Top.Mail.Ru
Колонки

Как оценить проект методом венчурного капитала

Колонки
Александр Чикунов
Александр Чикунов

Руководитель аналитического отдела инвестиционной площадки StartTrack

Александр Чикунов

Александр Чикунов, руководитель аналитического отдела инвестиционной площадки StartTrack – о методе венчурного капитала для оценки начинающего бизнеса. Плюсы подхода – не нужно тратить очень  много времени, а результат получается достаточно детальным.

Другие методы:

– DCF

– Метод возврата на инвестиции

Как оценить проект методом венчурного капитала

На этот раз мы рассмотрим метод венчурного капитала, который позволяет провести оценку компании на ранних стадиях. Наиболее корректно использовать его для оценки компаний, у которых есть первые продажи. Важно отметить, что в данном случае прибыль инвестора – это увеличение стоимости его доли в проекте и последующая ее продажа.


Базовые формулы

Я специально начну с базовых формул, чтобы вам было легче проследить всю логику оценки. 

Post-money оценка компании = Exit Value/ (1+r)T

Pre-money оценка компании = (Exit Value/ (1+r)T) – Размер инвестиций

Post-money оценка компании – это оценка с учетом полученных инвестиций. Pre-money оценка компании – это оценка до получения инвестиций. 

То есть мы сначала прогнозируем стоимость компании, а уже от этого будет зависеть доля инвестора.

r – ставка дисконтирования. В этом методе ставка равна той доходности, которую хочет получить инвестор. Если говорить точнее — это доходность, которую хочет получить инвестор/вероятность реализации данного сценария. 

t — горизонт планирования. Обычно для таких компаний он равен количеству лет, через которые инвестор собирается выходить из проекта (от 2 до 5 лет).

В StartTrack мы часто используем этот метод оценки, потому что он показывает самое важное для инвестора:

  • Сколько стоит компания на текущий момент?
  • Сколько будет стоить через n лет?
  • Как она этого достигнет (прогнозируется затратная часть)?
  • Какие риски, и где у компании слабые места?

В целом, у метода есть весомые плюсы. Он менее трудозатратный, чем классические методы оценки, и при этом достаточно информативный.

Расчет Exit Value

Теперь мы перейдем к описанию расчета Exit Value, с помощью которого можно будет рассчитать pre/post money оценку компании.

Его расчет заключается в трех шагах:

  1. Первичное знакомство с проектом и проверка его текущих метрик.
  2. Прогноз будущих доходов и расходов
  3. Определение Exit Value с помощью мультипликатора и последующая оценка возврата на инвестиции. Чтобы показать методику для этого шага, я подготовил таблицу с примером. Подчеркну, что это пример и в нем приведены условные цифры.

Шаг 1. Проверяем текущее состояние компании, информационный запрос

На этом этапе вам будет необходимо провести интервью с компанией, которая вас интересует, и задать стандартные вопросы для этого случая (послушать elevator pitch – короткий рассказ о концепции продукта, проекта или сервиса). Это поможет вам узнать, чего достигла молодая компания, и как она зарабатывает деньги, что будет делать дальше, как собирается развиваться. В целом вы получите представление о компании – то, как она видит себя на определенном горизонте времени (трекшн).

Это важно, поскольку показывает, как проект живет в рамках своей бизнес-модели: хорошо или плохо он использует свои денежные средства? Используются ли масштабируемые каналы? Как проверялись гипотезы относительно других каналов продвижения и проверялись ли? По сути, трекшн – это некий пульс проекта.

Крайне важно уточнить, какие источники являются проверенным каналом монетизации, а какие – только входят в планы.

Что же спрашивать у компании? Естественно, нет какого-то универсального запроса, но можно подойти к этому с двух сторон:

  1. Запросить у основателей управленческую отчетность;
  2. Уточнить специфические метрики по компаниям.

Я приведу несколько примеров показателей, которые можно включать в такой информационный запрос для компании, работающей по модели SaaS (сервис по подписке). Хочу сразу отметить, что список метрик может варьироваться и расширятся, наша задача в данном случае – уточнить наиболее используемые.

Пример метрик, запрашиваемых у сервиса по подписке:

Доходная часть

  • Количество зарегистрированных пользователей;
  • Количество платящих пользователей и их распределение по тарифам (если применимо);
  • Средний чек платящих пользователей;
  • Churn rate (тот процент пользователей, который на ежемесячной основе отказывается от данного сервиса);
  • СLTV (доход с клиента за время пользованием сервиса) = AMPU/Churn rate;  AMPU — средняя доходность на одного пользователя.

Затратная часть

  • Стоимость привлечения одного платящего пользователя по отработанным маркетинговым каналам (CAC);
  • Затраты на персонал (данная метрика крайне важна и необходимо провести ревизию того, что делает каждый член команды проекта);
  • Затраты на IT.

