Мы планируем вложить в развитие корпоративного университета $300 тысяч. Зачем это нужно?

Екатерина Мешкова
Екатерина Мешкова

Руководитель корпоративного университета Skyeng

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Екатерина Мешкова, руководитель корпоративного университета Skyeng, рассказывает, каким компаниям стоит задуматься о создании своего корпоративного университета, и дает советы, как это сделать на примере своего проекта.

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Что такое корпоративный университет?

Каждая компания уникальна: говорит на своем языке, предъявляет свои стандарты к сотрудникам и уровню их компетенций, создает свой продукт. Почувствовать и понять культуру, не находясь внутри, сложно. Поэтому зачастую бизнес создает учебные центры, системы управления знаниями или корпоративные университеты внутри самого себя. Чтобы быстрее добиваться своих целей и говорить с сотрудниками на одном языке. Это важно, но довольно дорого. Не каждая компания имеет ресурс.

Корпоративный университет – место, где сотрудники могут получить знания и умения, необходимые им для профессиональной деятельности и карьерного роста.

Слово «университет» в этом контексте связано, прежде всего, с обучением взрослых людей, но часто речь может идти и о прямой функции – освоении новой специальности, получении таких знаний и навыков, которые помогут расширить профессиональные горизонты. Очень логично, когда корпоративный университет напрямую связан с карьерным ростом сотрудников: ты осваиваешь определенные программы, развиваешься, доказываешь на практике, что ты многому научился и готов к новой должности.

Кому стоит задуматься о корпоративном университете

Конечно, такие программы подходят больше для крупных компаний – нет смысла начинать работу над корпоративным университетом, если у тебя меньше тысячи человек. Также вряд ли стоит вкладывать деньги в обучение, если у бизнеса непонятные перспективы и горизонты роста. Но точно стоит думать о создании образовательного продукта для сотрудников и единых стандартах, если:

  • Компания стремительно растет, знаний и сотрудников становится больше

  • Вы понимаете, что этот рост будет продолжаться в том же темпе еще минимум 3-4 года

  • У некоторых отделов уже есть свои учебные центры, разнящиеся по качеству и форме подачи материала, к тому же дублирующегося (то есть вы еще и платите дважды, а то и трижды за одно и то же действие)

  • Вы амбициозны и просто можете себе это позволить (помня о том, какие плюсы вам принесет наличие КУ, и веря, что проект окупится)

Как мы реализовали такой университет у себя

Два месяца назад мы запустили свой корпоративный университет – Skyway. Это платформа, на которой есть несколько программ:

  • Общий вводный курс для всех новых сотрудников

  • Курс об особенностях удаленной работы (90% сотрудников Skyeng работают дистанционно)

  • Курс для начинающих руководителей

  • Отдельное обучение для преподавателей

  • Программа по customer service

  • Несколько других продуктов

Сейчас идет активное внедрение курсов, основная цель которых – «прокачать» компетенции сотрудников компании. При этом любой сотрудник может оставить заказ на новый онлайн-курс или книгу для электронной библиотеки.

Особенности платформы основаны на опыте Skyeng в обучении английскому языку. В частности, мы знаем, что ключевой компонент в эффективности обучения – максимально персонализированный подход. Также мы понимаем, что длительные курсы пройдут только самые мотивированные сотрудники, а смысл платформ – повысить эффективность всех отделов. Поэтому каждый наш курс построен как набор микроуроков (текст или видео длиной не более 3-5 минут) с закрепляющим тестом и упражнениями для отработки курса на практике.

Сейчас ученики могут отправлять практические задания и получать фидбэк по ним, в ближайшем будущем появится возможность взаимной оценки заданий (peer2peer review) и обязательное сопровождение тьютора: наш опыт показывает, что даже когда человек самостоятельно оплачивает обучение, self-study по эффективности сильно уступает работе с живым преподавателем.

Кроме того, со временем на платформе появится возможность тратить внутреннюю «валюту», в которую превращаются баллы за обучение на корпоративную атрибутику, дополнительное офлайн-обучение и прочие приятные бонусы.

Как создать свой корпоративный университет

Убедитесь, что вам это действительно нужно: рассчитайте бюджет, посмотрите окупаемость, подумайте, как будете измерять результативность.

Это важный этап для любого бизнеса. Но давайте будем честны: в то, что обучение дает профит и можно посчитать его ROI, приходится, скорее, верить, чем оперировать реальными доказательствами. Слишком много факторов влияют на успешность и эффективность сотрудников в одно и то же время. Измерять soft skills очень сложно, а единой формулы определения эффективности обучения не существует. Много копьев сломано, и еще больше будет.

Мы изначально договорились, что корпоративный университет для нас – инвестиционный проект. За ближайшие 2-3 года мы должны изобрести формулы измерения эффективности не менее 50% обучения, предлагаемого платформой. Идти будем и в сокращение адаптационного периода сотрудников, в снижение текучести, в конкретные оценочные блоки (как решаются тесты и задания), в ротацию сотрудников благодаря обучению – постараемся учитывать все факторы.

Пообщайтесь с представителями компаний, где уже есть КУ.

Кажется банальным, но почему-то редко кто так делает. Прежде чем начать изобретать велосипед, посмотрите на велосипеды других. Мы, к примеру, изучили, у каких компаний вообще есть корпоративные университеты, у кого они в дистанционном формате (спойлер: таких мало), и пошли знакомиться. Кажется, что наша страна доросла до этапа, когда бизнес открыт для коммуникаций и обмена опытом.

Мы провели 8 встреч, посмотрели, как это устроено у «Тинькофф Банка», МТС, «Сбербанка». Послушали живые кейсы на разных конференциях и создали свое видение. Частично это использование текущих трендов: микрообучение, адаптивное обучение (кстати, один из наших провалов), персональный трек в обучении. В остальном – наши собственные задумки.

Сформулируйте видение: какие задачи должен решать ваш КУ?

Как он будет их решать? Что вам нужно для успешной работы проекта? Обозначьте требования к платформе, контенту и команде. К примеру, нам было в первую очередь важно, чтобы платформа не воспринималась сотрудниками как инородное тело. Изначально мы вообще ориентировались на доработку нашего собственного Vimbox, который используется для обучения английскому, но это оказалось значительно дольше и дороже.

Выберите платформу, максимально удовлетворяющую вашим потребностям.

Помимо гармоничного восприятия платформы сотрудниками, еще одним нашим требованием было то, что она должна быть гибкой (обладать модульной системой и возможностью кастомизации под наши потребности) и быстрой в плане скорости разработки, потому что мы точно будем дорабатывать наши идеи по ходу развития. Также нашим критерием было наличие возможности для выстраивания адаптивного обучения (и тестирования) и доступа к данным для аналитики всего происходящего на платформе (иначе процессы перестают быть управляемыми).

Оцените, какие роли в команде вам нужны, найдите сильных сотрудников.

Для Skyeng это был метод проб и ошибок, но сейчас все сложилось: наш корпоративный университет состоит из отдела контента, отдела тьюторов (сопровождение обучения сотрудников), отдела офлайн-обучения (работа со входящими заявками и организация обучающих мероприятий в офисе), отдела техподдержки и верстки курсов.

Мы придерживались стратегии: найти сильного руководителя на блок, дать ему видение желаемого результата и все возможности для самостоятельного формирования процессов и команды. У нас сработало.

Продумайте, как будут выстроены ключевые процессы

Это создание уроков, их обкатка, оценка и доработка, назначение учебных материалов сотрудникам, сопровождение учащихся и их мотивирование, оценка результативности обучения и так далее.

Тут мы пока в процессе: обкатываем варианты, работаем с разными гипотезами, докручиваем текущие версии. Вероятно, это блок сродни кайдзен. Но у нас есть некоторые стандарты, к которым мы стремимся. Например, мы должны производить не менее 100 микроединиц (уроков) контента в месяц. Или наш средний балл за уроки от пользователей должен быть не ниже 4,7, а уроки с баллом ниже 4, мы должны сразу же закрывать и отправлять на доработку.

Скорость реакции на исправление ошибок в курсах должна быть не более 3 рабочих дней. Сейчас активно работаем над системой опережающих показателей и блоком про мотивацию пользователей (планируем ввести геймификационные техники).

Соберите заказ на обучение и создайте максимально подробный контент-план.

Очень важно начинать с того, что «болит» у большинства сотрудников и что позволит познакомить их с вашим новым продуктом. В нашем случае, это были welcome-курс, курс по продукту, курс для начинающих руководителей (который мы еще будем дополнять и дорабатывать).

Заявки на создание контента мы получаем как со стороны топ-менеджмента компании, так и от руководителей департаментов и отделов, от специалистов. Приоритезируем их, оцениваем, в случае одобрения пускаем в план.

Как выбрать платформу для университета

Что касается выбора платформы, необходимо четко понимать, что нужно конкретно вашему бизнесу. На основе собственного опыта, могу поделиться несколькими общими советами:

  • Обязательно берите одновременно две-три платформы на тестовый период. Очень сложно, не пробуя, понять преимущества и недостатки предлагаемых вариантов.

  • Выбирая платформу, смотрите на команду, которая ее делает: вы выбираете долгосрочного партнера, поэтому важно быть с ним на одной волне.

  • Учитывайте особенности вашего бизнеса при политике ценообразования платформы. Если вы растете каждый месяц на 300-400 сотрудников, то вряд ли стоит брать предложение, формирующееся от количества пользователей.

  • Обязательно смотрите, как на платформе устроен блок аналитики и какие возможности он дает. Аналитика – важнейший инструмент для управления процессом, принятия решений и формирования отчетов.

  • Смотрите на юзабилити и дизайн: хорошо, если платформа не будет казаться пользователям чем-то чужеродным, она должна быть похожа на привычные любимые инструменты. Или хотя бы быть «в стиле» компании.

Бюджет и результативность

На 2018 год мы запланировали около $300 тысяч на развитие проекта. Для компании среднего размера это значительные инвестиции. Однако мы рассчитываем, что эти вложения окупятся в течение двух-трех лет за счет развития HR-бренда, увеличения скорости адаптации новых сотрудников, увеличения времени их работы и общего роста их эффективности, который приведет к росту бизнес-показателей.

Пока обучение необязательное. Но мы планируем, что оно будет внедряться в структуру компании и в ряде случаев (например, когда сотрудник показал, что у него недостаточно компетенций в той или иной области) привязываться к его KPI.

Сейчас обучение на платформе проходят уже около 500 человек. Пока ROI оценивать еще рано, но мы оперируем оценками уроков, которые оставляются сотрудниками после их завершения. Сейчас средний показатель составляет 4,5 из 5 возможных, целевое значение – 4,7.

Вообще маркеры эффективности подобных проектов в каждой компании могут быть своими, да и взгляд на корпоративный университет как продукт может быть диаметрально противоположным. Где-то успешный КУ тот, в котором 80% сотрудников проходят 90% обязательных курсов.

В другой компании – тот, что из месяца в месяц показывает понятную связь между KPI и временем, которое сотрудник потратил на обучение. В нашем случае успешность будет определяться удовлетворенностью сотрудников обучением (средняя оценка курсов и спикеров, внутренний NPS, популярность курсов и платформы у команды).


Материалы по теме:

Как бизнесу эффективно работать с университетами – советы и кейсы

Хотите, чтобы ваши онлайн-курсы отличались от программ конкурентов? Вот как это сделать

Как провести вебинар, чтобы слушатели не уснули еще в самом начале

Чему нас научат роботы: пять технологий, которые изменят EduTech

Российский EduTech переживает «инвестиционный ренессанс»: чего ждут инвесторы от образовательных технологий


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase