Рынок пользовательского контента — огромная индустрия с внушительной капитализацией. За прошлый год российские креаторы заработали более 16 млрд рублей. Но с недавнего времени монетизировать контент стало сложнее из-за запрета некоторых платформ.
О том, какие альтернативные российские сервисы помогут креаторам не потерять свой заработок, рассказывает основатель и управляющий партнер компании Reca Ventures — организации, инвестирующей в творческих авторов и цифровые продукты для них, — Дарья Цыпилева.
Размер рынка пользовательского контента в мире оценивают примерно в $100 млрд.
Более 50 млн человек по всей планете считают себя креаторами, хотя только 2 млн из них профессионально занимаются созданием контента и зарабатывают с помощью этого на жизнь. Половина из них делает это с помощью Youtube, 25% — через Instagram*.
Но для российских инфлюенсеров работа с этими площадками сейчас сильно осложнилась. Что теперь делать блогерам, подкастерам, независимым журналистам, художникам, а также агентствам и консультантам, которые помогают им в продвижении?
Что мы имеем сегодня?
Российские инфлюенсеры по итогам 2021 года заработали, по разным данным, от 16,5 до 18,5 млрд руб. — это на 50-70% больше, чем в 2020, и в два раза выше в сравнении с 2019-м.
Но их стремительное развитие притормозилось в феврале 2022 года, когда блогеры не только потеряли значительную часть рекламных контрактов, но и столкнулись с ограничениям со стороны иностранных площадок.
Теперь, чтобы преуспеть, инфлюенсерам из России придется постараться: диверсифицировать контент, изучать новые платформы, много экспериментировать.
Вот с такими ограничениями сталкивается российский инфлюенсер:
- Многие международные рекламодатели либо в принципе ушли с российского рынка, либо сильно сократили рекламные и маркетинговые бюджеты;
- Youtube отключил для россиян монетизацию;
- Instagram* заблокирован по решению российских властей как часть организации Meta, признанной экстремистской;
- Twitch ограничил возможность вывода заработанных средств на российские банковские счета;
- TikTok запретил пользователям из России выкладывать контент;
- Patreon не принимает платежи с российских карт в пользу креаторов.
Помимо того, что блогеры должны бороться с санкциями и ограничениями, они должны еще и другой рукой бороться за своего подписчика и зрителя.
После блокировки Instagram* в марте 2022 охваты сторис упали на 25% — по сравнению с цифрами в конце января — а просмотры постов рухнули еще сильнее, на 45%. Дальше были падения еще на 5-10% неделя к неделе, после чего в апреле охваты стабилизировались.
Что по деньгам?
В YouTube больше всего пострадали развлекательные каналы типа The Challenger, которые получали много денег с просмотров. Более экспертные блогеры всегда зарабатывали больше с интеграций, и эта возможность осталась — кроме того, у многих общественно значимых каналов сохранилась монетизация с аудиторий вне России.
Сильно пострадали российские художники и фотографы: стоковые сервисы заморозили их счета, доход от подписок на Patreon тоже упал вплоть до нуля. Опрос на сайте DTF показал, что в среднем художники потеряли от 30% до 80% заработков, а некоторые только за счет ограничений на Patreon лишились вообще всего дохода.
Например, студия подкастов «Норм» пытается компенсировать падение рекламных доходов за счет сбора донейшенов — на платформах Boosty (для жителей России) и Patreon (для тех, кто уехал и открыл счет за рубежом). На обе площадки сейчас приходит примерно одинаковое количество донатов.
Доходы от краудфандинга пока сильно меньше рекламных: месячный заработок сравним с доходами от одного партнерского выпуска подкаста.
Импортозамещение: от Telegram до Folovers
Какие альтернативы Youtube, Instagram*, Twitch и TikTok доступны сегодня в России? И какие функции у них есть?
- VK: позволяет создавать и постить видео в форматах, похожих на Youtube и Reels/TikTok, писать длинные тексты.
Способов заработка множество — от стандартной интеграции до встроенной монетизации видео и партнерской рекламы в сообществах. Например, можно снимать короткие вертикальные ролики в стиле тиктоков и получить от 20 до 250 тысяч рублей при попадании в топ авторов.
Создатели видео, у которых есть сообщества с не менее чем 10 тысяч участников, могут подключать в свои ролики встроенную рекламу и получать доход от этого. Платная подписка на эксклюзивные материалы тут тоже есть — для ее активации нужно перейти в раздел VK Donut в настройках сообщества.
Основной недостаток площадки — аудитория менее платежеспособная и меньше настроенная на покупку товаров и услуг, чем в Instagram. Также блогеру может быть сложно разобраться в многообразии способов монетизации и выбрать наиболее подходящие.
Новость по теме: Сообщества VK смогут увеличить доход с помощью историй и клипов
- Telegram: здесь в основном хорошо заходят тексты, но также можно попробовать делать аналоги «сторис» в формате «кружочков» видео.
Основные способы получить доход в Telegram — продавать рекламу или свой продукт через канал. Но пользователи соцсети уже придумали, как с помощью бота @donate отправлять донаты напрямую креатору — такую опцию, например, использует у себя в канале «Не тереби Дао» Ксения Дукалис.
С помощью несложных манипуляций, используя инфраструктуру Telegram, можно придумать и другие опции для монетизации — например, сделать платный канал с доступом через этот же бот.
Минусы площадки: пользователи пока не привыкли платить за контент в Telegram, нет официальных ботов или других инструментов для монетизации.
Читайте по теме: Telegram для продвижения брендов: как создавать и развивать каналы или группы
- Teletype: тут можно создавать посты, размещать видео и фотографии.
Уже запущена возможность поддержать любимого креатора с помощью донейшна. Этим летом команда проекта обещает добавить опцию платной подписки на контент.
Среди преимуществ Teletype — то, что можно сделать блог на собственном домене, не разбираясь с кодом и прочими трудностями, и доступ к Google- и Яндекс-аналитике. Еще комиссия сервиса включает все налоги и сборы, а заработанные деньги можно легко и удобно вывести напрямую на карту.
Но есть и минусы. В частности, тот факт, что нужно создавать новый блог на новой площадке, знакомить пользователя с незнакомым (в отличие от привычных VK или Telegram) интерфейсом. Да и способы заработать пока ограничены донейшенами.
- Boosty: это проект компании VK для мелких и средних блогеров, создателей подкастов и других плохо монетизируемых типов контента — тех, кто раньше собирали донейшены на Patreon.
Площадка также хороша для тех, кто хочет создать комьюнити и монетизировать свои творческие продукты: журналистов, музыкантов, иллюстраторов. Интерфейс похож на аналогичный у Patreon: есть уровни подписки, возможность делать эксклюзивный контент для определенных групп подписчиков и собирать обратную связь от них.
Главный недостаток такой же, как и у Teletype — нужно создавать отдельный контент на новой платформе и приучать к ней подписчиков. С другой стороны, если у креатора уже были фолловеры на Patreon, привыкшие к такому формату взаимодействия, переход может пройти достаточно плавно.
- Folovers: платформа для видеоконтента, которая позволяет оформлять платную подписку на него.
Подойдет тем, кто лишился монетизации на Youtube, доходов с прямых трансляций в Twitch или даже, к примеру, преподавателям, которые больше не могут вести курсы на зарубежных платформах (таких как Coursera, Udemy и edX, приостановивших работу с Россией).
Проект находится на ранней стадии развития, сейчас попасть туда можно только по инвайту. Эта площадка может быть одним из способов поэкспериментировать с монетизацией тем, кто выпускает тот или иной видеоконтент — даже если вы не зарабатывали на нем напрямую раньше.
В будущем у платформы появится CRM-система с интегрированной аналитикой: так креаторам будет проще работать с подписчиками, подстраиваться под интересы аудитории и не терять людей даже в случае возможных блокировок.
Ограничения сервиса: приспособлен для работы именно с видеоконтентом, пока не запущен и не раскручен — нужны дополнительные ресурсы для привлечения туда подписчиков.
- «Яндекс Дзен»: это несколько консервативная площадка, которая изначально была рассчитана на длинные тексты.
В каком-то смысле это смесь традиционных медиа с ЖЖ, но со встроенной монетизацией за просмотры. Позже на платформу добавили возможность публиковать видео и короткие вертикальные ролики. Контент предлагается пользователям на рекомендательной основе — алгоритм решает, что вам может быть интересно.
Отсюда вытекает главный минус площадки — у многих возникают проблемы с релевантностью того, что им показывает «Дзен». Только недавно на «Яндекс Дзене» появились рубрикатор и опросы, которые могут помочь с навигацией и более актуальным контентом — возможно, это улучшит ситуацию.
- GetCourse: платформа для создания онлайн-курсов.
Здесь можно создать полноценную онлайн-школу — не просто проводить вебинары, но и создавать закрытые чат-группы, отправлять своим ученикам рассылки, хранить файлы и так далее. Платные курсы на GetCourse — альтернатива, например, эксклюзивным материалам по подписке на Patreon или даже просто экспертному блогу в Instagram*.
Конечно, это не прямая замена: для того, чтобы из материалов для блога сделать курс, их нужно реструктурировать и переосмыслить. Однако такой шаг, обусловленный кризисом, может стать точкой роста для креатора.
- WASD.tv: платформа для стримеров, которая может заменить Twitch.
Получать доход можно либо через размещение рекламы в стримах, либо через платные подписки. Креатор может создать свой канал, на котором будет вести трансляции, создавать клипы из лучших моментов стрима, продвигать трансляции через посты в ленте.
На площадке есть ограничения: временно не принимают заявки у тех, кто предоставляет реквизиты банков ВТБ, «Открытие», «Совкомбанк», «Новикомбанк», «Сбербанк» и «Альфа-Банк».
- Sponsr: еще один аналог Patreon.
Своим преимуществом создатели платформы называют то, что все платежи не покидают Россию — а значит, иностранные санкции пользователям не страшны. Есть гибкая система настройки подписок, при этом нет требований к эксклюзивности материала.
У Sponsr есть и собственный видеохостинг — его предлагают использовать в случае бана Youtube (или уже сейчас, превентивно).
Недостатки у сервиса те же, что и у Boosty, плюс меньшая известность и раскрученность. С таким конкурентом, как Boosty, за плечами которого состоит корпорация VK, Sponsr будет сложнее привлекать аудиторию — это скажется и на доходах блогеров.
Сработают ли российские аналоги? Пока судить рано. Но можно посмотреть, например, на развитие сервиса Boosty: по сравнению с февралем 2022 года, в марте на этой площадке зарегистрировалось в четыре раза больше авторов. В те же четыре раза выросла и средняя стоимость подписки.
«Подавляющее большинство ранее уже работало с платной подпиской. За ними на платформу последовала аудитория, готовая платить за доступ к контенту. Благодаря сочетанию этих факторов средняя стоимость подписки выросла», — прокомментировали это в Boosty.
Очевидно, российские площадки не смогут заменить международные платформы для создателей контента за неделю, месяц и даже квартал. Но постепенно блогеры адаптируются к новой реальности, находят креативные способы зарабатывать, изучают появляющиеся сервисы и их функциональность.
Отечественные платформы поддерживают их в этом начинании: VK, например, в марте выделила около 600 млн рублей, чтобы в течение месяца платить блогерам 100% от их рекламных заработков.
А «Яндекс» в 2022 году потратит 4 млрд руб (по сравнению с 2 млрд в 2021) на бонусы тем креаторам, которые наиболее эффективно привлекают подписчиков. Вознаграждения будут платить за просмотры, дочитывание, приход новых пользователей.
Быстрый рост российских сервисов вроде Boosty и успехи отдельных креаторов, которые смогли сохранить значительную часть доходов, могут мотивировать и остальных диверсифицироваться и пробовать разные подходы — ведь больше всего бонусов получат те блогеры, кто первыми освоят новые площадки, и те сервисы, которые лучше всего закроют вновь открывшиеся потребности инфлюенсеров.
Дополнительные материалы по теме:
В мире без Instagram*: что учесть бизнесу в поисках альтернативных площадок.
Социальные сети для бизнеса: откуда и как доставать лиды в новой реальности.
Переходим на новые площадки: как правильно адаптировать контент для соцсетей?
* Instagram принадлежит компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Фото на обложке: Kenny Eliason / Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 За репост незарегистрированного блогера с аудиторией 10+ тыс. авторов каналов удалят из реестра РКН
- 2 12 советов о том, как стать Instagram*-блогером и начать зарабатывать деньги
- 3 Как монетизировать сообщество «ВКонтакте» и получать 2 млн рублей в месяц: кейс из индустрии красоты
- 4 Российский SMM-рынок в 2024 году вырастет на 35% — до 65 млрд рублей
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025