Колонки

Почему вам пора переводить интернет-магазин на https, если вы это еще не сделали

Колонки
Никита Тарасов
Никита Тарасов

Руководитель группы оптимизаторов в «Ашманов и партнеры»

Полина Константинова

1 ноября в России вступил в силу закон о «суверенном рунете», который призван защитить отечественный интернет от внешних угроз. О том, что произойдет после вступления закона в силу и как он может повлиять на бизнес, пока никто из экспертов и российских компаний сказать не может. Но среди возможных последствий для бизнеса — то, что интернет-магазинам теперь придется переходить на защищенный протокол https, чтобы защитить данные клиентов.

Никита Тарасов, руководитель оптимизаторов в компании «Ашманов и партнеры», рассказывает, как это сделать.

Почему вам пора переводить интернет-магазин на https, если вы это еще не сделали

Поисковые системы выше ранжируют сайты, использующие https

Протокол https разработали еще в девяностые, но сайты начали массово переходить на него сравнительно недавно. Многие, особенно коммерческие сайты, не торопились менять протокол, потому что при переходе возникал риск временной просадки посещаемости из поисковых систем. Но с недавних пор все изменилось — теперь сайты, использующие незащищенный протокол хуже ранжируются в поисковой выдаче.

В начале 2016 года доля российских сайтов, использующих протокол https, в топе поисковых систем составляла около двух процентов, а уже в мае 2018 достигла половины в топ-30 Google, а в июне — и в топ-30 «Яндекса».

Если вы еще не перешли на HTTPS, смириться с необходимостью этого шага вам поможет то, что он может быть полезен для поискового продвижения.

Почему в поиске растет доля сайтов с https

Причин роста две. 

  1. Во-первых, и «Яндекс», и Google предпочитают показывать сайты с https — есть связь и с позицией в топе поисковой выдаче, и с попаданием в топ. Если говорить простым языком, поисковые системы отдают предпочтение тем сайтам, на которых пользователь с меньшей вероятностью потеряет деньги или персональные данные. 
  2. Во-вторых, под давлением поисковиков и браузеров все больше сайтов переходят на защищенный протокол. Например, с июля 2018 года Google Chrome стал маркировать все сайты, использующие протокол http как небезопасные, что также негативно сказывается на поведении пользователей.

Наличие https-протокола в первую очередь актуально для сайтов, оперирующих данными банковских карт. Это интернет-магазины, сайты услуг, финансовые сайты и так далее. Если коротко, https-протокол помогает:

  • Шифровать передаваемые данные, чтобы их не перехватили. Злоумышленники не смогут узнать, какой информацией обмениваются посетители сайта, а также отследить их действия на других страницах или получить доступ к их данным.
  • Обеспечивает сохранность данных. Любое изменение или искажение передаваемых данных будет зафиксировано независимо от того, было оно сделано намеренно или нет.
  • Гарантирует, что посетители попадут именно на тот сайт, который им нужен, и защищает от атаки посредника. Пользователи больше доверяют таким сайтам, а это открывает дополнительные возможности для бизнеса.

По данным исследований нашей Лаборатории поисковой аналитики «Ашманов и партнеры», защищенный̆ протокол https уже перестал быть признаком прогрессивного сайта и становится стандартом для всех — сейчас он есть уже примерно на 80% сайтов.



В результатах по отраслевым выборкам запросов сайтов с https еще больше. Например, в e-commerce, где конкуренция очень высокая, https в топ-30 «Яндекса» и Google есть уже в 90-92% случаев, а в топ-3 — в 95%. 

Как перейти на https и не потерять трафик из поиска

По данным Data Insight, трафик из поиска по-прежнему является основным для российских интернет-магазинов. Многие компании переходили на https в низкий сезон, чтобы минимизировать экономические потери в случае временной просадки посещаемости из поисковых систем.

Давайте разберем, как лучше перейти на защищенный протокол с точки зрения SEO:

  • Важные страницы сайта должны быть открыты для индексации поисковыми роботами как по HTTP, так и по HTTPS;
  • При этом, если на сайте используются абсолютные адреса внутренних страниц (в том числе в ссылках, в атрибуте rel="canonical" тега link, base href и тому подобное), в HTTPS-версии необходимо заменить во всех таких адресах с «http» на «https».
  • Файл robots.txt на обоих сайтах необходимо привести к единообразию. Файл https://www.domain.ru/robots.txt должен стать таким же, как и по адресу http://www.domain.ru/robots.txt.

Важно!

После настройки 301-х редиректов для корректного определения группы зеркал (http- и https-версий сайта) рекомендуется оставить доступным файл robots.txt на http-версии сайта — http://www.domain.ru/robots.txt (то есть должны быть доступны оба файла — и на http и на https).

  • XML-карта сайта также должна быть полностью обновлена и содержать ссылки только на новую версию сайта, доступную по протоколу HTTPS. Ссылка на нее в файле robots.txt также должна быть скорректирована:  https://www.domain.ru/sitemap.xml.
  • Затем необходимо настроить прямые 301-е редиректы со всех страниц HTTP-сайта на соответствующие им страницы HTTPS-сайта. Следует избегать построения цепочек редиректов, когда между исходным документом на HTTP и конечным документом на HTTPS существуют промежуточные документы.
  • В сервисе «Яндекс.Вебмастер» требуется установить «Главное зеркало» с протоколом HTTPS в разделе «Настройка индексирования/Переезд сайта»:


Можно столкнуться с ситуацией, что какое-то время этот инструмент не будет позволять это сделать, сообщая, что указанный вами домен с HTTPS не может быть выбран в качестве главного зеркала. Роботу надо убедиться в том, что HTTPS-версия сайта действительно является зеркалом HTTP-версии, и склеить эти версии в группу зеркал.

Следует дождаться через некоторое время сообщения от «Яндекса» в сервисе «Яндекс.Вебмастер» о том, что главное зеркало изменено на вариант с HTTPS.

В корневую папку версии сайта на протоколе HTTPS — https://www.domain.ru — необходимо добавить файлы подтверждения на управление сайтом в панелях Google Search Console и «Яндекс.Вебмастер» и подтвердить права на него.

Для минимизации потерь поискового трафика перенос рекомендуется делать в сезон наименьшей посещаемости проекта. Также подробнее о переносе сайта можно прочитать в рекомендациях от Google.

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Мы вернемся к поездкам с флешкой в рюкзаке до ближайшего узла нормальной связи». Что предприниматели думают о «суверенном рунете»
  2. 2 Зачем размещать товары на «Яндекс.Маркете» и как это поможет вашему интернет-магазину
  3. 3 Как повлияет закон об автономном рунете на вашу компанию? Мы спросили об этом представителей бизнеса

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase