимальные схемы поставок.
Мы почти полностью обновили меню и изменили подачу блюд. Экспериментировали и с маркетинговыми инструментами: тейблтенты, кобрендинговые акции. Работали с блогерами, развивали аккаунты в соцсетях, тратили на таргетинг, а в первое время работали и с купонными сайтами.
Сложности ресторанного бизнеса
Спустя три месяца мы достигли самоокупаемости. Средств было достаточно на уплату аренды, различные платежи, закупку товаров и зарплату сотрудникам. Это порядка 600 000 рублей.
С января 2017 года мы начали расти, а далее впали в стагнацию, когда начался «не сезон», и достигли максимального показателя 1,25 миллиона рублей. В это время мы уже открывали несколько точек.
Конечно, не все точки прибыльные, но в целом картина позитивная. Например, флагманский MEET MEAT на «Гастроферме» благодаря удачной локации и выбранному концепту развития гастрономического лофта демонстрирует хорошие финансовые показатели. Так, точка на Гастроферме делала 40% выручки всей сети.
Ресторанный бизнес крайне непростой: слишком много примитивных бизнес-процессов, которые, несмотря на это, требуют повышенного внимания и особого контроля выполнения.
Есть ряд влияющих факторов. Самое главное — поставки — что-то может прийти не вовремя, что-то некачественное или не дотягивает по качеству. Мы не можем рисковать доверием гостя и тогда появляется простой. К сожалению, контрагенты не всегда исполняют обязательства вовремя.
В случае ошибки, как минимум — недовольный гость, как максимум — простой.
Еще один минус — малый штат сотрудников. Нет огромного количества кадров, поэтому, если случается форс-мажор, ищешь замену и хорошо, если быстро перехватил повара с точки и перенаправил на другую точку. Ищешь долго — простой.
Более того, многие процессы завязаны на одном человеке — руководителе: реклама, счета, контроль работы. Можно было бы открыть позицию управляющего, но из бюджета сразу вычитается слишком внушительная сумма для малого бизнеса.
Но и все процессы нельзя завязывать на себе. Если ты выходишь из строя, бизнес выходит из строя вслед за тобой. Снова простой.
Бизнес не должен сильно зависеть от владельца
Я советую бизнес строить таким образом, чтобы он максимально не зависел от владельца. Многие не имеют средств на менеджеров, а многие еще и делегировать обязанности не умеют.
Я учусь делегировать задачи, и стремлюсь к тому, чтобы на каждой точке был старший, которому можно было бы ставить задачи. Не нужно будет бесконечно переписываться со службой доставки и решать мелкие проблемы.
Естественно, мы работаем над улучшением работы, реинвестируем, совершенствуем бизнес-процессы, обновляем оборудование. Учитывая, что основа меню — мясо — мы стараемся не только удерживать качество на достойном уровне, но и повышать его, себестоимость тоже держится на высоком уровне.
Мы прикладываем все усилия, чтобы гости не ощущали работу по удержанию уровня качества на своем кошельке.
Сегодня рентабельность бизнеса составляет 30%. Все деньги остаются в компании и уходят на развитие. Совокупный оборот превышает 4 миллиона рублей в месяц.
Последние три месяца мы пересматриваем рекламные инструменты, так как эффективность рекламы предварительно просчитать практически невозможно, и в целом она достаточно низкая, учитывая тот сегмент, в котором мы работаем. Но одно могу сказать точно — нам удалось сохранить уровень эффективности рекламы при снижении затрат.
Материалы по теме:
«У нашего проекта был лишь один недостаток: он был никому не нужен»
20 успешных стартапов, которые начинали как сторонние проекты
«Если все получится, будет прорыв» — как я ушел из журналистики и создал свою компанию
«Я взял 10 тысяч рублей и сделал бизнес, который через 4 года вышел на миллиардные обороты»
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter