Экономика и рынок изменились – успешная компания сегодня действует совсем иначе, чем даже пять лет назад. Вместе с бизнесом меняются и требования к сотруднику, который хочет построить успешную карьеру. На этот процесс повлияло развитие искусственного интеллекта, постоянные изменения на рынке труда и исчезновение понятия «престижных» специальностей.
Востребованность в профессии уже не гарантируется дипломом об окончании хорошего вуза или большим опытом за плечами, поэтому в ближайшем будущем всем нам потребуется новая формула успеха. Дарья Канищева, руководитель направления по подбору молодых специалистов компании Accenture, рассказала о пяти составляющих этой формулы.
Уметь учиться всю жизнь
Иногда можно услышать о том, что «классическое» университетское образование теряет свою важность для успешной карьеры. На практике это совсем не так.
Сегодня университеты трансформируют свои учебные программы и стараются быть в тренде с точки зрения тех знаний и навыков, которые они дают молодым специалистам. При этом теперь университетского образования недостаточно, если не продолжать учиться всю жизнь.
Согласно исследованию World Economic Forum, уже к 2022 году 54% сотрудников для дальнейшей работы будет необходима переподготовка и повышение квалификации. Причем знание новых технологий и методик – только одна из ее составляющих.
Нам будут нужны такие способности, как оригинальность, инициативность, критическое мышление, эмоциональный интеллект, лидерство.
Появляется вопрос – на какие навыки стоит обратить пристальное внимание? Наш современный рабочий процесс в большей части – среда для переговоров, компромиссов и поиска нестандартных решений. Поэтому условному «сотруднику будущего» не придется опираться только на «базу» или софт скиллы, ему понадобится баланс этих составляющих.
Академическое образование и профессиональные навыки помогут анализировать, принимать решения, разбираться в больших объемах данных и информации. Прокачка своих навыков будет увеличивать эффективность, развивать умение совместно работать в команде и управлять стрессовыми ситуациями, помогая добиваться большего внутри компании и лучше решать ее задачи во внешней среде.
В обучении сотрудникам должны помочь работодатели, создавая собственную инфраструктуру обучения. Каждая компания борется за собственную идентичность, выпуская продукты с уникальным набором характеристик — а значит, создает свою культуру и индивидуальный перечень необходимых сотруднику навыков.
В Accenture, например, доступны не только тренинги для профессионального развития, но и возможность открыто обсудить с HR рабочие приоритеты и то, как лучше усовершенствовать свои скиллы.
Работать в экосистеме
Очень много сказано про умение работать в команде, но сегодня наша работа — это не только собственная команда, но и множество других сотрудников компании, клиентов, партнеров. И всю эту колоссальную рабочую сеть необходимо уметь упорядочить и связать воедино для решения своих профессиональных задач.
Исследование Accenture говорит о том, что более 76% бизнес-лидеров не сомневаются: отправной точкой изменений в бизнесе станет именно развитие экосистем. Экосистемный подход внедряется повсеместно: от создания продукта до восприятия своего рабочего места и профессии.
При этом создание профессиональных сетей и внутренняя коммуникация – область для развития части сотрудников: современный рабочий процесс требует умения гибко встраиваться в экосистему компании и быть готовым выстраивать собственную деловую сеть вне ее.
В Accenture мы практикуем разное внутрикомандное взаимодействие и помогаем сотрудникам учиться гибкости. Например, если человек чувствует, что ему нужны какие-то конкретные навыки по общению внутри команды, с компаниями клиентов или с коллегами из других офисов – мы прорабатываем эти моменты на внутренних и внешних тренингах, в корпоративных чатах.
Адаптивность позволит оперативно реагировать на события и получать необходимую информацию, а слаженная работа с коллегами станет драйвером генерации новых идей и уменьшит количество бюрократических препятствий. Как итог – больше времени можно будет уделить достижению реального результата.
Применять новые методики каждый день
Чтобы оставаться конкурентоспособным, бизнес применяет новые модели работы над проектами: внедряет гибкие методики, адаптирует бизнес-процессы, постоянно экспериментирует. То же самое уже сегодня нужно делать и сотрудникам.
Чтобы быть лучше конкурентов, для устойчивого построения карьеры нужно мыслить по-новому, применяя современные инструменты. Мы для себя выделили пять инновационных навыков и методов, применяя которые можно становиться успешнее:
- Design thinking,
- Agile way of working,
- Storytelling,
- Data fluency,
- Value creation.
Подход Design thinking — «дизайн-мышление» — нужен для того, чтобы решать сложные задачи в быстро меняющихся условиях. Один из самых крупных стрессов для любого сотрудника связан с тем, что большинство задач слабо формализованы, и исходных данных всегда не хватает.
Чаще всего задача выглядит примерно так: «необходимо создать новую версию продукта, которая позволит существенно уменьшить отток существующих клиентов» — как именно это сделать, должен решить менеджер.
Для того чтобы эффективно решить задачу, и нужно это самое созидательное мышление: представить себе результат, структурировать вводные, сформулировать задачу, правильно создать рабочую команду, создать прототип, протестировать решение.
При этом внешняя среда постоянно меняется, и эффективно работать по принципу «запланировал и делаю» не удается. Поэтому практически всем сотрудникам приходится встраивать в свою ежедневную работу принципы agile — каждый день задавать себе вопрос, правильно ли расставлены приоритеты и как улучшить результаты в этой конкретной итерации.
Навыки «сторителлинга» также очень важны для каждого сотрудника. Например, на любом из этапов общения с целевой аудиторией маркетолог должен рассказать о своей компании интересную историю и суметь вовлечь общество в создание историй «о себе».
Для других сотрудников важно уметь быстро рассказать команде о своем опыте: что в прошлом приводило к успеху, а какие активности, наоборот, забирали время и не приносили результата.
Data fluency позволяет правильно трактовать данные и принимать исходя из этого взвешенные решения. По результатам нашего исследования видно, что 46% компаний планируют активнее применять анализ данных для повышения собственной эффективности.
Компании планируют использовать поведенческие данные клиентов и прогнозировать таким образом их будущие потребности. Сотрудники, умеющие свободно оперировать данными, могут превратить столбцы необработанных цифр в полезную информацию, потому что они понимают, как ее интерпретировать и правильно использовать.
И, конечно же, успешный сотрудник уже сегодня знает, какую ценность приносит каждое его действие лично ему, его работодателю, рынку и обществу в целом.
Искать мотивацию
У каждой работы есть результат, который мотивирует работать дальше. Для большинства сотрудников, занятых в современном технологическом бизнесе, это серьезная проблема: их результат — цифровые услуги, внедрение новых технологий, работа с массивами данных — очень сложно ощутить. Часто это лишь наборы меняющихся цифр, которыми сложно гордиться.
Мы должны понимать, для чего встаем по утрам и идем в офис. В современной рабочей парадигме мотивация и личные цели – драйверы продуктивной работы. Умение их постоянно находить особенно важны в таких сферах бизнеса, где нет возможности физически «пощупать» результат.
В консалтинге мы работаем со знаниями и навыками наших сотрудников – их талант позволяет делать лучше жизни других людей. Например, в Accenture человек может, к примеру, достаточно долго заниматься переносом систем хранения данных в облако – работа объемная, колоссальная, очень интеллектуальная.
Однако ощутить результат сложно: да, клиент будет в восторге и поблагодарит тебя, но вот увидеть, что, условно говоря, произведена бутылка кефира, сотрудник не может. Поэтому мы уделяем большое внимание работе с этим фактором – помогаем людям найти мотивацию.
Делать это можно самыми разными способами, один из самых эффективных – личный опыт.
К примеру, рассказывать максимально жизненные истории про успешные проекты, которые делают коллеги. Проектный менеджер, например, может рассказать коллегам о том, как именно разработанные командой технологии улучшают жизнь сотрудников производства.
Такие истории заряжают, придают смысл, а значит — помогают каждый день достигать большего.
Вести здоровый образ жизни
Многим в жизни помогает простая мысль: человек в лучшей физической форме имеет дополнительное конкурентное преимущество — у него просто больше энергии для реализации своих замыслов. В самом прямом смысле слова.
Нормальный сон, занятия спортом, правильное питание – все это составляющие успеха. Потому что, если мы не здоровы и у нас нет сил, мы не сможем быть эффективными ни дома, ни на работе.
Здоровый баланс между работой и личной жизнью имеет решающее значение для психического и физического здоровья и помогает избегать стресса и выгорания. Важно отметить, что мы чувствуем от соискателей такой запрос – на поддержку компаниями здорового образа жизни. Особенно от молодежи, поколение Y и Z хочет не только уделять 100% времени карьере, но и принимать участие в самых разных активностях.
Отлично, когда компания готова разделять начинания сотрудников: корпоративная йога, забеги, диджитал-детокс, сессии по развитию эмоционального интеллекта – все это стимулы развития. В Accenture такие инициативы поддерживают, начиная с того что мы выдаем в первый день работы каждому сотруднику бутылку воды для многоразового использования, напоминая, как важно пить чистую воду.
Забота о собственном здоровье — еще и напоминание о том, что работа должна не только стимулировать к созданию новых ценностей и достижению бизнес-показателей, но и просто вести к простому и понятному для каждого человека результату — счастью.
Материалы по теме:
Пять навыков, без которых вы не сможете достичь успеха в сфере рекламы
Умение говорить и слушать – вот секрет успешного общения с клиентами
11 гибких навыков, которые нужны для работы в стартапе
Пять компонентов эмоционального интеллекта
Какие навыки нужны программисту: все о трендах найма в IT-сфере
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025