Хотите на ТВ или мечтаете о статье в журнале, но не знаете, чем впечатлить журналистов?
Галия Алеева, экс-журналист телеканала НТВ, рассказывает о пяти факторах, которые могут помочь вам «засветиться» в СМИ.
От бомжа до губернатора, от разработчика провального стартапа до владельца международного бизнеса, от наркомана до знаменитости – это общие границы социального статуса людей, у которых мне приходилось брать интервью.
Вообще, статья в издании или сюжет на телевидении могут быть о ком угодно. Мы ищем людей – не всегда «живых», но обязательно интересных.
Если вы достигали больших или необычных целей, принимали неординарные решения, делаете что-то важное и полезное для общества (или «неполезное», но это уже другой жанр), то, скорее всего, вы привлечете к себе внимание СМИ.
Но если вы не Илон Маск, а малоизвестный эксперт, то как вам повысить шансы попасть на ТВ или в издание? Делюсь своим видением того, каким нужно быть, чтобы точно понравиться и журналисту, и аудитории.
Профессионализм и увлеченность своим делом
Первое, от чего вам следует оттолкнуться, – собственная компетенция.
Когда мне приходит предложение записать мнение эксперта для статьи или сюжета, то первым делом я смотрю, в каких СМИ и по каким темам он уже «светился» (если публикаций еще нет – не страшно). В особенных случаях я прошу у потенциального спикера ссылки на опубликованные книги или научные статьи, узнаю об участии в профессиональных выставках и форумах.
Активность говорит о том, что, скорее всего, человек занимается любимым делом, и ему не наплевать на свою работу и репутацию.
Это – не перегоревший равнодушный сотрудник, а человек, который следит за достижениями коллег, не маркетолог, прошедший онлайн-курсы, а профессионал, который успешно реализовал кейсы, – тот, кто хорошо знает свое дело.
Мы – журналисты – любим, когда можно проконсультироваться с компетентным человека по сложным вопросам: экономическим, политическим, научным, историческим. Поэтому очень обидно приезжать к «эксперту» со съемочной группой и понимать, что он сам за пять минут до встречи прочитал «Википедию» или – еще хуже – сыплет мифами и легендами из первой же статьи, которую выдает поисковик.
Умение понятно излагать свои мысли
Быть профессионалом и обладать эксклюзивными знаниями – это базис. Но нужно еще и уметь рассказать об этом. Иногда бывает так, что мастер на все руки не может внятно объяснить суть своей работы. С таким я встречалась на различных производствах. Наверное, несправедливо требовать от человека, работающего руками, ясно излагать свои мысли, но ведь именно у таких простых рабочих полно интересных историй, которыми им сложно поделится, не прибегая к ненормативной лексике.
Когда я работала в научно-популярных проектах, мне часто приходилось записывать интервью с преподавателями вузов, и я заметила у многих из них одну особенность – они умеют очень четко и емко «упаковывать» мысли в слова.
Кстати, лайфхак – возможно, вам будет легче держаться перед камерой, если вы представите себя преподавателем, а зрителей – студентами.
Отсутствие явных проблем с дикцией
Людей с явными проблемами речи не так много. Легкая картавость или шепелявость, региональный говор или небольшой акцент – все это не страшно и даже придает определенный колорит.
От спикеров обычно не требуют четко поставленной дикции. Но все-таки пару раз я сталкивалась с тем, что интервью, записанное для ТВ, не шло в эфир, потому что было сложно разобрать речь, хотя человек обладал значительными знаниями и понятно формулировал свои мысли.Если у вас плохая прическа – это можно исправить на съемочной площадке, если вы не можете сформулировать свою мысль – журналист поможет, но если вы плохо говорите – то тут уже ничего не сделаешь.
Иногда редакторов на телеканалах смущают не столько дефекты речи интервьюируемого, сколько «бурчание под нос». Так что мямлить не стоит. Поэтому, если вы знаете, что у вас есть некий дефект, но планируете продвигать свой личный бренд с помощью видео (неважно, для ТВ, блога на YouTube или Instagram), лучше его исправить. Техника речи еще не помешала никому.
Конечно, если ваше интервью будет только в письменном виде – этот момент не столь важен. Как и следующий.
Нормальный внешний вид
Про то, как нужно выглядеть, чтобы хорошо получиться в кадре, я написала отдельную колонку – «Как подготовиться к интервью на телевидении».
Если вкратце, то важны:
- опрятность,
- ухоженность,
- аккуратность.
Чистые и причесанные волосы, выглаженная одежда без пятен, здоровый цвет лица, легкий макияж. «Нормальность» внешнего вида журналист определит заранее – когда посмотрит ваши фото в соцсетях. Конечно, вряд ли этот момент станет решающим при выборе кандидата для сюжета, но исключения есть.
Внешний вид очень зависит от профессии человека. Однажды нам нужно было снимать стилиста, который должен был просто подстричь нашу героиню и прокомментировать состояние ее волос, – задача несложная.
Нам было важно только одно – чтобы стилист смотрелся стильно. На фото он выглядел стройным и необычным: с яркой прической и в модной одежде. Однако на съемке выяснилось, что этот кадр был сделан пару лет назад.
Перед нами стоит тот же самый человек, только на 15 килограммов больше, со стрижкой под машинку и в несвежей одежде. В итоге съемка состоялась, но он в кадр не попал.
В другой раз нужно было записать интервью с археологом, известным преподавателем московского вуза. По фото и видео с ним в интернете я поняла, что молодой человек будет с растрепанными волосами и в водолазке. Легкая небрежность, но все-таки приятный внешний вид очень соответствовали образу его профессии и рассказу об археологических раскопках.
Эмоциональная раскрепощенность
Вообще, многие люди относятся к себе слишком критично, но особенно это касается экспертов. Видимо, это связано с тем, что они привыкли стремиться к идеалу в своей профессии, и им кажется, что и выступать в СМИ должны только специально обученные люди (поэтому иногда эту задачу перекладывают на PR-специалиста).
Часто спикеры отказываются давать интервью, мотивируя свой ответ тем, что они «не артисты».
Но если у вас есть желание выступить в СМИ (а это – самое главное), то вас не должно останавливать, что:
- вы не идеальны,
- вы не актер.
Как мне кажется, на самом деле под этими отговорками подразумевается эмоциональная раскрепощенность, которой обладают многие актеры. Действительно, даже в жизни с раскрепощенностью у наших людей большие проблемы, а перед камерой они и вовсе теряются. Поэтому, гипотетически, если у журналиста есть на примете два равносильных эксперта, то он выберет того, кто ведет себя живо и свободно перед камерой (или того, кто сможет подойти в нужное время).
По собственному опыту могу сказать, что о раскрепощении меньше всего думают люди, увлеченные своим делом, – они готовы рассказывать с радостью и взахлеб о том, что им интересно.
И да поможет вам блог!
Перед камерой люди теряются и говорят не совсем так, как в жизни, поэтому будет нелишним приобрести хотя бы минимальный опыт съемок. И верный способ сделать это – начать вести свой блог. Для этого важна не идеальная модельная внешность, а в первую очередь профессиональное мнение, интересная история и эмоциональность.
Если у вас много знаний и опыта, то не делиться ими онлайн – это грех.
Квалифицированные люди, которые много лет посвятили изучению конкретной, важной, интересной темы, а уже потом создали свой блог, ценятся на вес золота. Их знания – сокровища в море недостоверной информации. Именно таких людей выискивают журналисты.
Материалы по теме:
В закладки: российские журналисты, которые пишут о стартапах
Не выступаете в качестве спикера на бизнес-ивентах? Тогда можете забыть об успешной карьере
Как вырастить медийного спикера в своей команде
Сколько стоит корпоративный блог, а главное, зачем он вам
Как создавать качественный и трендовый контент: полное руководство
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025