В данном случае нужно смотреть на соотношение CLTV и CAC. Оно должно выглядеть так: CLTV > CAC, так как компания должна получать с клиента больше денег, чем она платит за его привлечение. Так она сможет реинвестировать прибыль в маркетинг и, соответственно, в свое развитие.

Если на данном этапе вы увидите потенциал в компании, то вам стоит двигаться дальше и рассматривать ее как возможный объект для инвестиций.


Шаг 2. Прогноз доходов и расходов


Прогноз доходов

Прогноз доходной части – того объема выручки, который будет через 2-5 лет (наш горизонт планирования). Для этого мы делаем детальный прогноз операционной деятельности.

Из него понимаем, какие есть слабые моменты и какие предположения фаундера завышены.

Возвращаясь к нашему примеру с SааS, для того, чтобы сделать дальнейший прогноз, мы должны спрогнозировать нашу основную метрику CLTV. Которая, в свою очередь, состоит из таких метрик:

  1. Количество пользователей, приходящих на сайт (уникальные посетители);
  2. Исторические данные о конверсии в платящих пользователей на сайте;
  3. Распределение по тарифам;
  4. Churn rate платящих пользователей.

Эти метрики помогут понять, сколько платящих пользователей у сервиса будет в определенный момент времени и, соответственно, какую можно получить выручку. Чтобы корректно сделать предположения, стоит проанализировать работу подобного бизнеса в России или же изучить открытые источники.

Прогноз расходов

Прогноз затрат помогает понять, какими средствами компания будет добиваться прогнозных результатов, как скоро «сойдется экономика» (доходы станут превышать расходы) и как скоро им понадобится новый раунд для поддержания роста.

Основные составляющие затрат:

1. Затраты на персонал

Они в подобных проектах – самые значимые, на фонд заработной платы может уходить до 80% всех затрат. Тут могут возникнуть 2 проблемные ситуации:

  • ФОТ может быть занижен из-за того, что в прогнозе не закрываются все основные позиции по основным компетенциям;
  • И обратная ситуация, когда ФОТ «раздувается» и прогнозы по увеличению команды слишком высокие.

Можно просмотреть рекрутинговые ресурсы и проанализировать приблизительную рыночную стоимость того или иного специалиста (эти ресурсы, кстати, довольно часто публикуют данные о средних зарплатах на позициях).

2. Затраты на маркетинг

Их нужно считать довольно детально, так как CAC – одна из ключевых метрик. Она обычно состоит из затрат на разные каналы маркетинга, в которые может входить:

  • SMM;
  • Контекстная реклама;
  • Покупка баннеров;
  • Платные публикации в СМИ;
  • Спецпроекты и т.д.

Не забудьте и офлайн-составляющую. Ее сложнее отследить, однако учитывать эти расходы также крайне важно (не в CAC, а как «прочие расходы»).

При этом, рассчитывая затраты на маркетинг, нужно учитывать персонал, который занимается развитием партнерских отношений и привлечением контрактов (продажами).

3. Прочее

Затраты на офис, стоимость лицензий на софт, затраты на IT-инфраструктуру и т.д.


Шаг 3. Определение Exit Value и анализ возврата на инвестиции

Чтобы посчитать Exit Value, нужно умножить выручку или показатель EBITDA на мультипликатор. О том, как корректно посчитать мультипликатор, читайте в предыдущей статье.

Итак, мы получили Exit Value. Однако этого недостаточно. Ведь наша задача – понять, какова цена бизнеса сегодня, по какой оценке инвестор должен заходить в капитал именно сейчас. Для этого мы должны определить Post-money стоимость компании (см. формулу в начале статьи):

  1. Exit Value дисконтируется на желаемую доходность инвестора (годовую), получаем Post-money оценку.
  2. Мы делаем предположение, что компания изначально нуждалась в определенной сумме денег, с помощью которой она сможет активно развиваться.
  3. Поэтому мы должны считать стоимость как Инвестиции/Post-money, потому как инвестор должен получить долю, равную его вложениям.
  4. Возврат на инвестиции рассчитывается так: Cтоимость доли на момент выхода / первоначальные инвестиции.

Примеры расчетов возврата на инвестиции вы найдете в таблице. Подробнее об оценке стартапов на конкретных кейсах вы можете узнать, например, на курсах для инвесторов, которые проводит в том числе и наша компания. 



Материалы по теме:

9 вещей, которые помогут развиваться стартапу после выхода из акселератора

Как попасть в акселераторы Microsoft

Этот способ найти свою нишу на рынке не оставил меня равнодушной

Как правильно инвестировать в блокчейн?

Чем MBA поможет вашему стартапу?

Фото на обложке: sutadimages/Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как неценовые факторы спроса и предложения влияют на бизнес-стратегию
  2. 2 Чем отличается дилер от дистрибьютора
  3. 3 Как проверить товарный знак
  4. 4 Что такое повременная оплата труда, как рассчитывается и чем отличается от других форм
  5. 5 Как сдать помещение в аренду
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее