Top.Mail.Ru
Колонки

Хотите, чтобы ваши онлайн-курсы отличались от программ конкурентов? Вот как это сделать

Колонки
Михаил Бакунин
Михаил Бакунин

Управляющий партнер в Bakunin&Partners

Полина Константинова

Михаил Бакунин, основатель бизнес-школы Kogio, рассказывает о том, как создавать эффективные онлайн-курсы и дистанционные образовательные программы, которые будут выгодно отличаться от услуг ваших конкурентов.

Хотите, чтобы ваши онлайн-курсы отличались от программ конкурентов? Вот как это сделать

Онлайн-курсы становятся популярными в России

В России растет доверие к онлайн-образованию. Появляются качественные проекты, а 2017 год был ознаменован рядом крупных инвестиционных сделок на рынке EduTech. Онлайн-обучение прочно заняло свою нишу на рынке образования. Большинство крупных компаний в разном объеме используют онлайн-курсы для повышения квалификации своих сотрудников.

Вместе с популяризацией онлайн-образования никуда не исчезают проблемы, которые были обозначены еще на заре e-learning. Статистика показывает, что лишь 15% студентов заканчивают обучение на онлайн-курсах.

В нашей школе мы разработали больше 100 курсов различного формата и продолжительности и еще примерно столько же организовали для корпоративных заказчиков. За это время мы сформировали обширную базу знаний по онлайн-образованию и создали несколько руководств и курсов для своих сотрудников и преподавателей. В этом материале я хочу поделиться основными из них.


Андрагогика и ее ключевые принципы

Андрагогика – это раздел теории обучения взрослых. Аналогично тому как педагогика изучает особенности и принципы обучения детей, андрагогика сфокусирована на изучении познания у взрослых людей.

Понятие андрагогики широко использовал в своих работах американский ученый Малькольм Ноулз. Он сформулировал принципы андрагогики, которые можно применить к образованию взрослых.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Вовлечение в процесс

Взрослые ученики должны быть вовлечены в процесс планирования обучения и его оценку. Очень важно собирать обратную связь на каждом этапе курса, а также после его окончания. Во-первых, вы будете получать от учеников ценную информацию для дальнейшей корректировки и улучшений в курсе. Во-вторых, у людей будет ощущение, что у них есть инструмент для воздействия на процесс учебы.

Это может быть простой опрос, состоящий всего из нескольких пунктов. Мы используем для этого Google Формы и инструменты собственной системы дистанционного обучения. Важно делать опросы не для галочки и анализировать полученную информацию. Что касается планирования обучения, то расписание курса лучше делать фиксированным, а вот выполнение практических заданий и дипломных работ вывести из жестких рамок.

Форма опроса

Мы решаем вопрос с домашними заданиями и дипломными проектами следующим образом. Ученики, которые выполняют практические задания, имеют возможность получить сертификат, который сопровождается персональным отзывом от преподавателя.

Фокусирование на опыте

Получение и осмысление опыта лежит в основе андрагогики. Ошибки являются составной частью получения опыта. При создании онлайн-курса фокусируйтесь не на том, какую информацию получит ученик, а на том, какой опыт вы сформируете для него в предметной области курса, и насколько он будет полезен на практике.

Этого можно достичь, детально планируя перечень практических заданий и кейсов, которые присутствуют в курсе. При составлении каждого модуля или урока курса полезно ответить на два вопроса: «Что нового узнают ученики?» и «Какие навыки будут освоены?» Фокусируйтесь не на сухом контенте, а на решении конкретных задач в конкретной области. Передавайте ученикам алгоритмы и технологии их решения.

Отсылка к личному опыту

Наиболее интересны те знания, которые имеют отсылку к личному опыту учеников из работы и практики. Это можно использовать через проработку кейсов учеников и применение в них изученной теории.

Например, практически во всех курсах наши преподаватели прорабатывают с учащимися пройденный материал на примерах компаний, в которых студенты работают или собственниками которых являются.

Работа с форматами

Планируя онлайн-курс, очень важно определиться с форматом обучения. И в этом смысле нет «плохих» форматов, есть неправильные для конкретной ситуации и задачи. Основная идея заключается в том, что не нужно фокусироваться на каком-то конкретном формате, отбрасывая остальные в сторону.

Самая эффективная стратегия – грамотно их сочетать, используя то, что оптимально подходит для поставленной задачи. Ниже вы найдете описание доступных форматов с их особенностями применения, плюсами и минусами.

Вебинары

Сегодня вебинары – это самый распространенный формат онлайн-обучения. Их плюс в том, что общение с преподавателем проходит вживую, и есть возможность в режиме реального времени получать обратную связь от слушателей и отвечать на возникающие вопросы. Также этот формат удобен в силу низких затрат на подготовку. Для открытых онлайн-курсов на сегодняшний день это основной и наиболее удобный формат. Важно лишь выбрать качественную платформу и технические решения.

Минус вебинаров в том, что обучение возможно только в синхронном режиме, то есть у курса должно быть фиксированное расписание. Это бывает не всегда удобно для учеников, особенно на корпоративных программах обучения.

Видеолекции

Видеолекции – тоже очень популярный образовательный формат. Видеолекции помогают масштабировать обучение, а также доносить до учеников материалы, которые повторяются на каждом курсе. Также с помощью видеороликов можно выровнять в группе уровень знаний по какой-либо теме. Те, кто не владеют материалом, могут посмотреть лекцию, а более опытные студенты могут просто пропустить ее.

Минусы видеороликов в том, что они превращают обучение в одностороннее повествование, которое может очень быстро наскучить. Также с помощью видеолекций очень тяжело передавать практические аспекты знаний, а получать обратную связь вообще невозможно.

С точки зрения ресурсов и трудозатрат, производство качественного видеоконтента может быть очень дорогостоящим и не всегда себя окупать. Как правило, окупаемость курсов, основанных на видеолекциях, наступает при масштабном распространении, когда аудитория имеет обширную географию и иногда даже различные часовые пояса. Также такой формат хорошо подходит для инструктажей и обучению по продукту в корпоративном формате.

Статьи, презентации и интерактивные уроки

Текстовые материалы, презентации, инфографика и интерактив должны служить, скорее, дополняющим и справочным материалом в процессе обучения. Также они могут дублировать и иллюстрировать теоретические и практические материалы, которые давались на курсе. Ученик должен иметь возможность сохранить эти материалы на будущее и пользоваться ими для применения полученных знаний в работе.

Мобильное обучение

Количество активных пользователей интернета с мобильных устройств растет, а по некоторым параметрам уже даже превышает количество пользователей ПК. При создании онлайн-курсов не стоит пренебрегать этим трендом.

Это не означает, что нужно все бросить и начать писать собственное приложение. Но лучше уже сейчас использовать технические решения и интерфейсы, адаптированные для просмотра на мобильных устройствах. Это даст ученикам дополнительную свободу действий.

Также можно использовать мессенджеры для поддержания связи между учениками и преподавателем. Самое простое – создать общую группу для участников онлайн-курса. К ней может присоединяться преподаватель, чтобы устраивать сессии ответов на вопросы. В качестве более сложного решения можно создать бота, который будет уведомлять слушателей о расписании, дедлайнах. Также с помощью бота или закрытого канала можно отправлять ученикам дополнительный полезный контент. С помощью таких уведомлений можно внедрять в курс элементы микрообучения и создавать поддерживающую среду для учеников.

Ваш курс должен быть полезен в работе

При создании онлайн-курсов и программ дистанционного обучения нужно четко понимать, что вы хотите донести своей аудитории и в чем будет заключаться польза конкретного курса. Она должна выходить за рамки «сухих» знаний и иметь практическое применение.

В ходе обучения необходимо показывать как то, чему вы учите, можно применять в работе и повседневной жизни. Также информируйте свою аудиторию о правилах, форматах и расписании в самом начале курса. Если нужно, посвятите этому отдельный урок. Хорошо организованный курс мотивирует участников и помогает им решать важные задачи.


Материалы по теме:

Чему нас научат роботы: пять технологий, которые изменят EduTech

Российский EduTech переживает «инвестиционный ренессанс»: чего ждут инвесторы от образовательных технологий

Онлайн-образование: как монетизировать жажду знаний

Как создать успешный образовательный стартап – пять простых советов

Кейс: мы за год подготовили почти две тысячи профессиональных разработчиков (сможете и вы)

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Автовебинары: плюсы и минусы онлайн-мероприятия в записи
  2. 2 Профессионал или инфоцыган: как распознать современного торговца «змеиным маслом» и не попасть в ловушку
  3. 3 Машины не восстанут, но вылететь с работы можно: разбираемся, зачем осваивать нейросети
  4. 4 Конкуренция в сфере EdTech: узкопрофильные площадки против мультиплатформ
  5. 5 Метавселенные и AI: изменится ли образование в 2024 году
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти