Колонки

Китайский копипаст: что российские EduTech-проекты могут перенять у китайцев

Колонки
Артем Гусев
Артем Гусев

Руководитель отдела международного развития онлайн-школы английского языка Skyeng

Полина Константинова

Китайский можно не учить. Китай сам в масштабе национального проекта активно учит английский. Опыт страны в онлайн-образовании исследовал Артем Гусев, руководитель отдела международного развития онлайн-школы английского языка Skyeng.

Китайский копипаст: что российские EduTech-проекты могут перенять у китайцев

Рынок языкового образования в КНР – не просто самый большой в мире, но и самый быстрорастущий. Особенно быстро растут онлайн-школы английского. Интернет-курсы здесь заняли уже 9% от всего рынка. У крупнейших игроков – сотни тысяч учеников, в денежном эквиваленте это $1 миллиард (данные Ambient insight). Для сравнения, в России у нас 31 100 студентов.

Рост китайского рынка – не только количественный, но и качественный. Многие наработки и технологические решения пока не сильно распространены за пределами Китая, и, что доказано практикой, очень эффективны.

Использование искусственного интеллекта

Яркий пример инновационных решений – использование искусственного интеллекта. Нейронные сети заменяют преподавателей и выполняют 80% всей работы. Один из пионеров такого подхода –  Liulishuo, мобильное приложение для изучения английского и тренировки разговорных навыков. Его создал бывший продакт-менеджер Google Wang Yi в 2012 году.

Уже в 2016 с помощью Liulishuo обучали волонтеров на саммите G20 в Пекине. Его тогда назвали лучшим образовательным приложением китайского AppStore. А к июлю 2017 года в приложении зарегистрировалось 45 миллионов пользователей, при этом 600 тысяч –  с платной подпиской. За два последних года их число увеличилось вдвое.

Luilishuo заточено под постановку правильного произношения – английская фонетика дается китайцам сложнее всего. Система распознавания речи работает так: пользователь слушает реплики и повторяет их. Приложение выставляет оценку, как в караоке (к слову, весьма популярном в Китае).

Оценивается интонация, темп речи и произношение, а слова, сказанные с ошибкой, подсвечиваются. В результате пользователь получает список слов, которые нужно проработать.

Сюда добавлены элементы социальной сети, все диалоги уходят в общий рейтинг, где можно слушать, как одни и те же фрагменты озвучивают другие пользователи. За озвучку можно голосовать, комментировать, отправлять ее в популярный мессенджер WeeChat и так далее. Можно подписаться на тематические каналы по интересам, и учебные материалы выбирать исходя из них. Здесь есть даже игры и челленджи. В среднем пользователь проводит в Luilishuo 40 минут. Для образовательного приложения это очень много.


Ставка на качество


В свете расхожего стереотипа о китайском качестве это звучит забавно. Но и здесь стереотипы рушатся. Несмотря на эффективность искусственного интеллекта, китайцы прекрасно понимают, что настоящих преподавателей пока не заменить. Если Liulishuo делает ставку на технологии, проект VipKID сосредоточен на старых добрых аналоговых методах – проект активно привлекает хороших учителей английского.

VipKID – онлайн-школа английского для детей 4–12 лет, основанная в 2013 году. Здесь 200 тысяч учеников, и это вдвое больше, чем в прошлом году. В августе 2017 капитализация VipKID оценивалась в 1,5 миллиарда долларов.

В школу привлекают лучших преподавателей из США. Шанс получить работу имеют только профессиональные учителя с высшим образованием и опытом.

Конкурс – 10 человек на место. Платят хорошим учителям высокую для такого типа работы зарплату – $20 в час. Маркетинг построен на промороликах в интернете, созданных от имени учителей.

Преподавателям платят бонусы за рекомендацию новых учителей, если они в итоге получат место в компании. Доплачивают и за положительные отзывы от родителей. Для учителей VipKID создает коммьюнити профессионалов, накапливает коллективный опыт. На преподавательском портале можно общаться, делиться приемами и лайфхаками.

После трех уже поздно


Если в России детское направление в онлайн-образовании заточено в основном на школьников, в Китае онлайн-курсы английского предназначены для детей от трех лет. Благополучная китайская семья тратит на раннее образование детей до 50% бюджета. Поэтому детское образование для китайских онлайн-школ – «золотая жила», и активно растет рынок онлайн-сервисов для дошкольников.

В интернет-платформы для детей встраивают интерактивные игры, разрабатывают мобильные приложения для всей семьи. Видеозанятия с детьми проводятся со специальным реквизитом, в кадре всегда находятся игрушки в роли обучающих персонажей.

К государственному экзамену Gaokao, аналогу нашего ЕГЭ, начинают готовиться с трех лет. Поэтому программы курсов составлены с учетом требований теста, который сдается в выпускном классе.

Эмоции клиента работают на бизнес  


Контент успешных китайских онлайн-школ ориентирован на то, чтобы вызывать эмоции и бурное обсуждение. Кроме популярных фильмов, сериалов и роликов, в ход идут провокационные темы: например, приложение для взрослых Liolishao легко обсуждает наркотики, секс, религию.

Занятия почти во всех школах построены соревновательном принципе, составляются рейтинги, проводятся конкурсы. Некоторые придумали внутреннюю валюту, которую можно потратить на дополнительные функции образовательных игр. А иногда лучшие ученики получают даже стипендию сервиса, которая покрывает стоимость обучения.

Школы-лоукостеры

VipKID и подобные им изначально ориентируются на премиум-сегмент, но в Китае есть и школы-лоукостеры. Самый успешный пример такой школы – 51Talk. Компании принадлежат 3 бренда: 51Hawo – начальная школа с американским подходом для детей от 5 до 12 лет, 51talk Junior – уроки для детей от 3 до 12 лет, и 51Talk – курсы для взрослых.

В 2015 году в 51Talk было 86 тысяч студентов, в 2016 – уже 163 тысячи. К концу 2017 года в компании ждут прирост до 200 тысяч. В 2016 году 51Talk вышла на IPO и стала первой китайской образовательной компанией, зарегистрированной на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Как любой лоукостер, 51Talk предлагает эконом-базу и возможность добавлять нужные опции за отдельную плату. Занятия ведут филиппинцы. Вместо интерактивных платформ – учебники в PDF. За дополнительную плату можно получить доступ к видеоматериалам с субтитрами.

По умолчанию каждый урок ведут разные учителя, но если ученик хочет закрепить за собой конкретного преподавателя, то это тоже стоит денег.

Занятия продаются курсами, стоимость каждого урока для китайского рынка очень невелика – от $14 за академический час (стоимость дана исходя из опыта автора колонки, который лично регистрировался и проходил урок в онлайн-школе). Можно платить в рассрочку.


Что нам можно перенять у китайцев в онлайн-обучении

  • Продавать долгосрочные пакеты занятий с рассрочкой.
  • Продавать базовый набор с доплатой за дополнительные возможности.
  • Сократить длительность уроков. В китайских школах урок длится 25 минут. Короткие занятия более востребованы.
  • Больше использовать нейросети.
  • Вводить геймификацию, рейтинги учеников, внутреннюю валюту для оплаты дополнительных возможностей сервиса.
  • Адаптировать платформы для дошкольников и учить детей с трех лет.
  • Развивать семейные сервисы – приложения с двойным аккаунтом для ученика и родителя.
  • Превращать онлайн-школы в социальные сети.
  • Создавать и развивать сообщества  для учеников и преподавателей.
  • Делать ставку на сервис и поддержку. А привлечение кадров превращать в козырь проекта.

Материалы по теме:

Мы планируем вложить в развитие корпоративного университета $300 тысяч. Зачем это нужно?

Хотите, чтобы ваши онлайн-курсы отличались от программ конкурентов? Вот как это сделать

Как провести вебинар, чтобы слушатели не уснули еще в самом начале

Чему нас научат роботы: пять технологий, которые изменят EduTech

Российский EduTech переживает «инвестиционный ренессанс»: чего ждут инвесторы от образовательных технологий

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Профессионал или инфоцыган: как распознать современного торговца «змеиным маслом» и не попасть в ловушку
  2. 2 Машины не восстанут, но вылететь с работы можно: разбираемся, зачем осваивать нейросети
  3. 3 Конкуренция в сфере EdTech: узкопрофильные площадки против мультиплатформ
  4. 4 Метавселенные и AI: изменится ли образование в 2024 году
  5. 5 Как дважды два: как быстро освоить профессию разработчика онлайн-курсов
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!