Колонки

«Мы ищем людей – не всегда "живых", но обязательно интересных». Как наверняка понравиться журналисту?

Колонки
Галия Алеева
Галия Алеева

Журналист

Софья Федосеева

Хотите на ТВ или мечтаете о статье в журнале, но не знаете, чем впечатлить журналистов? 

Галия Алеева, экс-журналист телеканала НТВ, рассказывает о пяти факторах, которые могут помочь вам «засветиться» в СМИ.

«Мы ищем людей – не всегда "живых", но обязательно интересных». Как наверняка понравиться журналисту?

От бомжа до губернатора, от разработчика провального стартапа до владельца международного бизнеса, от наркомана до знаменитости – это общие границы социального статуса людей, у которых мне приходилось брать интервью. 


Вообще, статья в издании или сюжет на телевидении могут быть о ком угодно. Мы ищем людей – не всегда «живых», но обязательно интересных. 

Если вы достигали больших или необычных целей, принимали неординарные решения, делаете что-то важное и полезное для общества (или «неполезное», но это уже другой жанр), то, скорее всего, вы привлечете к себе внимание СМИ. 

Но если вы не Илон Маск, а малоизвестный эксперт, то как вам повысить шансы попасть на ТВ или в издание? Делюсь своим видением того, каким нужно быть, чтобы точно понравиться и журналисту, и аудитории.


Профессионализм и увлеченность своим делом 

Первое, от чего вам следует оттолкнуться, – собственная компетенция. 

Если вы хотите поделиться опытом работы в крупной компании или маленьком стартапе, рассказать о перипетиях своей карьеры и раскрыть секреты профессии, пишите на careerist@rb.ru. Лучшие рассказы опубликуем на Rusbase.

Когда мне приходит предложение записать мнение эксперта для статьи или сюжета, то первым делом я смотрю, в каких СМИ и по каким темам он уже «светился» (если публикаций еще нет – не страшно). В особенных случаях я прошу у потенциального спикера ссылки на опубликованные книги или научные статьи, узнаю об участии в профессиональных выставках и форумах. 


Активность говорит о том, что, скорее всего, человек занимается любимым делом, и ему не наплевать на свою работу и репутацию. 

Это – не перегоревший равнодушный сотрудник, а человек, который следит за достижениями коллег, не маркетолог, прошедший онлайн-курсы, а профессионал, который успешно реализовал кейсы, – тот, кто хорошо знает свое дело.

Фото: Unsplash

Мы – журналисты – любим, когда можно проконсультироваться с компетентным человека по сложным вопросам: экономическим, политическим, научным, историческим. Поэтому очень обидно приезжать к «эксперту» со съемочной группой и понимать, что он сам за пять минут до встречи прочитал «Википедию» или – еще хуже – сыплет мифами и легендами из первой же статьи, которую выдает поисковик.


Умение понятно излагать свои мысли

Быть профессионалом и обладать эксклюзивными знаниями – это базис. Но нужно еще и уметь рассказать об этом. Иногда бывает так, что мастер на все руки не может внятно объяснить суть своей работы. С таким я встречалась на различных производствах. Наверное, несправедливо требовать от человека, работающего руками, ясно излагать свои мысли, но ведь именно у таких простых рабочих полно интересных историй, которыми им сложно поделится, не прибегая к ненормативной лексике.

Фото: Unsplash

Когда я работала в научно-популярных проектах, мне часто приходилось записывать интервью с преподавателями вузов, и я заметила у многих из них одну особенность – они умеют очень четко и емко «упаковывать» мысли в слова. 

Кстати, лайфхак – возможно, вам будет легче держаться перед камерой, если вы представите себя преподавателем, а зрителей – студентами. 


Отсутствие явных проблем с дикцией 

Людей с явными проблемами речи не так много. Легкая картавость или шепелявость, региональный говор или небольшой акцент – все это не страшно и даже придает определенный колорит. 

От спикеров обычно не требуют четко поставленной дикции. Но все-таки пару раз я сталкивалась с тем, что интервью, записанное для ТВ, не шло в эфир, потому что было сложно разобрать речь, хотя человек обладал значительными знаниями и понятно формулировал свои мысли. 

Если у вас плохая прическа – это можно исправить на съемочной площадке, если вы не можете сформулировать свою мысль – журналист поможет, но если вы плохо говорите – то тут уже ничего не сделаешь. 

Иногда редакторов на телеканалах смущают не столько дефекты речи интервьюируемого, сколько «бурчание под нос». Так что мямлить не стоит. Поэтому, если вы знаете, что у вас есть некий дефект, но планируете продвигать свой личный бренд с помощью видео (неважно, для ТВ, блога на YouTube или Instagram), лучше его исправить. Техника речи еще не помешала никому. 

Конечно, если ваше интервью будет только в письменном виде – этот момент не столь важен. Как и следующий.


Нормальный внешний вид

Про то, как нужно выглядеть, чтобы хорошо получиться в кадре, я написала отдельную колонку – «Как подготовиться к интервью на телевидении». 

Если вкратце, то важны: 

  • опрятность, 
  • ухоженность,
  • аккуратность. 

Чистые и причесанные волосы, выглаженная одежда без пятен, здоровый цвет лица, легкий макияж. «Нормальность» внешнего вида журналист определит заранее – когда посмотрит ваши фото в соцсетях. Конечно, вряд ли этот момент станет решающим при выборе кандидата для сюжета, но исключения есть. 

Фото: Unsplash

Внешний вид очень зависит от профессии человека. Однажды нам нужно было снимать стилиста, который должен был просто подстричь нашу героиню и прокомментировать состояние ее волос, – задача несложная. 

Нам было важно только одно – чтобы стилист смотрелся стильно. На фото он выглядел стройным и необычным: с яркой прической и в модной одежде. Однако на съемке выяснилось, что этот кадр был сделан пару лет назад.


Перед нами стоит тот же самый человек, только на 15 килограммов больше, со стрижкой под машинку и в несвежей одежде. В итоге съемка состоялась, но он в кадр не попал. 

В другой раз нужно было записать интервью с археологом, известным преподавателем московского вуза. По фото и видео с ним в интернете я поняла, что молодой человек будет с растрепанными волосами и в водолазке. Легкая небрежность, но все-таки приятный внешний вид очень соответствовали образу его профессии и рассказу об археологических раскопках.


Эмоциональная раскрепощенность

Вообще, многие люди относятся к себе слишком критично, но особенно это касается экспертов. Видимо, это связано с тем, что они привыкли стремиться к идеалу в своей профессии, и им кажется, что и выступать в СМИ должны только специально обученные люди (поэтому иногда эту задачу перекладывают на PR-специалиста). 


Часто спикеры отказываются давать интервью, мотивируя свой ответ тем, что они «не артисты». 

Но если у вас есть желание выступить в СМИ (а это – самое главное), то вас не должно останавливать, что:

  1. вы не идеальны, 
  2. вы не актер. 

Как мне кажется, на самом деле под этими отговорками подразумевается эмоциональная раскрепощенность, которой обладают многие актеры. Действительно, даже в жизни с раскрепощенностью у наших людей большие проблемы, а перед камерой они и вовсе теряются. Поэтому, гипотетически, если у журналиста есть на примете два равносильных эксперта, то он выберет того, кто ведет себя живо и свободно перед камерой (или того, кто сможет подойти в нужное время).

Фото: Unsplash

 

По собственному опыту могу сказать, что о раскрепощении меньше всего думают люди, увлеченные своим делом, – они готовы рассказывать с радостью и взахлеб о том, что им интересно.


И да поможет вам блог! 

Перед камерой люди теряются и говорят не совсем так, как в жизни, поэтому будет нелишним приобрести хотя бы минимальный опыт съемок. И верный способ сделать это – начать вести свой блог. Для этого важна не идеальная модельная внешность, а в первую очередь профессиональное мнение, интересная история и эмоциональность. 


Если у вас много знаний и опыта, то не делиться ими онлайн – это грех. 

Квалифицированные люди, которые много лет посвятили изучению конкретной, важной, интересной темы, а уже потом создали свой блог, ценятся на вес золота. Их знания – сокровища в море недостоверной информации. Именно таких людей выискивают журналисты. 


Материалы по теме:

В закладки: российские журналисты, которые пишут о стартапах

Не выступаете в качестве спикера на бизнес-ивентах? Тогда можете забыть об успешной карьере

Как вырастить медийного спикера в своей команде

Сколько стоит корпоративный блог, а главное, зачем он вам

Как создавать качественный и трендовый контент: полное руководство


Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase